MarineCrew ® 07-Dec-2015 07:08


А вот давайте сегодня я расскажу уважаемым читателям о такой нужной и полезной в нашем морском деле профессии – лоцман. Вернее, об истории ее появления. Итак, давным давно, в самый канун появления первых пароходов известный американский писатель Фенимор Купер написал книгу «Лоцман», в которой рассказал о сложной и опасной работе людей этой профессии – одной из древнейших на нашей планете. Проводники судов пользовались популярностью издревле. Еще около 500-ого года до нашей эры была издана первая, дошедшая до нас лоция – сборник, в котором тогдашние мореплаватели информировались об особенностях побережья нынешней Западной Европы. Сохранились письменные источники о лоцманах-арабах, которые в те годы уже пользовались морскими картами, компасом и другими навигационными инструментами.
Лоцманское дело развивалось параллельно с искусством мореплавания и стало его неотъемлемым элементом. Его специалисты активно участвовали в развитии мирового судоходства, обеспечивая безопасность мореплавания в открытом море и возле портов. Именно лоцманы создавали навигационные карты и устанавливали первые средства навигационного обеспечения. С ними обязательно советовались, выбирая места для маяков. Лоцманы принимали участие в расследовании различных морских происшествий и указывали лучшие подходы к портам.
Согласно средневековому праву, люди этой профессии делились на две категории. Первая категория занималась проводкой кораблей только в открытом море и на значительные расстояния. Они назывались лоцманами открытого моря. Вторая категория этих специалистов производила заход кораблей в порты и обратный их вывод, либо проводила суда поблизости от побережья. Это были лоцманы прибрежного плавания.
Современное слово «лоцман» пришло к нам из Голландии. Тамошний lootsmann – это опытный рулевой, судоводитель, который хорошо знаком с конкретной акваторией и имеет лицензию, дающую право на обслуживание кораблей и судов. Конечно же, прошлое понятие лоцманства несколько устарело, и сейчас данная служба имеет гораздо более широкие полномочия.
Звездным часом лоцманов стала эпоха великих географических открытий. Судоходство расширяло границы, и на флоте появилась острейшая нужда в очень опытных моряках, знания которых помогали в совершении великих открытий. Мало кто сейчас знает, но о существовании неизвестных земель далеко на западе Атлантического океана Христофору Колумбу сообщил лоцман Мартин Винсенте. А в океанском походе первооткрывателя Америки сопровождал другой лоцман открытого моря – Барталомей Руис.
Сами лоцманы входили в состав команды корабля, поскольку нанимались на весь рейс. Они должны были знать специфику маршрута следования и безаварийно проводить свое судно в порт назначения. За сохранность корабля и груза лоцман нес ответственность наряду с остальными членами экипажа. Исходя из этого, получалось, что не капитан корабля отвечал за проводку судна, а лоцман и рулевой. За ошибки же их ждало весьма суровое наказание.
Мировое судоходство подняло значение прибрежного лоцманского промысла, ибо в этих районах угроза безопасности мореплавания наиболее высока. Руководство приморских государств, обратив внимание на эту проблему, стало определять районы возможных лоцманских проводок и регулировать порядок прохождения судоходных фарватеров. Но главное – они стали лицензировать лоцманскую деятельность. Мореплавание становилось все популярнее, что привело и к росту числа лоцманов. Однако далеко не всем из них капитаны доверяли свои суда, поэтому постепенно стали образовываться некие союзы, занимавшиеся регулированием лоцманского дела.
Стала поэтапно меняться и организация лоцманской службы. Результатом ее стало изменение роли такого специалиста на борту, изменились и его права при проводке корабля. Торговое мореплавание вывело профессию лоцмана в число престижных. За ошибки их теперь стали наказывать более гуманно. Каждая страна, имеющая хоть какой-то выход к морю, заинтересована была в максимально безопасном плавании у своих берегов. Но разные государства по-своему видели лоцманскую деятельность, отчего и возникли дополнительные формы лоцманских служб и виды проводок.

В Российской Империи лоцманские учреждения начали появляться ближе к концу XVIII века в период расширения ее территорий. Их рост повлек за собой развитие морского транспорта с коммерческими перевозками. Это подняло лоцманское дело, которое на юге России начало развиваться в Николаеве, Одессе, Керчи, Батуми. Именно в Николаеву принадлежит первенство развития российской лоции на Черном море. Отношение руководства империи к людям этой морской профессии было весьма уважительным. Их семьям выделялись земли, дети бесплатно учились в церковно-приходских школах. Петр I, относившийся к лоцманам с особым уважением, перевел их на полный государственный пансион и освободил их вместе с близкими родственниками от всех прочих повинностей.
Неудачная для России Крымская война до некоторой степени затормозила дальнейшее развитие лоцманства, но вскоре оно вновь продолжило свою работу. Все побережье российских морей разделили на 7 лоцманских округов. В них совместно действовали как государственные гидрографические службы, так и лоцманские общества и вольные специалисты. Округа занимались проводкой судов, причем приоритет отдавался военным кораблям, контролировали своевременную установку предупреждающих знаков и бакенов. Рядовые лоцмана следили за изменениями глубин на фарватерах, докладывали водной полиции и руководству портов о различных непорядках в акватории: сбросе мусора, балласта, угля. Начиная с 1903 года, в России появились и лоцманские бригады.
Изначально имея государственный характер, когда проводка судов подчинялась военно-морскому ведомству, лоцманская служба постепенно переходила в частные руки. Как правило, сюда шли люди, живущие в конкретном регионе. Но капитаны кораблей все равно, обязаны были пользоваться их услугами, ибо все это контролировалось государственным морским ведомством.
В настоящее время ни один заход в порт не обходится без участия лоцмана. Будь-то загадочная Мальта, Кильский канал или далекий Гондурас. Обязательные приготовления, лоцманский трап, кофе, «pilot onboard» маневренные характеристики судна – милости просим. Хотя, по правде говоря, портовые власти некоторых государств позволяют капитанам и старшим помощникам, при наличии определенных условий, сдать экзамен и получить одобренную лицензию на безлоцманскую проводку в акватории порта. Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз...
И напоследок зачетное видео о современных лоцманах и простых тружениках моря. Музыка доставляет...
-Источник: Блог моряка торгового флота
0
Reply
Heads necessary to send messages to enable JavaScript

Similar topics

Берингово море - Энциклопедия - Зонн И.С., Костяной А.Г. [2012, PDF]
Помощники мореплавателей
Охотское море - Энциклопедия - Зонн И.С., Костяной А.Г. [2009, PDF]
Международное морское право - Авраменко И. М. [2001, PDF]
География морского судоходства - Мартыненко В.Т, Цымбал Н.Н [2006, PDF]
Если корабль тонет, то крысы бегут первыми
Морское судовождение - Ермолаев Г.Г. [1970, PDF]
Морское право - Гуцуляк В.Н [2000, DJVU/DOC/PDF]
История военного флота Рима и Византии - А. В. Банников, М. А. Морозов [2014, PDF]
Иностранные специалисты в становлении и развитии российского военно-морского флота (1696—1796…
LOAD MORE
  • Reply

The time now is: Today 04:11

All times are GMT + 3 Hours