MarineCrew ® 13-Ноя-2015 07:08


Сегодня поговорим об истории сигналов бедствия – очень важной составляющей морской профессии. Какие сигналы использовали мореплаватели до появления современной Глобальной Морской Системы Связи и для обеспечения Безопасности (GMDSS). Во времена седые и дремучие, когда корабли имели паруса, а моряки контракты по три года сигналы бедствия подавали всеми возможными способами. Обычно палили из всех корабельных орудий, колотили в рынду и жгли смоляные бочки стараясь привлечь внимание. Так случилось, например, в 1588 году с одним из кораблей испанской армады «Санта Мария де ла Роса», которое попало в сильнейший шторм у берегов Кубы. Моряки как ни пытались побороть стихию, но последняя одержала верх – несмотря на все усилия: поднятые флаги, пальбу из орудий и махание руками судно затонуло вместе со всем экипажем. Тогда-то и призадумались моряки о маломальской стандартизации подаваемых сигналов бедствия, чтобы было отчетливо понятно, что суета на палубе это действительно призыв о помощи, а не пьяный дебош.
В 1760-х годах на морском флоте стали осваивать систему визуальной связи, используя семафорную азбуку. Сигнальщик, держа в обеих руках флажки, имитировал стрелки часов, где каждой букве и цифре соответствовало определённое положение рук с флажками. Данная система связи получила большую популярность и используется до сих пор, когда другие способы связи невозможны.
Однако флаги, выстрелы и какие-либо зрительные сигналы эффективны лишь в пределах видимости и слышимости. Часто у моряков просто не было никаких шансов спастись. Нужно было что-то менять, нужны были более действенные средства. И они со временем появились...
Гигантским шагом на пути развития средств связи стало изобретение радио. Скажем спасибо гражданину Сэмюелю Морзе, который придумал свою собственную азбуку, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. С её помощью телеграфисты могли посылать сообщения по проводам посредством так называемого ключа, приводимого в действие кистью руки. При нажатии ключа контакт замыкался и на другом конце провода получали электрический сигнал. За каждой буквой и цифрой Сэмюель Морзе закрепил определённую комбинацию коротких и длинных звуков (сигналов) – точек и тире.
Данное изобретение пришло и на флот, где быстро оценили достоинства азбуки и помимо радиотелеграфа, использовали азбуку Морзе также в общении между собой благодаря специальным судовым прожекторам. Точка – короткая вспышка, тире – длинная. Радиосвязь стала одной из наиважнейших новшеств на флоте. Но вскоре появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, так как на судах в то время использовали радиооборудование некоторых конкурирующих между собой компаний: «Marconi», «Telefunken» и «Сляби-Арко». Так как не было общих правил, то каждая компания разрабатывала свой собственный сигнал бедствия, что доставляло немало хлопот морякам. Так как последние оказались невольными заложниками борьбы конкурирующих организаций на рынке радиотелеграфии.
Компания «Маркони», например, использовала сигнал бедствия для своего оборудования – «CQD» (– • – •    – – • –    – • • ). К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger». Представители немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» использовали сигнал «SOE» ( • • •  – – –  • ). Но эти сигналы нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия. Довольно часто призыв о помощи передавался вообще без всякого сигнала бедствия.
В середине 1906 года в Берлине состоялась Международная Радиотелеграфная Конференция. На которой, после многочисленных дебатов между участниками, было найдено соломоново решение – сигналом бедствия для радиосвязи на море отныне был установлен сигнал – «SOS». А все остальные сигналы бедствия отменялись.
Вопреки распространённому убеждению, «SOS» не является какой-либо аббревиатурой. Это просто случайно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как Save Our Ship (спасите наш корабль), или Save Our Souls (спасите наши души), или Swim Or Sink (плывите или утонем) появились уже после принятия сигнала.
Его принятие себя полностью оправдало – 10 июня 1909 года у берегов Азорских островов пассажирское судно «Slavonia» налетело на камни. Его радист передачей в эфир сигнала бедствия выбрал именно сигнал «SOS». В итоге не погиб ни один человек. Хотя, по инерции, судовые радисты некоторых компаний продолжали использовать и сигнал «CQD». Так небезызвестный всем пассажирский лайнер «Титаник», который, кстати сегодня празднует 100 лет своего первого и последнего рейса, в первые часы бедствия передавали только сигнал «CQD» и лишь в конце катастрофы – поочередно «SOS» и «СQD».
В 20-30-х годах прошлого столетия радисты уже могли свободно вести диалог в радиоэфире. Но возник простой житейский вопрос – как передавать сообщения первостепенной важности, которые понимали бы все? Ведь экипажи морских судов говорят на разных языках...  И вот в 1947 году в Атлантик-Сити очередная Международная конференция ответила на этот вопрос, утвердив слово «Mayday» как международный сигнал бедствия в радиотелефонной (голосовой) связи. Примечателен тот факт, что в голосовой связи сигнал «SOS» не применяется, сигналом бедствия приобщении радио служит именно слово «Mayday».
С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал «SOS» заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии – GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.
Прогресс не стоит на месте. Так на смену корабельным орудиям и парусам пришли радары и системы спутниковой навигации. Спасательные службы постоянно прослушивают радиоэфир и в отличие от мореплавателей давних времён, если сегодня кто-то терпит бедствие, он может быть уверен, что ему обязательно придут на помощь.
Кстати, передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.
-Источник: Блог моряка торгового флота
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Утвержден сигнал бедствия на море
Важные морские документы создали "благодаря" гибели "Титаника"
Помощники мореплавателей
Морские суеверия и приметы
«Факт остается фактом»
Изготовители «Мистралей» сократят около 1000 рабочих мест из-за серьезных финансовых потерь
Судно с никелевой рудой утонуло у берегов Филиппин: 11 пропавших
Морская УКВ радиосвязь. Пособие яхтсмена. - С. С. Надломов [2012, PDF]
SAR: Спасательная операция на море
МФС призывает правительства стран облегчить визовый режим для моряков
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 07:20

Часовой пояс: GMT + 3