Думал над темой следующего поста и родилась мысль совершить небольшой экскурс в историю. О том, что Колумб открыл Америку, сейчас знает каждый школьник. А вы задумывались когда-нибудь над тем, кто был первым мореплавателем? Возможно, Ной, построивший ковчег для спасения своей семьи и «животных всякого рода» от всемирного потопа? Оказывается, нет. Им был древний безвестный моряк, которого погнал в море… голод. Ранние следы мореплавания теряются в сумерках истории и ведут далеко от Средиземного моря к тихоокеанским архипелагам Юго-Восточной Азии. Именно здесь за много тысячелетий до первых летописей истории следует искать колыбель мореплавания. Никто в точности не знает, как зародилось судоходство и как выглядело первое средство передвижения по воде. Может быть, это была лодка, выдолбленная из цельного ствола дерева, а может быть, и нет. Неизвестно, кто и когда впервые пустился в плавание. Одно лишь можно утверждать с уверенностью: наши предки, конечно же, решились на это не ради забавы. Голод вынуждал их ловить рыбу и заниматься обменом с соседними племенами. В тех краях, где росли леса, люди переправлялись по воде, усевшись на ствол дерева или на несколько связанных вместе стволов. А три-четыре скрепленных между собой бревна — это уже плот. Вскоре люди научились с помощью шестов или какого-то подобия весел управлять своими суденышками. Позже они стали задумываться над тем, какую форму им придать. Если вначале они просто садились верхом на бревно, то теперь начали выдалбливать его и заострять спереди. Так был создан челн-однодревка. Потом к стволу стали прибивать доски-бортики, наращивая его в высоту.
В результате появились набойные суда. Со временем кому-то пришла в голову мысль использовать силу ветра. Древний мастер установил на своей лодке мачту и прикрепил к ней парус. Первоначально парусом, по-видимому, служила звериная шкура. На лодках, обтянутых кожей зверей, плавали ещё древни греки. По мифам древней Эллады на такой лодке перевозили в мрачном царстве Аида через ледяные воды Ахерона души умерших старец Харон. Гомер воспевал в своей «Одиссее» отважных мореплавателей, вышедших в открытое «темно-красное море» около 1200 года до н.э. Наиболее распространенными судами первых морских путешествий и морских битв были триремы (гребные суда, снабженные съемным парусом), а Саламинское сражение, где они принимал участие, вошло в историю военного флота как одна из крупнейших баталий древности.
Да, родословная моряка начинается от рыбака, и только потом в ней появляются торговец, воин и пират. Какой ужас внушали морские разбойники – те же викинги (норманны). Они были неустрашимыми в бою, жестоки и коварны, как и подобает пиратам. Поселившиеся в Гренландии викинги начали искать новые, более теплые и плодородные земли. В 999 году корабль сына Эрика Рыжего, Лейфа Эриксена, плывший из Норвегии обратно в Гренландию, попал в шторм. Долго носился корабль в тумане по холодному, бушующему морю, с трудом увертываясь от столкновений с внезапно выплывавшими из мглы белыми айсбергами. Кончился шторм, солнце высушило одежду и согрело продрогших, измученных моряков. Вдали синел лесистый берег. Корабль подошел к нему. К морю сбегали пологие холмы, покрытые зарослями дикого винограда. На южных склонах росла дикая пшеница. Звенели ручейки, скатываясь с высокого берега в море. Это была Америка. Так норманны за пятьсот лет до Колумба открыли Новый Свет.
Издавна связан с морем и русский народ. Большие морские плавания восточных славян начались ещё в VI веке. Спускаясь в лодках – однодревках по Днепру, Бугу и Днестру, наши далекие предки смело пускались в плавание по Черному морю и вскоре настолько овладели морским искусством, что византийские правители с большой охотой назначали их капитанами судов и даже командующими эскадрами. Известность русских моряков росла год от года. В XI веке дружина антов совершила морской поход в Италию. Не только Византия, но и многие другие страны признали права русских на Черном море. Арабы называли его тогда Русским морем. Кроме того, поморские славяне были такими же хозяевами Балтийского моря, как и норманны. Славянские поселения появлялись даже на берегах Англии. Все морские походы славян начинались на великом водном пути «из варяг в греки». Северную часть пути «из варяг в греки» новгородские мореплаватели использовали для выхода в Балтийское море. Волхов – Ладожское озера – Нева и вот уже остров Котлин в Рижском заливе, стоянка русских лоцманов. Дальше путь новгородцев лежал в Котлывань (Таллин), где суда оснащали для длительного перехода морем в Финляндию, Швецию, в немецкие и датские владения. Четыре столетия (с IX по XII) суда русских мореплавателей бороздили воды Балтийского и Черного морей. В XIII веке нашу страну, угнетенную татаро-монгольским нашествием и отрезанную от Черного моря на юге, немцы, шведы и датчане оттеснили от берегов Балтики на севере. Около трехсот лет мореходства на Руси почти не развивалось, и только после освобождения от татарского ига, после разгрома шведского флота Петром I Россия снова получила выход к морям и стала строить свой флот. P.S. Диву даешься на чем древние мореплаватели бороздили моря. Другое дело в наше время – лодки из пластика, современные суда с компьютерами и вообще. То ли еще будет. Прогресс не стоит на месте...-Источник: Блог моряка торгового флота
You can post new topics in this forum You can reply to topics in this forum You cannot edit your posts in this forum You cannot delete your posts in this forum You cannot vote in polls in this forum You can attach files in this forum You can download files in this forum
Думал над темой следующего поста и родилась мысль совершить небольшой экскурс в историю. О том, что Колумб открыл Америку, сейчас знает каждый школьник. А вы задумывались когда-нибудь над тем, кто был первым мореплавателем? Возможно, Ной, построивший ковчег для спасения своей семьи и «животных всякого рода» от всемирного потопа? Оказывается, нет. Им был древний безвестный моряк, которого погнал в море… голод. Ранние следы мореплавания теряются в сумерках истории и ведут далеко от Средиземного моря к тихоокеанским архипелагам Юго-Восточной Азии. Именно здесь за много тысячелетий до первых летописей истории следует искать колыбель мореплавания. Никто в точности не знает, как зародилось судоходство и как выглядело первое средство передвижения по воде. Может быть, это была лодка, выдолбленная из цельного ствола дерева, а может быть, и нет.
Неизвестно, кто и когда впервые пустился в плавание. Одно лишь можно утверждать с уверенностью: наши предки, конечно же, решились на это не ради забавы. Голод вынуждал их ловить рыбу и заниматься обменом с соседними племенами.
В тех краях, где росли леса, люди переправлялись по воде, усевшись на ствол дерева или на несколько связанных вместе стволов. А три-четыре скрепленных между собой бревна — это уже плот. Вскоре люди научились с помощью шестов или какого-то подобия весел управлять своими суденышками. Позже они стали задумываться над тем, какую форму им придать. Если вначале они просто садились верхом на бревно, то теперь начали выдалбливать его и заострять спереди. Так был создан челн-однодревка. Потом к стволу стали прибивать доски-бортики, наращивая его в высоту.
В результате появились набойные суда. Со временем кому-то пришла в голову мысль использовать силу ветра. Древний мастер установил на своей лодке мачту и прикрепил к ней парус. Первоначально парусом, по-видимому, служила звериная шкура.
На лодках, обтянутых кожей зверей, плавали ещё древни греки. По мифам древней Эллады на такой лодке перевозили в мрачном царстве Аида через ледяные воды Ахерона души умерших старец Харон. Гомер воспевал в своей «Одиссее» отважных мореплавателей, вышедших в открытое «темно-красное море» около 1200 года до н.э.
Наиболее распространенными судами первых морских путешествий и морских битв были триремы (гребные суда, снабженные съемным парусом), а Саламинское сражение, где они принимал участие, вошло в историю военного флота как одна из крупнейших баталий древности.
Да, родословная моряка начинается от рыбака, и только потом в ней появляются торговец, воин и пират. Какой ужас внушали морские разбойники – те же викинги (норманны). Они были неустрашимыми в бою, жестоки и коварны, как и подобает пиратам.
Поселившиеся в Гренландии викинги начали искать новые, более теплые и плодородные земли. В 999 году корабль сына Эрика Рыжего, Лейфа Эриксена, плывший из Норвегии обратно в Гренландию, попал в шторм. Долго носился корабль в тумане по холодному, бушующему морю, с трудом увертываясь от столкновений с внезапно выплывавшими из мглы белыми айсбергами. Кончился шторм, солнце высушило одежду и согрело продрогших, измученных моряков. Вдали синел лесистый берег. Корабль подошел к нему. К морю сбегали пологие холмы, покрытые зарослями дикого винограда. На южных склонах росла дикая пшеница. Звенели ручейки, скатываясь с высокого берега в море. Это была Америка. Так норманны за пятьсот лет до Колумба открыли Новый Свет.
Издавна связан с морем и русский народ. Большие морские плавания восточных славян начались ещё в VI веке. Спускаясь в лодках – однодревках по Днепру, Бугу и Днестру, наши далекие предки смело пускались в плавание по Черному морю и вскоре настолько овладели морским искусством, что византийские правители с большой охотой назначали их капитанами судов и даже командующими эскадрами. Известность русских моряков росла год от года. В XI веке дружина антов совершила морской поход в Италию. Не только Византия, но и многие другие страны признали права русских на Черном море. Арабы называли его тогда Русским морем. Кроме того, поморские славяне были такими же хозяевами Балтийского моря, как и норманны. Славянские поселения появлялись даже на берегах Англии.
Все морские походы славян начинались на великом водном пути «из варяг в греки». Северную часть пути «из варяг в греки» новгородские мореплаватели использовали для выхода в Балтийское море. Волхов – Ладожское озера – Нева и вот уже остров Котлин в Рижском заливе, стоянка русских лоцманов. Дальше путь новгородцев лежал в Котлывань (Таллин), где суда оснащали для длительного перехода морем в Финляндию, Швецию, в немецкие и датские владения.
Четыре столетия (с IX по XII) суда русских мореплавателей бороздили воды Балтийского и Черного морей. В XIII веке нашу страну, угнетенную татаро-монгольским нашествием и отрезанную от Черного моря на юге, немцы, шведы и датчане оттеснили от берегов Балтики на севере. Около трехсот лет мореходства на Руси почти не развивалось, и только после освобождения от татарского ига, после разгрома шведского флота Петром I Россия снова получила выход к морям и стала строить свой флот.
P.S. Диву даешься на чем древние мореплаватели бороздили моря. Другое дело в наше время – лодки из пластика, современные суда с компьютерами и вообще. То ли еще будет. Прогресс не стоит на месте...-Источник: Блог моряка торгового флота