zxc ® 06-Окт-2013 17:59

Электроэнергетические системы морских судов


Год выпуска: 1991
Язык: русский
Автор: Л.И.Сергиенко, В. В. Миронов
Жанр: Учебник для мореход, училищ
Издательство: МОСКВА "ТРАНСПОРТ"
Формат: PDF
ISBN 5-277-01097-1
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 264
Описание: Приведены основные сведения об электроэнергетических системах морских судов. Особое внимание уделено автоматизировагаым системам управления судовыми электроэнергетическими установками и автоматическим регуляторам напряжения судовых генераторов. Представлены сведения об источниках электроэнергии, электрической аппаратуре, электрических сетях и судовой светотехнике.
По всем видам технических средств изложены основные правила технической эксплуатации.
В приложениях содержатся условные графические обозначения и буквенные коды элементов электрических схем.
Для учащихся электромеханической специальности мореходных училищ.
Может быть полезен судовым электрикам и электромеханикам.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Электроэнергетические системы, являющиеся одними из наиболее
сложных комплексов судовых технических средств, должны обеспечивать
бесперебойное производство и распределение электроэнергии.
Судовые специалисты, занимающиеся эксплуатацией этих систем,
нередко обязаны принимать решения при быстрой смене окружающей
обстановки и режимов работы агрегатов и механизмов, а также в
условиях нехватки времени на выполнение каждой операции. От их
правильных действий во многом зависит живучесть судна. Перечисленные
обстоятельства предъявляют повышенные требования к уровню
профессиональной подготовки будущих судовых электромехаников.
В учебнике отражен современный уровень судовой электротехники
в целом и судовых СЭЭС в частности. Наибольшее внимание уделено
автоматическим регуляторам напряжения разных типов и системам
управления типов "Ижора", "Ижора-М" и ASA-S как наиболее сложным
и трудным в изучении элементам электроэнергетических установок.
При изложении материала основной упор сделан на освещение сущности
физических процессов, происходящих в перечисленных выше
элементах.
Учебник написан в соответствии с учебной программой по одноименной
дисциплине и предполагает формирование у курсантов
системы знаний основ технической эксплуатации автоматизированных
электроэнергетических систем. Привитие навыков и умений обеспечивается
выполнением лабораторных работ, курсового проекта и прохождением
плавательной практики. Излагаемый материал основан на
знании предметов "Теоретическая электротехника и электрические
измерения", "Судовые электрические машины", "Основы электроники
и судовая автоматика" и др. Часть материала учебника служит для
повышения технической эрудиции курсантов (различные исторические
данные, сведения о работах ученых, информация из смежных областей
знаний и т. д.). Некоторые сведения необходимо запомнить. К ним
относятся условные графические обозначения и буквенные коды
элементов электрических схем (приложения 1 и 2), наиболее употребительные
формулы и др. Значительная часть учебника отведена материалу,
требующему от курсанта прежде всего понимания. В первую
очередь это сведения об автоматизированных устройствах, узлах и
блоках, входящих в систему управления электроэнергетической
системой, а также автоматических регуляторах напряжения. Следует
з
подчеркнуть: от того, насколько грамотно будут эксплуатироваться
эти технические средства, зависит надежность работы электроэнергетической
системы, живучесть судна и безопасность людей.
С целью облегчения работы с учебником в тексте использованы
шрифтовые выделения: в параграфах выделены полужирным шрифтом
наиболее важные темы; слова или словосочетания, определяющие
смысловые части текста, выделены разрядкой; термины - курсивом.
Для повышения эффективности усвоения материала служат
контрольные вопросы-задания, приведенные в конце каждой главы.
Самостоятельную работу над учебником следует дополнять изучением
руководящих документов (Правил Регистра СССР, Правил
технической эксплуатации судовых технических средств и др.), а
также систематическим ознакомлением с новинками технической
литературы и периодическими изданиями (журналы "Судостроение",
"Морской флот" и др.).
Авторы заранее благодарны за все критические замечания и
предложения по улучшению учебника и просят направлять их по
адресу: 103064, Москва, Басманный тупик, 6а, издательство "Транспорт".
Авторы
Список принятых сокращений
АБ — аккумуляторная батарея
АВ — автоматический выключатель
АД — асинхронный двигатель
АДГ — аварийный дизель-генератор
АРН — автоматический регулятор напряжения
АРЧ — автоматический регулятор частоты
АРЩ — аварийный распределительный щит
АС — автоматический синхронизатор
АЦП — аналого-цифровой преобразователь
БИС — большая интегральная схема
БСГ — бесщеточный синхронный генератор
ВГ — валогекератор
ВРШ — винт регулируемого шага
ВФШ — винт фиксированного шага
ГА — генераторный агрегат
ГД — главный двигатель
ГНВ — генератор начального возбуждения
ГПТ — генератор постоянного тока
ГРЩ — главный распределительный щит
ГЭУ — гребная электрическая установка
ДАУ - дистанционное автоматизированное управление
ДГ — дизель-генератор
ЗПУ — зарядно-питающее устройство
ЗУ — защитное устройство
ИТ — измерительный трансформатор
КЗ — короткое замыкание
Кн — корректор напряжения
КПД — коэффициент полезного действия
ЛЛ — лампа люминесцентная
ЛН — лампа накаливания
МКО — машинно-котельное отделение
МО — машинное отделение
МУ — магнитный усилитель
ОВГ — обмотка возбуждения генератора
ОУ — операционный усилитель
ПД — приводной двигатель
ПП — плавкий предохранитель
ПТЭ СТС - Правила технической эксплуатации судовых технических средств
ПУ — пулы управления
РГП — рубильник гашения поля
РДГ — резервный дизель-генератор
РУ — распределительное устройство
РЩ — распределительный щит
СВАРН - система возбуждения и автоматического регулирования напряжения
СГ — синхронный генератор
СТС - судовое техническое средство
СЦК — система централизованного контроля
СУ — система управления
СЭО — судовое электрооборудование
СЭС — судовая электростанция
СЭУ — судовая энергетическая установка
СЭЭС — судовая электроэнергетическая система
ТГ - турбогенератор
ТК — трансформатор компаундирования
ТН — трансформатор непряжения
ТО — техническое обслуживание
ТТ — трансформатор тока
УК — утилизационный котел
УТГ — утилизационный турбогенератор
ЦАП — цифроаналоговый преобразователь
ЦВМ - цифровая вычислительная машина
ЦПУ — центральный пост управления
ЩЭСБ — щит электроснабжения с берега
ЭД — электродвигатель
ЭДС — электродвижущая сила
ЭП — электропривод

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Важным направлением совершенствования морского транспорта
является обновление флота, пополнение его высокопроизводительными
экономичными специализированными судами. Современные
морские суда насыщены большим количеством технических средств,
обеспечивающих безопасность плавания, оптимальные режимы работы
оборудования и нормальные бытовые условия экипажа. Для управления
СТС применяют системы управления, которые в совокупност:-:
образуют комплексы систем управления судовыми техническими
средствами.
В 1970-1976 гг. для судов отечественной постройки были созданы 4
базовых комплекса СУ СТС первого поколения: "Залив" - для теплоходов,
"Пролив" - для паротурбоходов, "Тропик" - для газотурбоходов,
"Север" - для атомоходов.
С 1981 г. на судах устанавливают более совершенные комплексы
СУ СТС второго поколения типа "Залив-М". В состав комплекса
"Залив-М" входят СУ следующими СТС (рис. В.1): вспомогательными
механизмами, обслуживающими ГД ("Прибой"); электроэнергетической
системой ("Ижора-М"); общесудовыми системами {"Нарочь-М");
грузовыми операциями на танкерах ("Ильменъ-М"); системой инертных
газов на танкерах ("Виктория-М"). Кроме того, предусмотрены прием и
обработка информации от большого количества датчиков (давления,
температуры, уровня и др.) при помощи СЦК типа "Шипка-М". Централизованное
электроснабжение перечисленных систем данного комплекса
обеспечивает система "Тангенс". Системы комплекса связаны
не только между собой, но и с локальными СУ, такими, как ДАУ ГД,
ДАУДГидр.
С начала 90-х годов на суда начнут поступать комплексы СУ СТС
третьего поколения, в которых предполагается широкое использование
микропроцессорных средств переработки, хранения и передачи
информации.
На современных судах большинство СТС электрифицировано: это
стало уже привычным. Но давайте вспомним, как электричество
"завоевало" суда.
Электрическая энергия начала применяться на судах во второй
половине XIX века, чему способствовали изобретения лампы накаливания
А. Н. Лодыгиным, дуговой лампы П. Н. Яблочковым, трансформатора
И. Ф. Усагиным, 3-фазного асинхронного двигателя М. О. Доли-
7
Рис. В.1. Структурная схема комплекса систем управления судовыми техническими
средствами типа "Залив-М"
во-Добровольским и др. В 80-х годах прошлого века на судах впервые
начали устанавливать ГПТ для нужд освещения, а в начале XX века -
электрифицированные приводы вентиляторов и насосов МКО, а также
палубных и грузоподъемных механизмов. Мощность генераторов
составляла десятки киловатт при напряжении до НОВ. Необходимость
централизованного электроснабжения судовых приемников привела к
созданию СЭС, состоящих из источников электрической энергии и ГРШ
До середины 50-х годов на большей части судов транспортного флота
применяли постоянный ток, что объясняется хорошими регулировочными
свойствами ЭП постоянного тока. Серийный выпуск судового
электрооборудования переменного тока мощностью в десятки и сотни
киловатт обеспечил переход от СЭС постоянного тока к СЭС переменного
тока.
Одна из основных тенденций развития судовой электроэнергетики
- постоянный рост мощностей СЭС и установленного электрооборудования.
Так, средняя мощность СЭС морских судов удваивается
каждые 20 лет и в настоящее время достигает десятков тысяч киловатт.
По мере роста мощностей СЭС усложнялась их структура, а также
структура электрических сетей, совершенствовались системы автоматического
регулирования, управления, защиты и контроля. В связи с
этим сформировалось понятие о СЭЭС, обеспечивающей производство и
распределение электрической энергии.
Управление работой СЭЭС осуществляют с помощью СУ. В настоящее
время на транспортных судах используют множество СУ СЭЭС,
отличающихся структурой, элементной базой и другими признаками.
На судах отечественной постройки устанавливают СУ СЭЭС типа
"Ижора-М", связанную с локальной системой ДАУ ДГ типа "Роса-М".
Применение этих двух систем позволило автоматизировать операции
пуска, остановки, контроля и защиты приводных двигателей ГА
("Роса-М"), синхронизацию, распределение нагрузки и защиту генераторов
("Ижора-М"). Тем самым обеспечена комплексная автоматизация
СЭС.
Более совершенные СУ СЭЭС, в которых используются ЭВМ, позволяют
дополнительно автоматизировать программирование работы
СЭЭС в соответствии с режимом работы судна, а также диагностирование
и прогнозирование состояния элементов СЭЭС. Такие СУ обеспе-
8
чивают практически бесперебойное снабжение судна электроэнергией,
что является важнейшим условием безопасности плавания.
Разработка и внедрение надежных СУ СЭЭС в значительной степени
будут способствовать решению важной задачи - созданию комплексных
систем управления СТС, которые свяжут в единое целое
основные группы судовых технологических процессов: судовождение,
эксплуатацию СЭУ, грузовые, швартовные операции и др. Такие СУ
СТС уже в настоящее время создаются на базе широкого использования
ЭВМ и телевизионной техники.
В зависимости от объема автоматизации СТС, Правила Регистра
СССР устанавливают 2 знака автоматизации в символе класса судна -
А1 и А2. Знак А1 имеют автоматизированные суда с безвахтенным
обслуживанием МО в ходовом режиме и во время стоянки, знак А2 -
суда с обслуживанием МО постоянной вахтой в ЦПУ на ходу и с безвахтенным
обслуживанием во время стоянки. Комплекс "Залив-М"
соответствует требованиям Правил Регистра СССР к судам со знаком
автоматизации А1. Комплексная автоматизация судов позволяет
существенно повысить экономичность и ресурс СЭУ, сократить численность
экипажей и эксплуатационные расходы, облегчить труд моряков
и имеет конечной целью снижение себестоимости перевозок в условиях
безопасного плавания.
Оценка: 4.8 / 5 (Голосов: 5)
Цитата
Похожие релизы
Fire detection systems / Системы обнаружения пожара [PDF]
Автоматизированные системы управления судовым вспомогательным оборудованием - Сисин В.Д. [2003, PDF]
Атлас единой глубоководной системы европейской части РФ Том 3, часть I Волго-балтийский водный путь…
Атлас единой глубоководной системы европейской части РФ Том 3, часть II Волго-балтийский во…
Атлас единой глубоководной системы европейской части РФ Том 3, часть III Волго-балтийский вод…
Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ Том 5, Река Волга - от Рыбинского гидроузла…
Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ Том 8, Часть II. Волго-Донской водный путь…
Бортовые автоматизированные системы контроля мореходности - Вагущенко Л.Л. [2005, PDF]
Инерциальные навигационные системы морских объектов - Лукьянов Д.П. [1989, DjVu]
Интегрированные системы ориентации и навигации для морских подвижных объектов - О. Н. Анучин, Г. И.…
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 08:12

Часовой пояс: GMT + 3