MarineCrew ® 17-Ноя-2015 07:08


Каждый судоводитель, как в древности, так и в настоящее высокотехнологичное время, оказавшись в открытом море вне видимости берегов, прежде всего желает знать, в каком направлении перемещается его судно. Незаменимый навигационный прибор, по которому можно вычислить курс судна – это магнитный компАс. Ученые-историки в результате продолжительных исследований выяснили, что еще около трех тысяч лет назад существовал аналог современного компаса – магнитная игла. В те времена взаимоотношения между населением разных стран были не столь активны, из-за чего только по истечении нескольких веков, это чудесное изобретение – указатель направления, появилось на Средиземноморском побережье. Таким образом, компас древнего образца появился в Европе приблизительно в II тысячелетии н.э. и только потом получил распространения на других землях.
Постовой: Решили открыть фирму? Нужна консультация? Детали о регистрации ип под ключ. Обращайтесь к профессионалам.
Попав в Европу, прибор прошел множество усовершенствований и получил название, которое носит до сих пор. Роль компаса в развитии человечества огромна. Только «магнитная игла» сумела вселить в людей уверенность в безопасности на «большой воде». Моряки наконец-то преодолели страх перед просторами океана, зная, что в любом случае, смогут отыскать путь домой. Ни одно географическое открытие не случилось бы, не появись в мире это уникальное изобретение.
К сожалению, в истории не сохранилось имя того гениального человека, что смог придумать и явить миру прототип компаса. Ученые так же не смогли точно установить страну, в которой этот прибор был зарегистрирован впервые. Хотя существует немало мнений на этот счет. Одни считают, что на уникальное свойство магнитов останавливаться в области магнитного меридиана первыми обратили внимание финикийцы. Другие склонны верить, что первооткрывателями были китайцы, третьи утверждают, что это были арабы. Существует даже теория о том, что изобретение магнитного компаса принадлежит французам, норманнам, итальянцам, а некоторые упрямо доказывают, что создатели компаса никто иные, как племена майя, приводя в доказательство тот факт, что в Эквадоре был найден прообраз магнитной стрелки – магнитный стержень.
Самый первый прибор для определения сторон света был невероятно прост: в кусочек пробки втыкали магнитную иглу и опускали эту конструкцию в чашу с водой, которая впоследствии получила название «котелок компаса». Иногда кусочек тростника или соломинки служили заменой пробки. Но даже такое простое изобретение принесло мореходам невероятные преимущества. Стало возможным  отправляться в дальние морские странствия и не думать о том, что, возможно, уже не сможешь вернуться к родному берегу.
Однако были и определенные неудобства: нередко во время путешествия вода выливалась из котелка, да и показания иглы не всегда были точными. Моряки осознавали, что изобретение еще не открыло миру всех своих возможностей. Только спустя шесть веков придумали компас, который работал без воды, благодаря прикрепленной к стрелке картушке. Кружок небольшого диаметра, выполненный из материала, не взаимодействующего с магнитом, вместе с магнитной стрелкой подвешивали на тонкий кончик вертикальной иглы. Сверху рисовали четыре основных направления: Зюйд, Вест, Норд, Ост. Создатели строго следили, чтобы Норд точно совпадал с северным краем, на который указывает кончик стрелки. Пространство между главными румбами разделяли на равные части. Картушка оказалась несложной конструкцией и прекрасной идеей.

Наиболее искусно компас изготавливали в России на рубеже XVII и XVIII века. Круглая коробочка из моржовой кости диаметром в 5 сантиметров, хранилась первыми российскими мореплавателями – поморами в кожаном мешочке на поясе. Прибор был укреплен костяной шпилькой и имел плотную крышку, которая предотвращала от повреждений во время передвижения.
Сегодня котелок компаса защищен крышкой из толстого стекла, которую тщательно прижимает медное кольцо. Сверху наносят разметку от 0 до 360 градусов по часовой стрелке от Севера. Внутри устройства параллельно натянуты две медные проволоки, одна из которых проходит точно под делением в 0 градусов, другая – под 180. Их еще называют курсовыми чертами. На корабле компас должен быть установлен так, чтобы линия между курсовыми чертами точно проходила по линии диаметральной плоскости судна.
В девятнадцатом веке магнитный компас наконец-то обрел конструкцию, которая сохранилась до наших времен почти без изменений. Человечество далеко продвинулось в своих знаниях о земном магнетизме. Это привело к цепочке новых изобретений и открытий, которые хотя и не касались компаса напрямую, все же имеют непосредственное отношение к навигации.
С развитием судоходства росли и требования к точности показаний приборов. На удивление мореходов, магнитный компас, которому все так доверяли, мог «врать» самым наглым образом. Заметили, что в разных местах Земли ошибки компаса не одинаковы, что с годами в одних точках они увеличиваются, в других – уменьшаются, и что, чем ближе к полюсу, тем больше эти ошибки.
В XIX веке Карл Гаусс, немецкий ученый, представил на суд своих коллег общую теорию магнетизма, были проведены исследования и на всех навигационных картах появляются указания о точных отклонениях показаний прибора.
Теперь работы у штурманов прибавилось – ведь стало необходимо определять поправку по показаниям компаса. Это было справедливым лишь для средних широт. В высоких же широтах, то есть в областях от 70° северной и южной широт до полюсов, магнитному компасу вообще было верить нельзя. Причина в том, что в этих широтах очень большие аномалии магнитного склонения, так как сказывается близость магнитных полюсов, не совпадающих с географическими.
Судостроение продолжало развиваться семимильными шагами, появились металлические пароходы, которые быстро вытесняли деревянные корабли. Но вот незадача, увеличилось количество кораблекрушений по неизвестным причинам. Разбирая обстоятельства катастрофы одного из судов, специалисты установили, что причиной аварии были неверные показания магнитного компаса.
Ученые и мореплаватели собрались на конференцию, чтобы внести ясность в этот вопрос. В результате переговоров, был сделан вывод: что металл, из которого построены морские суда оказывает сильное влияние на показания навигационного прибора. Чем больше масса судна, тем сильнее стрелка компаса отклоняется от меридиана. Отклонение стрелки магнитного компаса под влиянием судового железа назвали «девиацией».
Противники строения железных судов приободрились. Но и в этот раз наука спасла магнитный компас. Ученые разместили рядом с прибором специальные магниты, которые уничтожали влияние судового железа, таким образом, сведя погрешность к минимуму.

Существует такой специально обученный человек – девиатор, задача которого является уничтожение девиации. Следуя его командам, корабль движется по разным курсам, а специалист перемещает магниты и шары так, чтобы уменьшить влияние судового железа на показания компаса. В итоге, девиатор оставляет специальную таблицу поправок магнитного компаса, которую штурман обязан учитывать.
В наши дни существуют различные типы навигационных приборов, таких как гирокомпасы. Которые обеспечивают несравненно более высокую точность курсоуказания и устойчивость работы в высоких широтах чем магнитный компас. Но тем не менее авторитет магнитного компаса от этого ничуть не снизился.-Источник: Блог моряка торгового флота
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Девиация магнитного компаса - Кожухов В. П. [1971, PDF]
Вес груза на затонувшем судне «Севол» превышал норму в 3,5 раза
«Факт остается фактом»
Во всем виновата водка. Печаль судна Korsten
Люди Севера: История викингов, 793–1241 - Хейвуд Джон [2015, PDF]
Корабли. Серия: Узнай мир - Кацаф А.М. [2007, PDF]
Татуировки моряков
При швартовке судно уничтожило причал
моряки готовы отказаться от работы в море ради выгодного предложения
Напиток пиратов
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 09:55

Часовой пояс: GMT + 3