zxc ® 03-Ноя-2012 20:07
Судовые дизельные установки - Техническая эксплуатация СДУ / Конспект лекций
Год выпуска: 198x
Язык: русский
Автор: Бидуля Н.В.
Жанр: Конспект лекций / ПТЭ
Издательство: Херсонский морской колледж Министерства образования и науки Украины
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 103
Описание: Под технической эксплуатацией понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих эффективное использование и длительное поддержание на высоком техническом уровне судна и каждого элемента судового оборудования в отдельности.
Система технической эксплуатации флота предусматривает такую организацию, при которой обеспечивается значительное увеличение эксплуатационного периода - главного показателя определяющего экономическую эффективность.
Годовой бюджет времени судна разбивается на периоды:
• эксплуатационный, в течение которого судно выполняет производственное задание;
• ремонтный, связанный со стоянками> необходимыми для выполнения ремонтных работ и профилактического докования;
Техническая эксплуатация СЭУ предусматривает решение различных задач, то ее можно раз-делить на техническое использование и техническое обслуживание.
Техническое использование предусматривает обеспечение надежной, эффективной и экономичной работы судовой техники: Совершенство технического использования определяется четкой организацией труда судового экипажа, технически правильным выбором режимом работы оборудования, эффективностью контроля, рациональным использованием топлива и смазочного масла, выполнения комплекса мероприятий по эксплуатации двигателя и его систем.
Техническое обслуживание это комплекс технических и организационных мероприятий, проводимых судовым экипажем и береговыми базами для поддержания в исправном состоянии судовой техники.
В основе ТО лежит система планово - предупредительных осмотров и ремонтов, обеспечивающих своевременное восстановление технико - эксплутационных характеристик судового оборудования, утрачиваемых в процессе эксплуатации. Техническое использование СДУ предусматривает:
• организацию труда машинной команды;
• выбор оптимальных режимов работы СЭУ;
• рациональное использование топлива и смазочного масла.
Под организацией труда на судне подразумевается рациональное разделение функций машинной команды по технической эксплуатации установки.
Контроль и управление значительно упрощаются при комплексной автоматизации, установки. В этих условиях возможно уменьшение численности экипажа с применением прогрессивных форм организации труда, а это могут быть:
• обычное вахтенное обслуживание, но с меньшим штатом, вплоть до одного человека;
• вахтенное обслуживание в дневное время и без вахтенное в ночное;
Снизить трудоемкость судовых работ можно за счет внедрения средств механизации, уменьшения объема профилактических и ремонтных, работ, повышении надежности судового оборудования.
Выбор оптимальных режимов эксплуатации судовых дизелей особенно важно в связи с существующей в настоящее время тенденцией повышения тепловой и механической напряженности судовых дизелей. Для каждого типа судов в различных условиях эксплуатации могут быть определены зависимости между основными параметрами дизеля. Наличие резерва мощности предотвращает перегрузку ГД или неизменном положении топливной рукоятки в случае изменения частоты вращения вала, вызванного переменой направления и силы ветра, изменением глубины под килем, перекладкой пера руля и т.д. рациональное использование топлива и смазочного масла предполагает дальнейшее сокращение’затрат за счет экономного их расходования, а также широкого использования более дешевых сортов топлива. Использование высоковязких сернистых остаточных топлив, стоимость которых значительно ниже стоимости дизельных, позволяет получить значительную экономию средств.

Техническое обслуживание СДУ.

Техническое обслуживание СДУ.
Основным документом определяющим организацию технического обслуживания, является план - график работ, выполняемых в условиях эксплуатации. План -график определяет сроки проведения работ в эксплуатации без вывода судна на заводской ремонт.
Периодичность выполнения работ устанавливается по заводским инструкциям, действующим нормативам и накопленному опыту эксплуатации.
Судовая техническая служба должна осуществлять техническое обслуживание судов в эксплуатации и обеспечивать исправное их состояние и поддержание в требуемых пределах техникоэксплуатационных характеристик.
Техническое обслуживание должно осуществляться по комплексной непрерывной плановопредупредительной системе.
Все выполняемые работы должны;
1. проводится дифференцировано по состоянию или расписанию (со строго установленной периодичностью) с учётом особенностей судовых конструкций и технических средств их надёжности, условий использования и требований органов надзора,
2. осуществляется в процессе эксплуатации судна в максимально возможном объеме.
3. предупреждать появление интенсивных износов и проводится до выхода из строя судовых конструкций и технических средств.
Техническое обслуживание по состоянию применяется для судовых конструкций и технических средств, состояние которых можно определить без разборки освоенными методами и средствами диагностирования и неразрушающего контроля (безразборный контроль). Для судовых конструкций и технических средств, состояние которых невозможно определить без разборки или разборка которых обязательна при освидетельствовании классификационным обществом, применяется техническое обслуживание по расписанию.
Соотношение применяемых на судне видов технического обслуживания (по состоянию и расписанию) зависит от наличия средств диагностирования и неразрушающего контроля и опыта обслуживания персонала по их использованию.
Контрольно-измерительную основу технического обслуживания по состоянию составляют:
1. судовые штатные контрольно-измерительные приборы (включая средства сигнализации и защиты).
2. встроенные средства диагностирования (где эти средства имеются).
3. универсальные переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля (судовые табельные и переносные применяемые специальными выездными группами уполномоченных на то организаций при стоянках судов в портах или в рейсах.
Все встроенные средства диагностирования должны иметь одобрение классификационног о общества по их устойчивости к судовым условиям эксплуатации.
Универсальные переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля могут применятся на судах, если они оттестированы и периодически проверяются метрологической службой.
Общее руководство судовой технической службой осуществляет старший механик. Он должен обеспечить планирование, организацию и контроль технического обслуживания судна. Ответственность за контроль состояния, своевременное техническое обслуживание и обеспечения исправности и надёжности судовых конструкции и ехничсских средств несут лица судового командного состава по своим заведованиям. ;
Повышение эффективности технической эксплуатаций'флота обеспечивает значительное увеличение эксплуатационного периода.!

Правила технической эксплуатации судовых дизелей

Правила технической эксплуатации судовых дизелей
1. Подготовка дизельной установки к действию и пуск дизеля
1.1. Подготовка дизельной установки к действию должна обеспечить приведение дизелей, обслуживающих механизмов, устройств, систем и трубопроводов в состояние, гарантирующее их надежный пуск и последующую работу.
1.2. Подготовка дизеля к работе после разборки или ремонта должна производиться под непосредственным наблюдением механика, в заведовании которого находится дизель. При этом необходимо убедиться в том, что:
.1. все разбиравшиеся соединения собраны и надежно закреплены; обратить особое внимание на стопорение гаек;
.2. выполнены необходимые регулировочные работы; особое внимание должно быть обращено на установку нулевой подачи топливных насосов высокого давления;
.3. все штатные контрольно-измерительные приборы установлены на место, соединены с контролируемой средой и не имеют повреждений;
.4. системы дизеля заполнены рабочими средами (водой, маслом, топливом) соответствующего качества;
.5. топливные, масляные, водяные и воздушные фильтры очищены и исправны;
.6. при прокачке маслом при открытых картерных щитах смазка поступает к подшипникам и другим точкам смазки;
.7. защитные крышки, щиты и кожухи установлены на место и надежно закреплены;
.8. трубопроводы топливной, масляной, водяной и воздушной систем, а также рабочие полости дизеля, теплообменных аппаратов и вспомогательных механизмов не имеют пропусков рабочих сред; особое внимание должно быть обращено на возможность протечки охлаждающей воды через уплотнения цилиндров втулок, а также на возможность попадания топлива, масла и воды в рабочие цилиндры или в продувочный (всасывающий) ресивер дизеля;
.9. выполнена проверка форсунок дизеля на плотность и качество распыла топлива.
1.3. Подготовка дизельной установки к действию после непродолжительной стоянки, во время которой не выполнялись работы, связанные с разборкой, должна производиться механиком.
При экстренном пуске время подготовки можно сократить только за счет прогрева.
1.4. Подготовка масляной системы
1.4.1. Необходимо проверить уровень масла в сточных цистернах или в картерах дизеля и редуктора, в маслосборниках турбокомпрессоров наддува, масляных сервомоторах, лубрикаторах, регуляторе частоты вращения, корпусе упорного подшипника, в цистерне смазки распределительного вала. При необходимости пополнить их маслом. Спустить отстой из лубрикаторов и по возможности из маслосборных цистерн. Пополнить масленки ручной и фитильной смазки, колпачковые масленки.
1.4.2. Следует убедиться в исправности устройств автоматического пополнения и поддержания уровня масла в цистернах, лубрикаторах.
Перед проворачиванием дизеля необходимо подать масло в рабочие цилиндры, цилиндры продувочных (наддувочных) насосов и к другим местам лубрикаторной смазки, а также ко всем точкам ручной смазкй^ .^
Следует подготовить к работё масляные фильтры и маслоотделители, установить клапаны на трубопроводах в рабочее положение. Пуск дизеля и его работа с неисправными масляными фильтрами запрещаются. Дистанционно управляемые; клапаны должны быть опробованы в
При температуре масла hh>*L ... ,г—-----люй инструкцией по эксплуатации его
необходимо подогреть. При отсугствии специальных нагревательных устройств масло подогревают путем прокачки его через систему во время прогрева дизеля. Температура масла при прогреве не должна превышать 45°С. '
действии.
насосов высокого давления, форсунок) путем включения обогревающих устройств и непрерывной циркуляции подогреваемого топлива. Перед пробными пусками дизеля температура топлива должна быть доведена до значения, обеспечивающего необходимую для качественного распыливания вязкость (9-15 сСт). Темп подстрева топлива не должен превышать 2°С в минуту, а время циркуляции топлива в системе должно быть не менее 1ч, если в инструкции по эксплуатации не содержатся другие указания.
При пуске дизеля на маловязком топливе следует заблаговременно подготовиться к переводу его на высоковязкое топливо, включив обогрев расходных и отстойных цистерн. Максимальная температура топлива в цистернах должна быть не менее чем на 10°С ниже температуры вспышки паров топлива в закрытом тигле.
1.6.7. При пополнении расходных цистерн топливо перед сепаратором должно подогреваться до температуры не выше 90°С. Подогрев топлива до более высокой
температуры допускается только при наличии специального регулятора для точного поддержания температуры.
1.7. Подготовка системы пуска, продувки, наддува, выпуска
1.7.1. Необходимо проверить давление воздуха в пусковых баллонах, продуть из баллонов конденсат, масло. Подготовить к работе и пустить компрессор, убедиться в его нормальной работе. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления компрессорами. Пополнить баллоны воздухом до номинального давления.
1.7.2. Запорные клапаны на пути от баллонов к стопорному клапану дизеля следует открывать плавно. Необходимо продуть пусковой трубопровод при закрытом стопорном клапане дизеля.
Необходимо спустить воду, масло, топливо из ресивера продувочного воздуха, впускного и выпускного коллекторов, подпоршневых полостей, воздушных полостей воздухоохладителей, газовых и воздушных полостей турбокомпрессоров наддува.
Все запорные устройства газоотвода дизеля должны быть открыты. Следует убедиться в том, что выпускной трубопровод дизеля открыт.
Категорически запрещается для пуска дизеля применять кислород или любой горючий газ.
1.8. Подготовка валопровода
1.8.1. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов на валопроводе, а также в том, что тормоз валопровода отжат.
1.8.2. Следует подготовить к работе дейдвудный подшипник, обеспечив его смазку и охлаждение маслом или водой. При дейдвудных подшипниках с масляной системой смазки и охлаждения следует проверить уровень масла в напорном бачке, а также отсутствие протечек масла через уплотнительные сальники (манжеты).
1.8.3. Необходимо проверить уровень масла в опорных и упорных подшипниках, проверить исправность и подготовить к работе смазывающие устройства подшипников.
1.8.4. После пуска насоса смазки редуктора следует проверить по приборам поступление масла к местам смазки.
1.8.5. Необходимо проверить действие разобщительных муфт валопровода, для чего произвести несколько включений и выключений муфт с пульта управления. Убедитесь в исправности действия сигнализации включения и выключения муфт.
1.8.6. В установках с ВРШ необходимо пес г и в дейетаие систему изменения шага винта.
1.9. Проворачивание и пробные пуска .......
1.9.1. При подготовке дизеля к р|Щге после^оянки Шобходимо:
провернуть дизель валоповорот#||| устро||тщ)м на 2-3 оборота вала при открытых индикаторных кранах;
провернуть дизель сжатым воз^%%м на передний или задний ход;
произвести пробные пуски на топливе на передний и задики ход.
При проворачивании дизеля валоиоворотным устройством или воздухом дизель и редуктор необходимо прокачивать смазочным маслом, а при пробных пусках также и охлаждающей водой.
1.9.2. Проворачивание и пробные пуски необходимо производить: в установках, не имеющих разобщительных муфт между дизелем иу^еоным ярггом, только с разрешения вахтенного по-мощнпка капитана; ”
В установках, работающих на гребной винт через разобщительную муфту, - при отключенной муфте.
Проворачивание и пробные пуски главных дизель-генераторов производятся с ведома старшего или вахтенного электромеханика или лица, ответственного за эксплуатацию электрооборудования.
1.9.3. Перед соединением валоповоротного устройства с дизелем необходимо убедиться в том,
что:
Л. рычаг (штурвал) поста управления дизеля находится в положении «Стоп»;
.2. клапаны на пусковых баллонах и трубопроводы пускового воздуха закрыты;
.3. на постах управления вывешены таблички с надписью: «Валоповоротное устройство соединено»;
.4. индикаторные краны (декомпрессиные клапаны) открыты.
1.9.4. При проворачивании дизеля валоповоротным устройством необходимо тщательно прослушивать дизель, редуктор, гидромуфты. Убедитесь в отсутствии в цилиндрах воды, масла, топлива.
Во время проворачивания следить по показаниям амперметра за нагрузкой электродвигателя валоповоротного устройства. При превышении предельного значения силы тока либо при резком ее колебании немедленно остановить валоповоротное устройство и устранить неисправность дизеля либо валопровода. Категорически запрещается проворачивание до устранения неисправности.
1.9.5. Пред пробнымы пусками установки, работающей на ВРШ необходимо проверить в действии систему управления ВРШ. При этом следует убедиться в том, что указатели шага винта на всех постах управления согласованы.
1.9.6. Пробные пуски дизеля на топливе необходимо производить при закрытых индикаторных и спускных кранах. Убедиться в исправности систем пуска и реверса, работе всех цилиндров, отсутствии посторонних шумов и стуков, поступлении масла к подшипникам турбокомпрессоров.
1.9.7. В установках с ДУ ГД необходимо пробные пуски произвести со всех постов управления.
1.9.8. Если по условиям стоянки судна нельзя произвести пробные пуски ГД на топливе, то такой дизель допускается к работе, но при этом в машинном журнале должно быть сделана специальная запись.
1.9.9. Если подготовленный двигатель не вводится в работу длительное время и должен находиться в состоянии постоянной готовности, необходимо каждый час по согласованию с вахтенным помощником капитана проворачивать двигатель валоповоротным устройством с открытыми индикаторными кранами.
1.10. Пуск дизеля в ход
1.10.1. Операции по пуску дизеля должны выполняться в последовательности, предусмотренной инструкцией по эксплуатации. Во всех случаях, когда это технически возможно, пуск дизеля должен осуществляться без нагрузки.
При вводе в действие главных дизелей за 5-20 мин. До дачи хода (в зависимости от типа установки) с ходового мостика в машинное отделение должно быть передано соответствующее предупреждение. За это время должны быть выполнены окончательные операции но подготовке установки к^ЩствиДР^апДары дизели, работающие на винт через разобщительные устройства, выпОдн^ьг^йрИВРв^Ихе переключения в системах. О готовности установки к даче хода вахтенный механикдфкладывается на мостик принятым на судне способом. jr ^ I
После запуска следует избегать длительной работы дизеля на холостом ходу и самой малой нагрузке, так как это приводи г к повышенным отложениям загрязнений в цилиндрах и проточных частях дизеля.
1.10.4. После пуска дизеля необходимо проверить показания всех контрольноизмерительных приборов, обратив особое внимание на давление смазочного масла, охлаждающих сред, топлива и гидросмеси в системе гидрозапора форсунок. Убедитесь в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации. Проверить работу лубрикаторов смазки цилиндров.
ввода дизелей в режим должна периодически проверяться.
2.2.2. Повышение нагрузки дизеля должно производиться но возможности плавно путем ступенчатого увеличения подачи топлива с выдержкой времени на каждой ступени. Величина приращения подачи топлива снижается по мере приближения нагрузки к полной, а время выдержки соответственно увеличивается.
Вспомогательные дизель-генераторы, не находящиеся в «горячем резерве», следует вводить под нагрузку после прогрева на холостом ходу в течении 3-5 мин.
2.3. Выбор эксплуатационной мощности главного дизеля и частоты вращения
2.3.1 .Эксплуатационный режим длительной работы главного дизеля (мощность и частота вращения) назначается старшим механиком по согласованию с капитаном с учетом реальных условий плавания. При этом не допускается выбор режима, выходящего за пределы ограничительных характеристик, установленных заводом-изготовителем дизеля и судовладельцем,
2.3.2. При выборе эксплуатационного режима необходимо следить за тем, чтобы значения среднего индикаторного давления Pj (цикловой подачи) и максимального давления сгорания Pz во всех случаях не превышали номинальных значений. Температура выпускных газов не должна превышать предельного значения, указанного в инструкции по эксплуатации, а частота вращения -103% от номинальной величины.
2.3:3. При значительном уменьшении частоты вращения дизеля, вызванном увеличением сопротивления движению судна или повреждением гребного винта, необходимо уменьшить среднее индикаторное давление (подачу топлива) в соответствии со скоростной ограничительной характеристикой.
2.4. Обслуживание дизеля
Во время работы необходимо производить обход дизеля и проверять состояние всех доступных для осмотра узлов и деталей, а также проверять на ощупь температуру закрытий движущихся деталей.
При повышении температуры подшипников или других трущихся узлов сверх нормы следует установить усиленное наблюдение за изменением их температуры, уменьшить нагрузку на цилиндр, подшипники которого имеют повышенную температуру, либо снизить общую нагрузку дизеля, одновременно увеличивая подачу масла имеющимися средствами.
Если температура трущихся узлов узлов продолжает повышаться, остановить дизель для устранения причины нагрева. После остановки дизель проворачивать валоповорогным устройством, продолжая прокачивать его маслом до охлаждения узла.
Необходимо прислушиваться ко всем шумам, стукам и следить за вибрацией дизеля, турбокомпрессора, редуктора, валопровода, корпуса судна. При появлении ненормальных шумов, стуков или повышенной вибрации принять меры к их устранению. При необходимости уменьшить частоту вращения или остановить дизель.
Необходимо следить за исправной работой автономных и навешенных на дизель вспомогательных механизмов, а также за надежностью креплений трубопроводов, своевременно устраняя вибрацию труб и не допуская утечек через неплотности их соединений.
Следует периодически наблюдать цвет выпускных газов. Бесцветная или светло серая окраска свидетельствует о хорошем сгорании.
Необходимо периодически брать пробы отработавшего масла из подпоршневых полостей или продувочного ресивера, где это возможно. При повышении содержания железа в масле, что свидетельствует о появлении интенсивного износа цилиндро-поршневой группы, снизить нагрузку на дизель (цилиндр) и. увеличить подачу цилиндрового масла. Если это не приведет к снижению скорости износа, выключить цилиндр или остановить двигатель. При первой возможности осмотреть цШтиндр через продувочные окна и принять меры к устранению неисправности. М
В случае появления сигнала детектора масд|Й?|го тумана или густого белого тумана из сигнальной (вентиляционной) ~ необходимо повторно проверить
срабатывание детектора в соответствии ютрукции по эксплуатации. При
насосы смазки и охлаждения. Лицам, принять меры,
обеспечивающие безопасность картере, подготовить средства
пожаротушения.
повторном появлении сигнала детектора
остановить дизель, не отключая
После исчезновения признаков асляного тумана, но не раньше чем
через 20 мин. После остановки диз насос и открыть щиты картера для
определения причин образования ма
2.4.8. При приеме и сдаче вахты механик обязан произвести осмотр дизельной установки, проверить показания контрольно-измерительных приборов.
Запись в машинный журнал значений параметров, характеризующих режим работы установки, производит сдающий вахту механик. Подпись о приеме вахты свидетельствует о согласии механика, принимающего вахту, с зафиксированным в журнале состоянием установки на момент передачи вахты.
2.5. Обслуживание систем смазки
2.5.1. Следует постоянно поддерживать необходимое давление и температуру масла в системах смазки дизеля, турбокомпрессора, редуктора, гидромуфты, подшипников валопровода, а также контролировать количество масла, подаваемого к отдельным узлам через центральные масло-распределители. Регулировать температуру масла рекомендуется изменением количества охлаждающей воды, проходящей через маслоохладитель.
При внезапном падении давления или чрезмерном повышении температуры масла в циркуляционной системе дизель необходимо остановить для выяснения и устранения причин неисправности.
Не реже одного раза в час следует контролировать уровень масла в картере, сточных и напорных цистернах дизеля, турбокомпрессоров, передач (редуктора, гидромуфт и т.д.), лубрикаторов, подшипников валопровода и при необходимости добавлять масло.
При наличии автоматической сигнализации по уровню масла периодичность контроля может быть изменена старшим механиком.
2.5.4. Периодически (не реже одного раза в месяц) проверять часовой и удельный расход цилиндрового масла и распределение его по точкам смазки. При необходимости отрегулировать лубрикаторы в соответствии с указаниями инструкции. Недостаточная или чрезмерно избыточная подача масла в цилиндры дизеля недопустима.
Лубрикаторы цилиндровой смазки должны быть отрегулированы так, чтобы удельный расход масла, отнесенный к фактической мощности, на любом эксплуатационном режиме работы дизеля был не меньше удельного расхода, указанного в инструкции завода-изготовителя или судовладельца для номинального режима.
Необходимо периодически контролировать поступление масла в цилиндры, работу (плотность) невозвратных клапанов штуцеров цилиндровой смазки и плотность маслоподающих труб.
Периодически в соответствии с инструкцией следует подавать смазку к узлам, смазываемым вручную, пополнять колпачковые и прес-масленки.
Необходимо периодически (один раз за вахту) или постоянно (при наличии специальных устройств) выпускать воздух из масляных полостей маслоохладителей, фильтров.
Давление циркуляционного масла должно поддерживаться выше давления охлаждающей воды.
При увеличении перепада давления до и после фильтра сверх установленного инструкцией по эксплуатации необходимо переключить систему на резервный фильтр. Периодически (один раз за вахту) контролировать работу автоматических устройств очистки фильтров.
При резком уменьшении перепада давления следует заменить фильтрующий элемент. При очистке масляных фильтров обращать особое внимание на наличие в шламе металлических частиц и блесток, свидетельствующих о повышенном износе или повреждении узлов дизеля. По мере необходимости производить очистку магнитных фильтров и гидрореактивных маслоочистителей. Работа дизеля с неисправными масляными фильтрами запрещается.
2.5.10. Во время работы циркуляционное масло должно периодически или
непрерывно очищаться сепаратором (фильтрами).
Сепарация масел, содержащих присадки, должна осуществляться без промывки водой и при температуре подогрева не более 90 С (верхний предел предпочтителен для масел с высокими моющими свойствами). Сепарацию масел без присадок рекомендуется осуществлять с промывкой водой при температуре подогрева не более 75°СТ
2.5А. Необходимо контролировать отсутствие воды в сточных цистернах смазочного масла турбокомпрессоров. При наличии воды принять меры к ее удалению, выяснить и устранить причину попадания воды.
2.6. Обслуживание систем охлаждения
2.6.1. Следует постоянно поддерживать заданные инструкцией по эксплуатации давление и температуру охлаждающей воды (масла, топлива) в системах охлаждения дизеля и турбокомпрессоров наддува.
2.6.2. Необходимо следить за разностью температур охлаждающей воды (масла) на выходе из отдельных цилиндров и поршней. Изменение этой разности на установившемся режиме работы свидетельствует о наличии неисправности, о необходимости выявления причин и принятия мер по ее устранению.
2.6.3. Если температура охлаждающей воды (масла) на выходе из какого-либо цилиндра (поршня) выше или ниже нормальной и привести ее в норму не удается, необходимо до устранения неисправности уменьшить или выключить подачу топлива в указанный цилиндр.
2.6.4. При внезапном падении давления или чрезмерном повышении температуры охлаждающей воды необходимо уменьшить нагрузку дизеля и перейти на охлаждение резервным насосом. Если после этого давление и температура воды не достигнут нормальных значений, следует остановить дизель, продолжая прокачивать его водой и маслом.
При у пуске воды из системы охлаждения необходимо остановить дизель и сразу начать его проворачивать с одновременной прокачкой маслом. Заполнять систему охлаждения водой разрешается только после остывания дизеля.
2.6.5. Поддерживать давление охлаждающей пресной воды (масла или топлива) выше давления забортной воды во избежание подсаливания пресной воды (обводнения масла или топлива).
2.6.6. Температуру забортной воды, поступающей к воздухооохладителям, рекомендуется поддерживать не ниже 20°С, если отсутствуют специальные устройства для постоянного удаления конденсата из системы воздухоснабжения дизеля.
2.6.7. Необходимо следить за сливом охлаждающей жидкости из поршней каждого цилиндра. При прекращении потока двигатель немедленно остановить для устранения неисправности.
При охлаждении поршней водой вести тщательное наблюдение за герметичностью труб и соединений и за отсутствием воды в циркуляционном масле. При обнаружении воды в масле выше установленных норм принять немедленные меры к устранению неисправности, а масло отсепари-ровать или заменить.
2.6.8. Необходимо следить за отводом воздуха (паров) из системы охлаждения. Резкие колебания стрелки манометра указывают на наличие воздуха либо попадание газом из цилиндров в систему охлаждения.
Следует периодически, не реже одного раза за вахту, проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительных и сточных цистернах. При быстром падении уровня периодичность контроля должна быть сокращена и должны быть приняты меры по устранению утечки.
Периодически, но не реже одного раза в месяц, а также после добавления или замены воды следует отбирать пробы охлаждают цей воды замкнутого контура дизеля для определения ее качества (жесткости, щелочности, содержания хлоридов) и наличия специальной присадки. Периодически удалять масло с поверхности воды сточной цистерны охлаждения поршней и расширительной цистерны.
Необходимо периодически, один раз за вахту, проверять не попадает ли топливо в охлаждающую форсунки воду. №'<■ ^
2.7. Обслуживание топливной системы
2.7.1. Наполнение расходных топливных цистерн сдсдует производить поочередно с тем, чтоб во время работы дизеля от одной-.цистерны' в другой топливо отстаивалось. Перед включением расходной цистерны, а также при Приеме и перед сдачей вахты необходимо спустить отстой. Периодически спускать отстой из отстойных цистерн.
В штормовую погоду расходовать не более 2/3 вместимости расходной цистерны и перейти на прием топлива через верхний (штормовой) клапан, если он имеется.
Топливный трубопровод низкого и высокого давления должен находиться под особым наблюдением. Пропуски топлива, обнаруженные в трубах, соединениях, арматуре, должны немедленно устраняться.
При увеличении перепада давления до и после фильтра сверх установленного инструкцией по эксплуатации следует переключить систему на резервный фильтр. При резком уменьшении перепада давления заменить фильтрующий элемент. Работа дизеля с неисправными топливными фильтрами запрещается.
На дизелях, работающих без подогрева топлива, следует периодически проверять на ощупь температуру топливных насосов и трубок форсунок. Повышенный нагрев насоса или трубки при одновременном увеличении пульсации топлива в трубке указывает на засорение сопел или щелевого фильтра форсунки и на необходимость ее замены. Замена форсунок при вращающемся вале дизеля категорически запрещается.
Необходимо следить за работой игл форсунок с помощью контрольных щупов или путем ощупывания топливных трубок форсунок. Отсутствие толчков щупа и ослабление пульсации в трубке указывают на зависание иглы форсунки. В этом случае форсунку необходимо заменить или отключить подачу топлива в соответствующий цилиндр.
Перевод дизеля с маловязкого топлива на высоковязкое (или наоборот) следует производить при сниженной мощности, если топливная система не снабжена специальной смесительной цистерной или другими устройствами для перехода с одного вида топлива на другой без снижения нагрузки. Темп изменения температуры топлива перед топливными насосами дизеля в процессе перехода не должен превышать 20 С в минуту.
Для перевода дизеля на высоковязкое топливо необходимо:
. 1. поднять температуру высоковязкого топлива в расходной цистерне;
.2. дизельное топливо, поступающее к топливным насосам, постепенно подогревать до 60°С;
.3. уменьшить частоту вращения дизеля до 80-85% от номинальной (мощность - до 50-60%);
.4. переключить дизель на топливо повышенной вязкости;
.5. постепенно поднять температуру топлива, поступающего к насосам, до получения необходимой вязкости (9-15 сСт или 1,8-2,5°ВУ);
.6. по мере повышения температуры топлива повысить нагрузку дизеля до эксплуатационной.
2.7.8. Подогретое топливо должно подаваться к топливным насосам дизеля под давлением, исключающим возможность его вскипания при всасывании.
2.7.9. Для перевода дизеля с высоковязкого топлива на дизельное необходимо:
.1. уменьшить частоту вращения дизеля до 80-85% от номинальной (мощность - до 50-60%);
.2. снизить постепенно температуру топлива, поступающего к насосам, до 70°С;
.3. переключить дизель на дизельное топливо, обеспечив его подогрев перед топливными насосами до 60°С;
.4. постепенно уменьшая температуру дизельного топлива, увеличить нагрузку дизеля до эксплуатационной; отключить поступление энергии к топливоподогревателю.
2.8. Обслуживание системы пуска, продувки (наддува)
2.8.1 После пуска дизеля, а затем периодически необходимо проверять на ощупь температуру труб, подводящих пусковой воздух к цилиндрам. Повышенный нагрев трубы свидетельствует о пропуске газов через пусковой клапан. При невозможности остановки дизеля и устранения неисправности следует отключить подачу топлива на цилиндр.
2.8.2. Необходимо следитьза температурой воздуха после воздухоохладителей, поддерживая ее на 3-4°С выше точки^рсы водяных паров. X
2.8.3. При пусках дизеля, маневрировании и при работе на малых нагрузках следует уменьшить расход забортной воды на воздухоохладители, не перекрывая ее полностью во избежание засоления воздухоохладителя.
2.8.4. При увеличении перепада давления на фильтрах турбокомпрессоров и воздухоохладителях сверх нормы необходимо произвести их очистку при первой очередной остановке дизеля. W
2.8.5. Следует периодически или постоянно продувать воздушные полости воздухоохладителей, ресивера и подпоршневые полости. Периодичность продувки устанавливается вахтенным механиком в зависимости от наличия шлама и воды.
2.8.6. Если турбокомпрессоры оборудованы системой промывки, необходимо систематически промывать компрессов и турбину согласно инструкции по эксплуатации.
2.8.7. При возникновении помпажа турбокомпрессоров (шум,, хлопки, гудение) необходимо снизить частоту вращения дизеля до его прекращения. Если это окажется недостаточным, следует снизить давление воздуха в ресивере продувочного воздуха путем открытия предохранительного клапана ресивера или вывинчивания пробки на нагревательном патрубке турбокомпрессора. При первой возможности выяснить и устранить причину помпажа.
2.9. Подготовка к маневрам и остановка дизеля
2.9.1. При получении сообщения с мостика о времени подхода к месту стоянки вахтенный механик обязан снизить нагрузку главного дизеля примерно до 50% от номинальной (до 80% от номинальной частоты вращения). Уменьшение нагрузки производить постепенно (6-7 ступеней) с выдержкой на каждой ступени 2-5 мин., если нет других указаний в инструкциях завода-изготовителя или судовладельца. Перед началом маневров дизель должен проработать на режиме 50% от номинальной нагрузки не менее 30 мин. V
Запрещается сокращать время вывода главного дизеля из ходового режима, за исключением случаев, связанных с угрозой аварии.
2.9.2. Если дизель работал на высоковязком топливе, при подготовке к остановке перевод его на дизельное топливо должен осуществляться в соответствии с инструкцией. Время работы на дизельном топливе должно быть достаточным для полной промывки топливной системы.
В случае неожиданной остановки дизеля во избежание застывания топлива в трубопроводах необходимо прокачать топливную систему дизельным топливом или обеспечить подогрев и циркуляцию высоковязкого топлива на остановленном двигателе. В предвидении длительной стоянки рекомендуется переходить на дизельное топливо во избежание коррозии топливной аппаратуры.
Дизель, работающий на генератор или гребной винт через разобщительную муфту, необходимо останавливать после снятия нагрузки или отключения муфты. Подачу топлива выключить после того, как дизель проработает на холостом ходу 3-10 мин.
После получения с мостика сигнала о том, что дизель больше не потребуется, необходимо:
. 1. остановить топливоподкачивающий насос;
.2. остановить насос охлаждения форсунок;
.3. продолжать прокачивать дизель охлаждающей водой (маслом) и циркуляционным маслом до тех пор, пока разность температур на выходе и входе не стане близкой к нулю;
.4. открыть индикаторные краны, подсоединить вал о по воротное устройство и провернуть коленчатый вал на 2-3 оборота; при проворачивании подать обильную смазку в цилиндры дизеля;
.5. выключить питание системы управления, приборов автоматики, аварийнопредупредительной сигнализации и защиты дизеля:
.6. пополнить воздухом пусковые баллоны, закрыть запорные клапаны на пусковых баллонах и трубопроводе пускового воздуха, стравить воздух из трубопровода;
.7. пополнить топливом расходные); цистерньг, закрыть запорные клапаны на цистернах в трубопроводах, прекратить обогрев цистерн; \ 1 !
.8. открыть спусковые краны ресиверов, воздухопроводов и выпускных коллекторов для удаления скопившейся воды и масла;
.9. при ненастной погоде или при остановке на дли тельное время закрыть выпускную трубу и приемные фильтры турбокомпрессоров;
.10. обтереть дизель насухо снаружи, смазать трущиеся детали дизеля, не обслуживаемые централизованной системой смазки.
2.9.5. При остановке после длительного перехода открыть крышки картера, осмотреть и проверить детали движения, ответственные крепежные соединения, крепление трубопроводов
в картере. За время стоянки устранить все неисправности.
2.9.6. Запрещается открывать крышки картера ранее чем через 15-20 мин. после остановки дизеля.
2.9.7, Внутренние осмотры дизеля производить только при включенном валоповоротном устройстве.
2.10. Обслуживание дизеля во время стоянки
2.10.1. Во время стоянки необходимо ежедневно проворачивать коленчатый вал на несколько оборотов валоповоротным устройством при одновременной подаче масла к узлам трения с помощью автономного насоса и с проворачиванием лубрикаторов цилиндров вручную. Каждый раз после проворачивания коленчатый вал устанавливать в положение, отличающееся от предыдущего.
Если дизель остановлен на длительное время, то после его проворачивания валоповоротным устройством индикаторные краны следует держать закрытыми.
2.10.2. При выводе судна из эксплуатации на длительный срок дизели должны быть законсервированы в соответствии с инструкцией по консервации.
3. Обслуживание дизеля на режимах и в условиях, отличных от нормальных
3.1. При работе дизеля на режимах и в условиях, отличных от нормальных, независимо от степени автоматизации энергетической установки необходимо усилить наблюдение за дизелем и обслуживающими его системами.
3.2. Работа дизеля с перегрузкой
3.2.1. Работа диуеля с перегрузкой допускается в исключительных случаях, связанных с угрозой человеческой жизни или безопасности судна, только по распоряжению капитана.
При работе с перегрузкой должны быть соблюдены все требования заводской инструкции по эксплуатации в части допустимых величин превышения мощности и частоты вращения, а также в части продолжительности работы дизеля в режиме перегрузки.
3.2.2. При работе дизеля с перегрузкой необходимо усилить наблюдение за температурой выпускных газов, масла до и после маслоохладителя, охлаждающей воды (масла) на выходе из крышек и поршней; температуры газов, масла и воды не должны превышать значений, указанных в инструкции завода-изготовителя для режима работы с перегрузкой. Рекомендуется увеличить подачу цилиндрового масла.
3.3. Работа дизеля при малой нагрузке и на холостом ходу
Длительная работа при малой нагрузке не рекомендуется.
В случае длительной работы дизеля при малой нагрузке необходимо:
. 1. уменьшить количество масла, подаваемого на смазку цилиндров;
.2. поддерживать температуру воды (масла) охлаждения поршней и цилиндров на верхнего предела, допускаемого заводом-изготовителем;
.3. уменьшить подачу охлаждающей воды на воздухоохладители;
.4. периодически либо постоянно спускать из: выпускного коллектора скопившееся масло;
.5. следить за тем, чтобы работали все цилиндры.
3.3.3. Продолжительность работы дизеля па режиме холостого хода не должна превышать времени, оговоренного в инструкции по эксплуатации. При отсутствии указаний время работы на холостом ходу не должно превышать 30 мин.
3.4. Работа главного дидош при увеличенном сопротивлении движению судна, во время шторма и во льдах (Ум,
3.4.1. При плавании в штормовых условиях нагрузку дизеля необходимо снизить до уровня, обеспечивающего отсутствие забросов частоты вращения выше номинального значения. При управлении через всережимиый регулятор величина цикловой подачи топлива в момент погружения гребного винта не должна превышать пом инального значения.
При плавании в штормовых условиях забортную воду принимать через донные кингстоны. Выпускать из приемных фильтров воздух. г
При плавании без груза или с неполным грузом во время шторма или во льдах необходимо балластировкой обеспечить возможно большее погружение гребного винта.
При плавании на мелководье и по рекам, при входе в порт и выходе из него забортную воду принимать через бортовые кингстоны.
При плавании судна в мелкобитом льду прием забортной воды осуществлять через донные кингстоны при одновременном поддержании в готовности бортовых кингстонов. Для предотвращения засорения льдом кингстоны должны продуваться паром или сжатым воздухом. При наличии должна быть включена система рециркуляции забортной воды.
3.5. Работа главного дизеля при маневрировании судна
При маневрировании частота вращения главного дизеля, работающего на винт фиксированного шага не должна превышать 75-80% от номинальной. Только в исключительных случаях, связанных с угрозой человеческой жизни или безопасности судна, допускается по команде с мостика работать при частотах вращения выше указанных.
После получения с мостика сигнала о предстоящей работе на маневровых режимах необходимо:
. 1. подготовить к пуску резервный дизель-генератор и при необходимости пустить его в ход;
.2. включить резервные насосы, если насосы систем охлаждения и смазки имеют привод от дизеля;
.3. проверить в действии компрессоры пускового воздуха, пополнить пусковые и другие воздушные баллоны;
.4. продуть баллоны и трубопроводы сжатого воздуха, проверить открытие запорных клапанов на баллонах и трубопроводе;
.5. смазать главный пусковой клапан и пусковые клапаны цилиндров дизеля;
.6. постепенно уменьшить нагрузку дизеля;
.7. после длительного перехода перед началом маневрирования остановить дизель и произвести пробные пуски на передний и задний ход;
.8. дизель, работающий на высоковязком топливе, перевести на дизельное топливо до начала маневров, если топливная система не оборудована устройством, обеспечивающим циркуляцию подогретого топлива через топливные насосы и форсунки на остановленном дизеле, или другим устройством, обеспечивающим возможность пуска и маневрирования на высоковязком топливе. Дизели, оборудованные таким устройством, переводятся на дизельное топливо только перед приходом в порт. Маневрирование при прохождении узкостей, при работе во льдах и в других условиях, не связанных с длительной остановкой дизеля, должно производиться в этом случае на основном виде топлива.
3.5.3. Реверсирование и пуск на обратный ход дизеля, жестко связанного с гребным винтом, должны производиться после того, как двигатель остановится.
В экстренных случаях, связанных с угрозой человеческой жизни или безопасности судна, по команде с мостика разрешается реверсировать дизель после снижения частоты вращения до 50-60% от номинальной, затормаживая его пусковым воздухом.
После реверсирования и пуска дизеля немедленно проверить соответствие направления вращения заданному (по указателю направления вращения или по тахометру). В случае неправильного направления вращения немедленно остановить дизель и повторить реверс.
3.5.4. Управление установками, оборудованными винтами регулируемого шага, разобщительными муфтами, гидравлическими передачами и т.п., должно осуществляться в строгом соответствии с инструкциями. -} Щ||
3.5.5. Во время маневров необходимо следить за температурой воды и масла в системах дизеля, не допуская ее быстрого сни^^ия,
3.6. Работа дизеля с выключенной цилиндрами |
3.6.1. При невозможности устранения неисправности в цилиндрах дизеля, когда условия эксплуатации требуют продолжения его работы, а также при обкатке отдельных цилиндров допускается на ограниченное время (до. прихода в порт) снижение нагрузки на отдельные цилиндры или полный вывод из работы одного или нескольких цилиндров.
При уменьшении подачи топлива в отбельные цилиндры или при полном отключении одного или нескольких цилиндров выбор эксплуатационного режима необходимо осуществлять так, чтобы оставшиеся в работе цилиндры не были перегружены.
Если при работе дизеля с отключенными цилиндрами возникает повышенная вибрация корпуса судна, валопровода, упорного подшипника, двигателя мили прослушиваются характерные металлические стуки, необходимо изменить частоту вращения до прекращения стуков и снижения вибрации.
При выключении подачи топлива в цилиндр запрещается выключать охлаждение цилиндра и поршня. Подачу цилиндровой смазки к выключенному цилиндру необходимо уменьшить.
3.6.4. После демонтажа поршня крейцкопфного дизеля на этом цилиндре необходимо:
.1. отключить охлаждение цилиндра и поршня, сохранив нормальную смазку
крейцкопфных подшипников;
.2. отключить смазку цилиндра;
.3. -закрыть продувочные и выпускные окна специальным приспособлением либо демонтировать привод впускных и выпускных клапанов, оставив их в закрытом состоянии;
.4. заглушить сальник штока;
.5. отключить от пускового клапана трубы воздухораспределителя, заглушив их.
3.6.5. После демонтажа поршня и шатуна в выключенном цилиндре необходимо выполнить мероприятия, указанные в п.3.6.4., а также отключить подачу смазки к подшипникам шатуна.
3.6.6. Если дизель с выключенным цилиндром не пускается, необходимо либо стронуть его воздухом в обратном направлении и затем пустить в нужном- направлении, либо установить в ал оп о воротным устройством коленчатый вал в пусковое положение.
3.6.7. При работе дизеля с одним или несколькими выключенными цилиндрами необходимо усилить наблюдение за ним. В случае повышения температуры выпускных газов или помпажа турбокомпрессора необходимо снизить нагрузку.
3.6.8. Дизель, работающий с демонтированными поршнями и шатунами, необходимо через 10-15 мин. после начала работы остановить, открыть картерные щиты выключенных цилиндров, ощупать подшипники и осмотреть заглушённые отверстия. Такую же проверку выполнять через 1 ч работы.
3.6.9. Если во время буксировки судна остановленный из-за неисправности двигатель вращается вследствие турбинного режима работы гребного винта, необходимо обеспечить смазку двигателя и охлаждения его цилиндров.
3.7. Работа дизеля во время обкатки
3.7.1. После каждого ремонта или замены ответственных узлов и деталей (поршня, поршневых колец, цилиндровой втулки, крейцкопфного, мотылевого и рамового подшипников, цепного привода) дизель подлежит обкатке в соответствии с инструкцией по эксплуатации, техническими требованиями на ремонт дизеля или указаниями судовладельца.
Обкатка должна начинаться при пониженной нагрузке дизеля (цилиндра). Во время обкатки нагрузку дизеля (цилиндра) необходимо повышать постепенно, с выдержкой времени на каждой ступени нагрузки. #
При обкатке усилить наблюдение за : отремонтированными (замененными) узлами. Необходимо использовать все возможные способы контроля приработки поверхностей трения, включая осмотры через продувочное или выпускные окна; определение температуры деталей, снятие показаний системы диагностирования и др.
3.8. Работа дизеля при выжоде из строя турбокомпрессоров
3.8.1, При выходе из строя турбокомпрессора, и невозможности его ремонта для дальнейшей работы дизеля необходимо; jjffil
. 1. обеспечить проход выпускных газов мимо турбокомпрессора посредством установки специальных патрубков и заглушек; при отсутствии такого устройства произвести стопорение ротора посредством специального приспособления или демонтировать ротор и установить заглушку между корпусом турбины и корпусом компрессора; V ^
.2. отделить нагнетательный патрубок неработающего турбокомпрессора от продувочного ресивера посредством специальной заслонки или заглушки; .3, если через неработающий турбокомпрессор проходят выпускные газы, охлаждающую воду не отключать;
.4. в неработающий турбокомпрессор смазку не подавать;
.5. на автоматизированном дизеле отключать средства контроля, фстиотрзддеи w тшты, относящиеся к отключенному турбокомпрессору.
3.8.2. Дизель, у которого вышел из строя один из турбокомпрессоров, должен эксплуатироваться на пониженной нагрузке. При этом; Л. температура выпускных газов за цилиндрами не должна превышать допустимую при работе дизеля с исправными турбокомпрессорами;
,2, нв допускать помпажа работающего турбокомпрессора.
4. Контроль и регулировка параметров рабочего процесса
4.1. Контроль параметров рабочего процесса
Помимо систематического контроля рабочих параметров дизеля, необходимо периодически осуществлять углубленный контроль с применением специализированных приборов (индикаторов, максиметров, торсиометров, расходометров, диагностической аппаратуры).
4.1.2. Индицирование дизеля с одновременным замером расхода топлива должно производиться:
. 1. периодически, но не реже одного раза в месяц;
.2. при обнаружении ненормальностей в работе отдельных цилиндров;
.3. после регулировки или замены топливных насосов, форсунок, ремонта или замены узлов цилиндропоршневой группы;
.4. после перехода на другой сорт топлива;
.5. при значительном изменении осадки судна, резком увеличении сопротивления движению судна (при обрастании или повреждении корпуса, при буксировке и др.), повреждении гребного винта.
Результаты индицирования и замера расхода топлива должны быть занесены в журнал инди-цирования.
4.1.3. Индикаторные диаграммы должны сниматься при установившемся режиме дизеля.
Если имеется техническая возможность во время индицирования органы, управляющие подачей топлива в цилиндры и шагом винта регулируемого шага, должны быть закреплены. В этом случае при снятии диаграммы допускается колебание частоты вращения вала, вызванное качкой или волнением, не более 2,5% от среднего значения.
При индицировании дизеля, управляемого через однорежимный или всережимный регулятор, необходимо следить за устойчивостью нагрузки по индексам топливных насосов или положению других органов, управляющих цикловой подачей топлива.
4.1.4. Проверка распределения мощности по цилиндрам производится следующим образом: v 4
. 1. на дизелях, не имеющих ин дикаторных' кранов, - ‘ по температуре выпускных газов за цилиндрами и падению частоты вращения коленчатого вала при поочередном отключении цилиндров; ■ у 14
.2. на дизелях, имеющих индикаторные краны, но не имеющих индикаторных приводов, по максимальному давлению сгорания и‘температуре выпускных газов или по показаниям пиметра;
.3. на дизелях, имеющих индикаторные краны и при коды, - по среднему индикаторному давлению.
4.1.5. В случае отклонения параметров рабочего процесса и удельного расхода топлива за пределы от нормы, указанной к инструкции но эксплуатации, должны быть выяснены причины и при необходимости произведена регулировка дизеля.
4.2. Регулировка параметров рабочего процесса
4.2.1. Регулировка параметров рабочего Процесса должна производиться в соответствии с
указаниями инструкции по эксплуатации. Подрегулировку параметров следует производить на установившемся режиме при мощности и частоте вращения дизеля, максимально близких к заданным.
4.2.2. Неравномерность распределения параметров рабочего процесса по цилиндрам, характеризуемая отклонением от среднего значения, не должна превышать указанных ниже значений, если в инструкции не оговорены другие отклонения:
. 1. среднее индикаторное давление ±2,5%; .2. максимальное давление сгорания ±3,5%; .3. давление конца сжатия ±2,5%; .4. среднее давление по времени ±3%; .5. температура выпускных газов ±5%.
4.2.3. Регулирование параметров рабочего процесса путем изменения цикловой подачи топлива или угла опережения подачи топлива допускается только в тех случаях, когда имеется уверенность в исправной работе топливной аппаратуры (топливных насосов и форсунок), механизма газораспределения, а также в исправности контрольно-измерительных приборов. Рекомендуется каждый раз до выполнения регулировочных работ проверять работоспособность форсунки (путем ее замены). Регулировка на основании случайных замеров или замеров па кратковременных недостаточно установившихся режимах запрещается.
После выполнения регулировочных работ, связанных с возможностью нарушения нулевой подачи топливных насосов высокого давления, она должна быть проверена и установлена до пуска дизеля.
Результаты регулировки необходимо заносить в журнал индицирования. Запись о регулировке вносится в машинный журнал.
5. Указании по техническому обслуживанию отдельных сборочных единиц и деталей
5.1. Раскепы коленчатого вала должны проверяться с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации и планом-графиком ТО, а также случаях затяжки анкерных связей и фундаментальных болтов (до и после затяжки) и в аварийных случаях: при повреждении вкладышей рамовых подшипников, обрыве шатунных болтов, сильной вибрации, при посадке судна на мель и т.п. Перед замером раскепов необходимо убедиться, что рамовые шейки вала опираются на нижние вкладыши подшипников.
5.2. Контроль затяжки анкерных связей необходимо производить усилием и в сроки, указанные в инструкции завода-изготовителя или судовладельца, с использованием специальных ключей и приспособлений, входящих в комплект инструмента для обслуживания двигателя. При обнаружении ослабления связей периодичность контроля и перезатяжки должна быть сокращена. В процессе затяжки связей необходимо контролировать упругий изгиб коленчатого вала по раскепам.
5.3. При техническом обслуживании подшипников должно уделяться особое внимание состоянию рабочих поверхностей, установке требуемых зазоров и прилеганию вкладышей к постелям.
5.4. Необходимо периодически замерять остаточные удлинения и производить дефектоскопический контроль шатунных болтов четырехтактных дизелей. При достижении предельного удлинения или при; обнаружении дефектов (трещины, повреждения резьбы) болты подлежат обязательной заменЬ. Такому же контролю подлежат болты шатунных и головных подшипников всех дизелед, работавших «вразнре» или после задира (заклинивания)
При установке новых шатуннь^^^иов сл е дуJPferfе^^ь' их длину и записать результаты измерения в журнал учета техническогДхзстоягшя двигателя.
5.5. При разборке цилиндра с выемом поршня все детали необходимо тщательно очистить, осмотреть и обмерить на предмет обнаружения предельных износов и трещин. Участки рабочих поверхностей втулок, трон ков поршней и поршневых колец, на которых обнаружены задиры или цвета побежалости, необходимо обработать в соответствии с
ется в миллиграммах на литр. Чем выше общее солесодержание, тем больше коррозионная активность воды. Жесткость воды определяется содержанием в воде растворенных солей кальция Са и магния Mg и измеряется в миллиграмм-эквивалентах на литр. 1 мг-экв/л жесткости соответствует содержанию 20 мг/л Са или 12,2 мг/л Mg, 1 мг-экв/л равен 2,8 немецких градуса жесткости.
По величине жесткости природные воды подразделяются на:
Жесткость мг-экв/л
очень мягкие до 0.7
мягкие от 0,7 до 2
средней жес ткости от 2 до 4
жесткие от 4 до 8,6
очень жесткие свыше 8,6
Соли жесткости являются веществами, непосредственно образующими накипь на поверхностях охлаждения дизелей. Общая жесткость воды характеризуется карбонатной и некарбонатной жесткостью.
Карбонатная (временная) жесткость определяется содержанием бикарбонатов кальция Са(НСОЗ)2 и магния Mg(HC03)2, которые при нагреве ниже температуры кипения разлагаются с выделением осадков. Соли временной жесткости являются главной причиной образования накипи в системах охлаждения.
Некарбонатная (постоянная) жесткость определяется содержанием всех остальных солей кальция и магния (CaS04, MgS04, СаС12, MgC12), которые переходят в накипь при кипении и испарении воды.
Хлориды являются частью общего солесодержания и измеряются количеством миллиграммов на литр хлор-ион, растворенного в воде. Хлористые соединения являются наиболее коррозионноактивными. Определение содержания хлоридов в воде - наиболее простой и оперативный способ контроля воды, позволяющий судить о величине общего содержания и агрессивных свойствах воды. Растворенные газы состоят главным образом из поглощенных водой в результате соприкосновения с воздухом кислорода 02, азота N2 и углекислого газа С02, содержание которых измеряется в миллиграммах на литр. Растворенные в воде кислород и углекислый газ также вызывают коррозию металла. Органические вещества в воде представляют собой продукты животных и растительных организмов. Их содержание измеряется в миллиграммах на литр 02, закачиваемого нри анализе на их окисление. В зависимости от происхождения примеси органических веществ в воде способствуют коррозионным процессам или тормозят их, усиливают или уменьшают склонность воды к вспениванию.
Взвешенные вещества - нерастворимые в воде примеси песка, ила, глины и органических веществ, а также образовавшиеся в системе в процессе эксплуатации осадки накипи (шламы) и продукты коррозии. Содержание взвешенных веществ измеряется в миллиграммах на литр. Наличие взвешенных веществ может привести к отложению их вместе с накипью на поверхностях охлаждения и к засорению проходов для воды.
внимание с учетом принятых мер. В случае необходимости, намечать план дальнейших действий.
63.В машинном отделении, где необходимо постоянное присутствие вахты, вахтенный меха ник должен быть в любое время готов управлять двигательной установкой, выполняя распоряже ния об изменении направления движения или скорости.
64.В тех случаях, где машинное отделение находится периодически безвахтснно обслуживае^ мом состоянии, вахтенный механик должен быть готов в любой момент прибыть в машинное от деление по вызову.
65.Все распоряжения с мостика должны немедленно выполняться. Изменение направление движения или скорости главной двигательной установки должны регистрироваться, за исключением тех случаев, когда администрация считает, что для судна определенных размеров или характеристик такая регистрация нецелесообразна. Вахтенный механик должен при управлении вручную во время маневрирования или в положении "приготовится " обеспечивать наличие члсное вахты органов управления главной двигательной установки.
66.Должное внимание следует уделять техническому обслуживанию и уходу за всеми машинами и механизмами, включая механические, электрические, электронные, гидравлические v пневматические системы, приборы управления ими и устройства их защиты, системы бытовогс обслуживания и учет расхода запасов и запасных частей.
67.Старший механик должен обеспечивать, чтобы вахтенный механик имел всю информацик по вопросам профилактического обслуживания и ремонта, борьбы за живучесть или ремонтных работ, подлежащих выполнению во время вахты. Вахтенный механик несет ответственность за отключение, переключение и регулировку всех машин и механизмов, находящихся в ведении вахты
о всех проводимых работах должны быть сделаны соответствующие записи.
68.Когда машинное отделение приведено в состояние готовности, вахтенный механик должен обеспечить немедленное готовность к действиям всех машин и механизмов и оборудования, которые могут потребоваться для совершения маневров, и достаточный резерв электроэнергии для питания рулевого управления и других потребителей.
69.Вахтенные механики не должны выполнять любые обязанности, мешающие обслуживат! главную двигательную установку и вспомогательное оборудование. Они должны обеспечивап постоянное наблюдение за работой главной двигательной установки и вспомогательного оборудования до момента надлежащей передачи вахты, а также обеспечивать периодические инспекцш машин и механизмов и соответствующие обходы машинных помещений и помещений рулевой: привода с целью наблюдения за работой и получения докладов о ненормальностях в работе и поломках оборудования, а также для обеспечения обычных регулировок, поддержания оборудованш в надлежащем состоянии и для других необходимых целей.
70. Вахтенный механик должен требовать, чтобы вахтенный персонал информировал их о по тенциально опасных условиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на машины \ механизмы, и поставить под угрозу безопасность человеческой жизни или судна.
71.Вахтенный механик обеспечивает наблюдение за вахтой в машинном отделении и органи зует замену в случае неспособности какого-либо члена вахты выполнять свои обязанности. Вахт; не должна оставлять машинное отделение без контроля, чтобы отсутствовала возможность ручно го управления установкой или топливной рейкой.
72.Вахтенный механик предпринимает необходимые действия для ограничения последствш повреждений, возникающих в результате поломок оборудования, пожара, затопления, пробоины столкновения, посадки на мель и других причин.
73.До ухода с вахты, вахтенный механик должен соответствующим образом зарегистрировав все события вахты, относящиеся к главной и вспомогательным установкам.
74.Вахтенный механик сотрудничает с любым механиком, ответственным за техническое об служивание, при проведении все работ профилактике, борьбе за живучесть или ремонту, Тако< сотрудничество включает нижеследующее, но не ограничивается этим:
1. Отключение оборудования, на котором будет проводиться работа и ввод в работу дуб лирующего оборудования;
2. Регулировку остающейся в работе установки для надлежащей и безопасной работы п< техническому обслуживанию ремонту;

Несение вахты в порту.

Организация несения вахты,
91.Вахту на палубе, когда судно находится в порту, следует организовывать так, чтобы постоянно;
1 )обеспечивалась охрана человеческой жизни, безопасность судна, порта и окружающей среды, и безопасная эксплуатация всех механизмов, связанных с грузовыми операциями;
2)соблюдались международные, национальные и местные правила;
3)поддерживались порядок и нормальная деятельность судна.
92.Капитан судна определяет состав вахты и ее продолжительность в зависимости от условий стоянки, типа судна и характера обязанностей,
93.Если капитан сочтет это необходимым, ответственным за вахту на палубе назначается квалифицированное лицо командного состава.
94.Необходимое оборудование должно быть так устроено и размещено, чтобы обеспечить надлежащее несение вахты,
95.Старший механик» проконсультировавшись с капитаном, должен обеспечить, чтобы организация машинной вахты соответствовала требованиям по несению безопасной машинной вахты в порту, При решении вопроса о составе машинной вахты, которая может включать соответствующих лиц рядового состава машинной команды, следует принимать во внимание, в том числе, следующие факторы:
1)на всех судах с мощностью главной двигательной установки 3000 кВт и более всегда должен быть вахтенный механик;
2)на судах с мощностью главной двигательной установки менее 3000 кВт, по усмотрению капитана и ПО согласованию со старшим механиком, может не быть вахтенного механика;
3)вахтенные механики не должны выполнять какие-либо обязанности, которые могли бы помешать им нормально выполнять обязанности, связанные с наблюдением за работой судовых машин и механизмов.
Принятие вахты.
96.Вахтенные помощники капитана или вахтенные механики не должны передавать вахту сменяющему их вахтенному лицу командного состава, если они имеют основание полагать, что последний явно не способен должным образом выполнять свои обязанности; в этом случае капитан или старший механик, соответственно, должен быть информированы. Заступающее на вахту лицо командного состава должно убедиться в том, что весь персонал вахты полностью способен эффективно выполнять свои обязанности.
97.Если в момент передачи вахты осуществляется важная операция, она должна быть завершена передающим вахту лицом командного состава, за исключением случая, когда капитан или старший механик отдали иное приказание.
Принятие машинной вахты.
ЮО.До принятия вахты заступающий механик должен быть информирован вахтенным механиком в отношении:
1) распоряжение по вахте, особых инструкций,, касающихся эксплуатации судна, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов, и систем управления и контроля;
2) характера всех работ, выполняемых по машинам, механизмам и системам, и в отношении занятого персонала и потенциальных опасностей;
3) уровня и состояния, где необходимо, воды или остатка воды в льялах, балластных, сливных, резервных танках, сточных цистерна^ и специальных требований к использованию или удалению их содержимого; $
4) любых специальных требований касающихся сброса из санитарных систем;
5) состоянии и степени готовнос^^ереносно1'о противопожарного оборудования, стационарных установок пожаротушения и систем обнаружения пожаров;
6) персонала, назначенного для проведения ремонтно-производительных работ на судне, мест их работы и функций по ремонту, а также относительно любых других назначенных лиц и необходимого состава экипажа;
Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением согласно меящународной конвенции ПДНВ 78/95
Вахтенный механик судна с мощностью ГД 750 кВт или более должен:
1. Быть не моложе 18 лет.
2. Иметь стаж работы на судне в составе машинной команды не менее 6 месяцев.
3. Пройти одобренное обучение и подготовку продолжительностью не менее 30 месяцев, включая документально подтвержденную подготовку на судне.
4. Отвечать стандарту компетентности в соответствии с разделом А - 1ПУ1 Кодекса ПДНВ.
Новые требования для механиков:
а) Вопросы остойчивости судна.
б) Знание английского языка в письменной и устной форме.
в) Медицинская подготовка на 2-м уровне.
г) Руководство борьбой с пожаром.
Спецификация минимальных требований к компетентности вахтенных механиков. Функция: судовые механические установки на уровне эксплуатации..

Конспект Лекций, Бидуля,Эксплуатация СДУ.pdf

Скачать [8 KB]

Спасибо

Похожие релизы

Эксплуатация судовых энергетических установок и безопасное несение машинной вахты (Конспект лекций)…
Анализ отказов и повреждений судовых технических средств - В. Н. Калугин, И. В. Логишев [2009, PDF]
Справочник судового электромеханика и электрика - Н.И.Роджеро [1986, PDF]
Эксплуатация и ремонт двигателей типа NVD-48, NVD-36 и NVD-24 [1965, PDF/DjVu]
Правила технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов [1999, PDF]
Автоматизация судов в вопросах и ответах [DOC]
Справочник по ремонту электрооборудования на судах - Железняков А. Т. [1982, DjVu]
Рабочие процессы судовых дизелей - Возницкий И. В., Камкин С. В. [1979, PDF]
Судовые энергетические установки - Артёмов Г.А., Волошин В.П. [1987, PDF]
ПТЭ СЭО (Правила технической эксплуатации судового электрооборудования) - ЦНИИМФ [PDF]
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 06:15

Часовой пояс: GMT + 3