zxc ® 27-Ноя-2013 00:09

Основы навигации (практический опыт капитана)


Год выпуска: 2008
Язык: русский
Автор: А.Е. Селезнев
Издательство: Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
ISBN: УДК 656.61.052
Формат: PDF
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 177
Описание: Цель настоящей книги – помочь людям, изучающим дисциплины судоводительских факультетов, разобраться в науке навигации. Основное внимание уделяется практическим сторонам навигации, объясняется смысл действий.
Книга будет интересна не только студентам и курсантам, но и опытным морякам, которые смогут освежить свои знания
Уважаемый читатель!
Книга, которую ты сейчас держишь в руках, является не совсем обычным учебником. И это её главная отличительная особенность. При-вычный учебник – фундаментальный труд, содержащий огромное количе-ство формул и теоретических выкладок. Он написан весьма специфиче-ским языком, полностью понятным только людям, имеющим добротное базовое образование. Недаром в системе обучения любой профессии на первом месте по информативности стоят лекции, где преподаватель объ-ясняет студентам материал, учебник же играет роль, в основном, вспомо-гательную.
Однако, хотим мы этого, или нет, каждое время характерно своими особенностями. Одной из таких особенностей нашего времени является значительно возросшая сложность получения высшего и среднего техни-ческого (уровень колледжа) образования. Это обусловлено, с одной сторо-ны, высокой стоимостью самого обучения, оплатить которое многие не в состоянии, а с другой стороны, низкой оплатой труда преподавателей, что приводит к не восполняемому оттоку их лучшей части из образовательных учреждений. В силу первой причины молодые люди, желающие всё же образование получить, зачастую вынуждены использовать заочную форму, а это, понятно, приводит к заметному снижению качества приобретаемых знаний. В практике автора был случай, когда студент-заочник судоводи-тельского факультета, окончивший четвертый (!) курс, не знал, что мачта называется мачтой. Это подлинный факт!

Далее...

Что делать, у человека было время, чтобы заработать деньги на обу-чение, но не хватило физических возможностей чему-нибудь научиться. И хотя он, без сомнения, достоин уважения за свою целеустремленность, но ведь через время ему всё равно придётся работать, а тут уж без профес-сиональных знаний никак не обойтись. Честно говоря, именно описанный случай послужил отправной точкой для начала работы над настоящей книгой. На самом деле, учиться по учебникам – непросто, заочникам (что греха таить) – просто запредельно тяжело, а знать профессию – необходи-мо, хотя бы на уровне голой практики, без теоретических обоснований и научных рассуждений.
Цель настоящей книги – помочь людям, самостоятельно изучающим дисциплины судоводительских факультетов, разобраться в науке навига-ции, именно понять, что здесь к чему, и как всем этим пользоваться в ре-альной жизни. Поэтому основной упор тут делается на практические сто-роны навигации, объясняется смысл действий. Вообще-то, присутствует и теоретическая часть, то есть те самые так нелюбимые всеми формулы. Что
А.Е.Селезнёв Основы навигации
делать, никому не известно, что и когда пригодится в жизни. Но именно при объяснении материала формулы не используются (кроме простых, и на самом деле необходимых). Та часть теории, которая в практической ра-боте не применяется, представлена в книге мелким шрифтом.
Здесь присутствует и профессиональный жаргон, и морские байки. Для чего? Во-первых, просто интересно, а во вторых, это – неотъемлемая часть информационного поля, в котором вращается современный штурман морского судна. Книга написана «вольным штилем», содержит, помимо специальных навигационных знаний, полезные для молодого судоводите-ля советы из других отраслей морской жизни и, в принципе, будет инте-ресна не только студентам и курсантам, но и опытным морякам, которые смогут не только освежить часть своих, изрядно подзакостеневших знаний, но и просто улыбнуться при её прочтении, что уже само по себе полезно для людей, занятых в такой тяжелой сфере производства, каковой является нынешнее мореплавание.
2. НЕМНОГО О ПРОФЕССИИ
Как много, и каких интересных книг написано к сегодняшнему мо-менту о мореплавании и моряках! Это увлекательнейшая фантастика Жю-ля Верна, живая проза Станюковича и Гончарова, суровая романтика Джека Лондона, Новикова-Прибоя и, наконец, пропитанные флотским юмором наших дней произведения Виктора Конецкого. Со страниц этих незаурядных произведений предстают перед нами сами моряки – люди, овеянные солёными ветрами, сильные, смелые, никогда не унывающие. Они повидали весь мир, побывали в самых дальних уголках планеты, ви-дели чудеса, о которых человеку береговому можно только мечтать.
Главная же фигура на любом военном корабле или торговом судне – командир, капитан! Вот кто на самом деле старый морской волк! Вот кто ведёт экипаж к новым приключениям через шторма и туманы. Это – корифей, которому ведомы все тайны звёзд и волн, приливов и тайфу-нов. Он знает то, чего простым смертным знать не дано! Ну и конечно, помощники капитана – завтрашние капитаны, люди не простые и интерес-ные уже только в силу своего будущего положения.
Так вот как раз капитан и его помощники – это и есть, дорогой чита-тель, судоводители, штурманы, навигаторы. Правильное название профес-сии в наши дни – судоводитель. Только на самом деле романтики на со-временном большом флоте уже почти совсем не осталось. Отсюда – вто-рая задача данной книги, которая реализуется в самом её начале – уберечь «юношей, обдумывающих житьё» от опрометчивого шага, а именно – вы-
бора профессии морского штурмана только лишь на основании прочитан-ных книг и рассказов «бывалых моряков». Очень опасен такой выбор! Так что если после прочтения первых же страниц кто-то скажет: «Это не для меня!», - книга уже писалась не зря.
Итак, что же представляет собой профессия судоводителя в наши дни? Для более понятного представления о ней сначала необходимо крат-ко ознакомиться с положением дел в мировом судоходстве вообще и обра-тить внимание на те негативные явления, которыми обусловлены имею-щиеся сегодня коренные изменения в работе капитанов и их помощников. Везде и всюду, прежде всего, имеется тенденция к сокращению судовых экипажей. Практически исчезли такие штатные единицы, как начальник судовой радиостанции и радиооператор, помощники капитана по радио-электронике, хозяйственные помощники, вторые электромеханики и элек-трики, судовые врачи (фельдшеры), четвёртые помощники капитана, вто-рые донкерманы, старшие матросы.
Понятно также, что вместе с тем, объём работы не только не умень-шился, но и возрос. Конечно, на помощь человеку пришла техника, но вместе с ней пришла и необходимость умения с ней обращаться а это уже – дополнительная нагрузка. Большая часть работы, которую выполняли раньше названные члены судокоманды, легла сейчас именно на плечи су-доводителей. Следовательно, представители этой профессии испытывают сейчас невероятные физические и психические перегрузки, отрицательное влияние которых на здоровье и личную жизнь людей не в состоянии скомпенсировать никакие высокие заработки. Недаром на флот приходит всё меньше и меньше граждан развитых государств, даже таких традици-онно морских держав, как Великобритания и Норвегия. Это тоже, кстати, один из факторов риска, потому что в отрасли начинают преобладать гра-ждане стран, не только не имеющих сколько-нибудь серьёзных морских учебных заведений, но и выверенных веками традиций хорошей морской практики. Это означает, что всё чаще на мостиках морских судов появля-ются люди, морально не готовые к ответственному и грамотному выпол-нению своих профессиональных обязанностей. А ведь в их руках – сотни тысяч тонн опасных грузов, человеческие жизни, огромные материальные ценности. Поэтому, в частности, более ясными становятся причины уча-щения аварий морских судов в последнее время.
Однако нам, прежде всего, интересно будет посмотреть, а чем же во-обще непосредственно заняты штурманы во время своей работы. Итак, со-временный штурман – это, прежде всего, бюрократ. Десятки и сотни бумаг обязан он написать, составить, оформить и ещё и отправить по разным ад-ресам. Не один десяток папок ведут судоводители современного судна. Это отнимает массу времени, сил и нервов, потому что ужасно злит.
Часто не хватает времени выполнить ту работу, за которую полдня отчитывался в бумагах. А обязанность стоять вахту восемь часов, ни на что постороннее не отвлекаясь (данная фраза в наши дни, к великому со-жалению, просто вызывает смех) никто не отменял. Кроме перечисленно-го, каждый штурман имеет своё заведование, за состоянием которого обя-зан тщательно следить и поддерживать его на должном уровне.
Как правило, третий помощник капитана отвечает за состояние про-тивопожарных и спасательных средств, подготовку документов на приход в порт и выход из него, второй помощник – за поддержание на уровне со-временности судовой коллекции карт и книг, радиоаппаратуру, подготов-ку и навигационную проработку перехода, состояние судовой амбулато-рии и аптечки, старший помощник (старпом) – за подготовку и проведе-ние грузовых операций, контроль за состоянием грузового оборудования, контроль за работой младших помощников, состояние корпуса судна, ока-зание медицинской помощи членам экипажа, соблюдение правил по пре-дотвращению загрязнения окружающей среды.
Капитан же отвечает за всё, и всё, соответственно, обязан контроли-ровать. Слава Богу, капитан от несения ходовых вахт освобождён, однако, именно он, и никто другой, осуществляет управление судном в самых сложных навигационных условиях. Как следствие, стопроцентно хорошо выполнить свои обязанности современные судоводители, естественно, фи-зически не в состоянии, что тоже оптимизма не прибавляет. И это при том, что у ответственно относящегося к своим обязанностям штурмана при не очень напряженном графике заходов судна в порты, рабочий день состав-ляет минимально (!) двенадцать часов в день. Напомню, выходных в море не бывает. Рабочий день в 14 – 15 часов ещё считается нормальным, но и восемнадцатичасовой – отнюдь не редкость в наши дни.
Один из способов как-то выкрутиться – использовать время ходовой вахты, что теперь повсеместно делается. Но всегда нужно помнить, что вахтенный штурман в это время вперёд не смотрит (а матросов на вахте практически много лет уже нет), и пароход – слеп и почти глух. Даже но-чью в наши дни в большинстве случаев, ходовую вахту несёт на мостике только один человек – судоводитель. Как следствие – постоянно накапли-ваемая усталость, нервозность, необратимые изменения в психике и физи-ческом состоянии организма. А усталый, задёрганный, неуравновешенный человек имеет больше шансов совершить ошибку. Цена такой ошибки очень велика. Ответственность – неимоверно тяжела.
Аварии танкеров приводят к экологическим катастрофам планетар-ного масштаба, гибнущие пассажирские суда уносят с собой жизни сотен людей, современные химовозы порой перевозят грузы, попадание которых в атмосферу вызовет гибель десятков тысяч людей. Тебе это надо, читатель? Мне могут возразить, что ведь всё течёт, изменяется, что, может быть, всё наладится и на флоте. Нет, дорогие друзья, это очень вряд ли. Весь прогресс на флоте касается только технической стороны. А для лю-дей вся эта автоматизация оборачивается явлением, метко описанным в широко распространенной поговорке: «Кнопку нажал – и вся спина в мы-ле». В принципе, повторяю, только в принципе, что-то может начать ме-няться (только начать!) после ряда морских катастроф. Правда одна такая катастрофа (танкер «Эксон Валдис») уже была. Были и изменения – на флот пришло новое цунами бумаг для ежедневного оформления.
Так всё оно и катится, год за годом, десятилетие за десятилетием. Так тебе всё ещё это надо, читатель? Ну что ж, я тебя предупредил. Если за ум браться не хочешь, берись за эту книгу и читай дальше. По крайней мере, я помогу тебе хотя бы в чём-то, а именно в освоении самых что ни на есть штурманских навыков – ведения счисления пути, определение места своего судна, пользования морскими картами. Ну а если кто собрался путешество-вать по морям на яхте – так эта книга уж точно вам подойдёт.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Предисловие ........................................................................................ 4
2. Немного о профессии ......................................................................... 5
3. Предмет навигации и лоции .............................................................. 8
4. Форма и размеры Земли и что из этого следует .............................. 9
5. Системы деления горизонта ............................................................ 13
6. Направления в море .......................................................................... 17
7. Морские карты .................................................................................. 25
8. Основы теории земного магнетизма и их практическое при-менение в морской навигации ...................................................... 37
9. Основные понятия магнитно-компасного дела ............................. 49
10. Девиация магнитного компаса, способы её уменьшения. Таблицы девиации ......................................................................... 57
11. Основные понятия навигации ..................................................... 63
12. Использование морских навигационных карт в мореплавании .... 73
13. Технические средства судовой навигации. Поправки при-боров ............................................................................................... 92
14. Графическое счисление пути судна и навигационная про-кладка ............................................................................................ 103
15. Определения места судна ............................................................ 138
16. Дальнее плавание и дуга большого круга .................................. 158
Благодарности ..................................................................................... 172
Библиографический список литературы .......................................... 173
А.Е.Селезнёв Основы навигации

Основы навигации (практический опыт капитана).pdf

Скачать [6 KB]

Спасибо

Похожие релизы

Основы теории судна - Донцов С.В [2020, PDF]
Advanced / Essentional / English Grammar in Use - Raymond Murphy [CD(PDF + MP3)]
Курсовая Работа Проверочный расчёт двигателя 6ЧРН32/48(6НФД48.2АУ) - Антощенко Владимир […
Bowditch - The American Practical Navigator / Справочник для судоводителей [Программа + PDF]
Практическая навигация - Готский М.В. [1963, PDF]
Руководство к практической навигации и мореходной астрономии с таблицами - Князь Евгений Голицын…
База Данных Вопросов Для Проведения Компьютерного Тестирования Членов Экипажей Морских Судо…
«VoiSea» v.1.0 [2016] [Android]
Коммерческая эксплуатация морского флота - Гуревич Г.Е. [1976, PDF]
Международные и национальные стандарты безопасности мореплавания - В.Г. Алексишин, Л.А. Козырь…
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 21:25

Часовой пояс: GMT + 3