MarineCrew ® 26-Дек-2015 07:08


– … А формы у меня пока нет, виновато произнёс я в ответ на вопросительно вскинутые брови капитана, который только что поднялся по парадному трапу на борт судна, и впервые увидел меня – нового члена экипажа, третьего штурмана, – заступившего к тому времени на береговую вахту.
– Было бы содержание, – парировал он, и, развернувшись на каблуках, пошёл в свою каюту.
Несколько часов назад я прибыл по распоряжению отдела кадров Балтийского морского пароходства на борт теплохода «Харлов», стоявшего в Лесном порту, и тут же был поставлен на вахту, первую мою вахту в качестве помощника капитана на торговом судне. Всё произошло неожиданно: телефонным звонком инспектор-кадровик вызвал меня в пароходство, и, не церемонясь, вручил направление на лесовоз «Харлов», предупредив, что на сегодняшний вечер уже назначен выход в рейс. Возражения не принимались, да я и не пытался возражать. А в голове закружились мысли: что-то название знакомое..., где же я встречал этот пароход? а как же с вещами? у меня с собой ничего нет…
– Вот телефон. Позвоните домой. Пусть привезут Вам всё необходимое для рейса, – участливо пододвинул ко мне аппарат инспектор, – главное – документы: диплом, паспорт моряка, сертификаты. И уже после моего звонка жене, которой я твёрдым голосом объявил о назначении, – похвалил за выбор нужной тональности в разговоре с супругой.
Да, не знал, не знал я, куда попал, – и это первый рейс после окончания морского училища! А попал – на «ссыльный» пароход, где работали за разные неблаговидные проступки наказанные моряки – те, которых увольнять или лишать заграничной визы было пока ещё не за что, а вот наказать следовало. Но я-то здесь причём? Ведь не успел ещё ничего натворить! Тут вспомнилось мне, где встречал т/х «Харлов», и струйка холодного пота предательски потекла по спине.
А вспомнилось вот что. Гулль. 1986 год. Входим в порт на т/х «Механик Евграфов»: я – практикант – по швартовому расписанию нахожусь на баке, рядом – боцман, матрос, электрик. Смотрим – из порта навстречу выходит ржаво-корявая облезлая посудина.
– Неужели такие калоши ещё бывают? – обронил кто-то, – интересно, чей он?
– Точно не наш. Да.., не позавидуешь тем парням, что там работают.
Однако, поравнявшись, увидели – всё-таки пароход наш, советский. Об этом говорили флаг и название на русском языке – ХАРЛОВ.
– Не-а, в нашем пароходстве такого корыта нет. Может одессит, или с севера? – предположил боцман, но уже через пару секунд обернувшись назад и посмотрев на корму удалявшегося судна, прочитал: ЛЕНИНГРАД.
– Не может быть! – всё ещё удивлялся боцман, но всем уже было ясно: пароход этот принадлежит Балтийскому морскому пароходству, как и судно, на котором мы тогда находились, следуя встречным курсом.
Вот так номер! Ещё раз посочувствовав экипажу увиденного парохода, мы занялись своей работой.
Так я впервые встретил т/х «Харлов». Тогда у меня и в мыслях не было, что вскоре, практически через год, именно с него начнётся моя трудовая деятельность в море.
И вот – началась. Вернее – началось! Дело в том, что пришедший из рейса третий штурман, на место которого прислали меня, как только пароход коснулся стенки причала, перемахнул через планширь и убежал. По словам очевидцев – схватившись за голову и издавая нечленораздельные вопли. Он оставил всё на борту: документы, деньги, вещи. Больше его никто не видел. Так достали человека: и люди, и обстоятельства.
А каково мне? Нужно было принять дела, познакомиться с заведованием, да просто узнать, что и где лежит. Никто ничего мне не показал. И если учесть, что рейс в качестве помощника капитана для меня был первый в жизни, опыта – никакого, я был весьма удручён. То, что было дальше, сможет понять только флотский штурман, знающий специфику работы в море. Поэтому не стану долго и нудно описывать те трудности и невзгоды, которые пришлось испытать за три месяца плавания. Скажу только, что этот период в жизни для меня стал самым трудным и напряжённым, потребовавшим невероятного напряжения сил: вахты, швартовки, авралы, бессонные ночи, изматывающая качка, оторванность – от дома, молодой жены, только что родившегося сына.
Пароход был уже загружен лесом, и вскоре вышел в рейс.
На пятые сутки подходим к порту Гулль. И вот тут происходит невероятное, в полном смысле этого слова. Замечу, что при приближении к иностранному порту на торговом судне поднимается флаг государства, которому этот порт принадлежит. Вот и сейчас нужно поднять Торговый флаг Великобритании. Я направляюсь к стеллажу с флагами, и из ячейки, обозначенной «Great Britain», достаю соответствующий – в чём я уверен – флаг, выхожу на палубу, поднимаю его, как и требуется в этом случае, и, ничтоже сумняшеся, возвращаюсь на навигационный мостик.
Лоцман на борту, он даёт команды на руль и телеграф, капитан молча наблюдает за действиями лоцмана и окружающей обстановкой, матрос на руле исполняет команды, жужжат приборы, по мостику гуляет ветер от распахнутых дверей – всё, как обычно. Однако, что-то не так!
На причале, у которого должен швартоваться пароход, наблюдается всё увеличивающаяся толпа, состоящая из людей пристально глядящих в нашу сторону, и, судя по характерным жестам, находящихся в явном недоумении и замешательстве. Тут я начинаю нервничать, и обращаю внимание капитана на необычайность происходящего на берегу. Тот спрашивает лоцмана, указывая рукой на причал: «What’s the matter?». В чём, дескать, дело?
По рации лоцман связывается с берегом, через секунду его лицо вытягивается: похоже, он потерял дар речи. Спустя несколько секунд, показавшихся вечностью, он вымолвил: «You’ve hoisted Her Majesty State Flag», т.е. на нашем судне поднят флаг Королевы Великобритании, свидетельствующий о её присутствии на борту.
Вообразите: в английский порт входит ржавый, унылого вида, просевший под грузом пиломатериалов, старый пароход, а на нём гордо развевается Флаг Её Величества Королевы Великобритании. Да, было чему удивиться публике на берегу. Такого зрелища они ещё не видели!
Я бросаюсь к стеллажу с флагами, ячейка «Great Britain» пуста, никакого другого флага в ней нет. Позже я перебрал весь ящик – нужного флага там не оказалось. Как же судно прежде заходило в английские порты? Как сюда попал флаг королевы, которого по определению не должно было быть на борту? Действительно, невероятно…
Так и пришвартовались к причалу, с которого тут же был перекинут на пароход тот самый, необходимый Торговый флаг Великобритании. Люди из толпы мало-помалу стали расходиться по своим делам, оживлённо обсуждая произошедший казус. Не удалось им лицезреть королеву, а так хотелось….
Валерий Соболев-Источник: Блог моряка торгового флота
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Ув. форумчане! Прошу, помогите разобраться.
О должностях и экипажах
Проблемные суда делают из "зеленых" морячков - профессионалов
Погода в Северном море
Пожар на пароме Pulau Payar, Пенанг
Первый рейс или начало карьеры. Часть вторая
Об алкоголе на судах
Морские байки
Страшные истории
Рассказы мурманского моряка
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 00:52

Часовой пояс: GMT + 3