devilfish ® 27-Сен-2012 10:32
Теоретический курс подготовки капитанов, старших помощников капитана и вахтенных помощников
Год выпуска: 2005
Автор: Klaipеda, NOVIKONTAS
Жанр: Судовождение
Издательство: Морской Учебный Центр NOVIKONTAS
Формат: PDF
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 320
Краткое содержание:
  • Планирование рейса и судовождение.
  • Определение местоположения и точность результатов определения местоположения любыми средствами.
  • Определение и учет поправок компаса.
  • Координация поисково-спасательных операций (SAR).
  • Организация и процедуры несения вахты.
  • Прогноз погоды и океанографических условий.
  • Действия в чрезвычайных ситуациях.
  • Маневрирование и управление судном.
Описание: Создателем данного Руководства является Морской Учебный Центр NOVIKONTAS, но мы не
претендуем на авторские права – в данном Руководстве собрана воедино информация,
полученная из разных источников и созданная разными авторами. Мы просто собрали это в
один документ и расположили в порядке требований к компетенции, изложенным в Конвенции
STCW. Возможно, что информация устарела, так как данное Руководство готовилось в 2005
году. Возможно. Но мы надеемся, что оно поможет штурманам в их нелегкой работе и еще
более сложной сдаче экзаменов по судовождению.
Данное Руководство предназначено для теоретической подготовки капитанов и старших
помощников в соответствии с требованиями к компетенции, изложенным в Правиле II/2
«Обязательные минимальные требования для дипломирования капитанов и старших
помощников капитана судов валовой вместимостью 500 и более» главы II «Капитан и палубная
команда» Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении
вахты 1978 года (STCW Convention), с поправками, и в Разделе А-II/2 «Обязательные
минимальные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана
судов валовой вместимостью 500 и более» главы II «Требования в отношении капитана и
палубной команды» Части А Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несении
вахты (STCW Code).
Темы и рассматриваемые вопросы подготовлены в соответствии с рекомендациями, данными
в типовом курсе ИМО 7.01 “Master and Chief Mate”.
Данное руководство представляет первую часть общего теоретического курса и охватывает
требования к компетенции в разделе «Судовождение на уровне управления».

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание.
Введение ………………………………………………………………………………………………… 5
Глава 1.1 Планирование рейса и судовождение.
1.1.1 Планирование рейса и судовождение ………………………………………………………. 6
1.1.1.1 Журналы и публикации ………………………………………………………………………. 6
1.1.1.1.1 Список публикаций, планов, журналов, находящихся на борту судна ……………. 6
1.1.1.1.2 Записи в судовом журнале (Log Book) …………………………………………………... 7
1.1.1.1.3 Перечень таблиц и схем, вывешиваемых в штурманской и рулевой рубках …….. 9
1.1.1.2 Планирование рейса для любых условий …………………………………………………. 10
1.1.1.2.1 Международные требования к планированию рейса …………………………………. 10
1.1.1.2.1.1Требования STCW к планированию рейса ……………………………………………. 10
1.1.1.2.1.2 Резолюция ИМО А.893(21), от 25.11.1999 «Guidelines For Voyage Planning» ….... 10
1.1.2.2.2 Практические указания по планированию рейса ……………………………………….. 13
1.1.2.2.2.1 Выбор и проработка маршрута …………………………………………………………. 13
1.1.2.2.2.2 Предварительная прокладка ……………………………………………………………. 13
1.1.2.2.2.3 Подбор карт и руководств для плавания ……………………………………………… 14
1.1.2.2.2.4 Изучение района плавания ……………………………………………………………… 15
1.1.2.2.2.5 Планирование рейса в особых условиях . ……………………………………………. 16
1.1.3 Движение судов в соответствии с Общими положениями об установлении путей
движения судов ………………………………………………………………………………….. 19
1.1.3.1 Гидрометеорологическая информация и прогноз погоды ……………………………… 19
1.1.3.2 Метеорологический морской бюллетень ………………………………………………….. 19
1.1.3.3 Штормовое предупреждение ………………………………………………………………… 19
1.1.3.4 Прогноз погоды …………………………………………………………………………………. 20
1.1.3.5 Анализы и/или прогнозы погоды …………………………………………………………….. 21
1.1.3.6 Служба “WEATHER ROUTEING” …..………………………………………………………... 21
1.1.3.7 Процедуры сообщений в соответствии с Руководством и критериями для систем
судовых сообщений. Система AMVER ……………………………………………………… 25
Глава 1.2 Определение местоположения и точность результатов определения
местоположения любыми средствами.
1.2.1 Основные базовые понятия о навигации ……………………………………………………. 28
1.2.1.1 Использование картографических проекций в судовождении ………………………… 28
1.2.1.2 Элементарная теория Меркаторской проекции …………………………………………... 28
1.2.1.3 Определение расстояния видимости маяков и других сооружений …………………... 30
1.2.1.4 Графический и аналитический способ расчета пройденного пути судна …………….. 32
1.2.1.5 Определение места судна ……………………………………………………………………. 38
1.2.1.5.1 Определение места судна по береговым объектам …………………………………… 38
1.2.1.5.2 Определение места судна по трем пеленгам …………………………………………... 38
1.2.1.5.3 Определение места судна по двум пеленгам . …………………………………………. 40
1.2.1.5.4 Точность определения по береговым ориентирам ……………………………………. 41
1.2.1.5.5 Определение места судна радионавигационными средствами …………………….. 42
1.2.1.5.6 Определение места судна с помощью РЛС ……………………………………………. 44
1.2.1.5.7 Факторы, влияющие на отображение радиолокационных сигналов ………………. 45
1.2.1.5.8 Влияние метеорологических условий на дальность радиолокационного
обнаружения объектов …………………………………………………………………….. 46
1.2.1.5.9 Влияние помех от волнения на дальность радиолокационного обнаружения
объектов ………………………………………………………………………………........... 47
1.2.2 Плавание по дуге большого круга ……………………………………………………………... 48
1.2.3 Астрономические методы ……………………………………………………………………….. 52
1.2.3.1 Поясное, декретное и судовое время ………………………………………………………. 52
1.2.3.2 Небесная сфера и сферические координаты светил …………………………………… 54
1.2.3.3 Хронометр. Хранение. Практическое применение ………………………………………. 58
1.2.3.4 Секстан ………………………………………………………………………………………….. 61
1.2.3.5 Измерение высоты небесного светила …………………………………………………….. 65
Теоретический курс подготовки капитанов, старших помощников капитанов и вахтенных помощников Редакция 1
Часть 1. СУДОВОЖДЕНИЕ. Дата 01.02.2005
Часть 1
Страница 2 от 319
NOVIKONTAS, Klaipeda, Lithuania
1.2.3.6 Звездный глобус ……………………………………………………………………………. 68
1.2.3.7 Нахождение основных звезд ……………………………………………………………….. 72
1.2.3.8 Определение места судна по звёздам …………………………………………………….. 75
1.2.3.9 Определение поправки компаса ……………………………………………………………. 78
1.2.4 Спутниковые навигационные системы ………………………………………………………. 80
1.2.4.1 Требования ИМО к точности определения места судна ……………………………….. 81
1.2.4.2 Системы ГНСС …………………………………………………………………………………. 81
1.2.4.3 NAVSTAR – GPS ………………………………………………………………………………. 81
1.2.4.4 ГЛОНАСС …………………………………………………………………………………… 86
1.2.4.5 Судовое оборудование ………………………………………………………………………. 86
Глава 1.3 Определение и учет поправок компаса.
Требования Конвенции СОЛАС к судовому навигационному оборудованию ………………. 87
1.3.1 Магнитные компасы …………………………………………………………………………….. 89
1.3.1.1 Земной магнетизм ……………………………………………………………………………. 89
1.3.1.2 Девиация магнитного компаса ………………………………………………………………. 91
1.3.1.3 Уничтожение девиации магнитного компаса …………………………………………….. 93
1.3.1.3.1 Основные положения ………………………………………………………………………. 93
1.3.1.3.2 Остаточная девиация ………………………………………………………………………. 94
1.3.4.3.3 Способы маневрирования при уничтожении девиации магнитного компаса …….. 95
1.3.4.3.4 Способы уничтожения девиации магнитного компаса ……………………………..... 96
1.3.4.3.5 Устройство магнитного компаса …………………………………………………………. 101
1.3.2 Гирокомпасы ……………………………………………………………………………………... 104
1.3.2.1 Понятие гироскопа …………………………………………………………………………….. 104
1.3.2.2 Превращение свободного гироскопа в гирокомпас ……………………………………... 106
1.3.2.3 Определение поправки компаса ……………………………………………………………. 109
1.3.2.4 Погрешности гирокомпаса, их типы ……………………………………………………….. 109
1.3.2.5 Судовое оборудование ……………………………………………………………………. 113
1.3.2.7 Спутниковые компасы …………………………………………………………………………. 116
1.3.3 Навигационное оборудование …………………………………………………………………. 118
1.3.3.1 Подготовка технических средств навигации ………………………………………………. 118
1.3.3.2 Эхолоты и принцип их работы ………………………………………………………………. 121
1.3.3.3 Лаги и принцип их работы ……………………………………………………………………. 122
1.3.3.4 Судовые рулевые устройства ………………………………………………………………. 123
1.3.3.5 ECDIS ……………………………………………………………………………………………. 128
1.3.3.6 РЛС ………………………………………………………………………………………………. 138
Глава 1.4 Координация поисково-спасательных операций (SAR).
1.4.1 Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию для
подвижных средств (IAMSAR) …………………………………………………………………. 140
1.4.1.1 Введение …………………………………………………………………………………………. 140
1.4.1.2 Немедленные действия ………………………………………………………………………. 140
1.4.1.3 Подготовка на судне …………………………………………………………………………... 141
1.4.1.4 Суда, не участвующие в оказании помощи ………………………………………………. 142
1.4.1.5 План действий по поиску и спасению ……………………………………………………... 142
1.4.1.6 Общие морские понятия, применяемые при спасении ………………………………….. 144
1.4.1.7 Сопровождение ………………………………………………………………………………... 145
1.4.1.8 Координация операции по поиску и спасению ……………………………………………. 146
1.4.1.9 Планирование поиска …………………………………………………………………………. 146
1.4.1.10 Схемы поиска …………………………………………………………………………….. 148
1.4.1.11 Дальнейшие действия после завершения начальной фазы …………………………. 150
1.4.1.12 Завершение поиска ………………………………………………………………………… 151
1.4.2 Человек за бортом ……………………………………………………………………………... 152
1.4.2.1 Маневры судна …………………………………………………………………………………. 152
1.4.2.2 Первоначальные действия …………………………………………………………………….152
Теоретический курс подготовки капитанов, старших помощников капитанов и вахтенных помощников Редакция 1
Часть 1. СУДОВОЖДЕНИЕ. Дата 01.02.2005
Часть 1
Страница 3 от 319
NOVIKONTAS, Klaipeda, Lithuania
1.4.2.3 Действия экипажа по тревоге «Человек за бортом» ……………………………………. 153
1.4.3 Стандартные способы спасения ………………………………………………………………. 154
1.4.4 Глава V «Безопасность мореплавания» Международной Конвенции СОЛАС’74.
Правило 33 «Сообщения о бедствии: обязанности и процедуры» …………………... 155
Глава 1.5 Организация и процедуры несения вахты.
1.5.1 Международные правила предупреждения столкновения судов в море (COLREG’72). 157
1.5.2 Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 ………. 158
1.5.3 Основные принципы несения ходовой навигационной вахты. Конвенция STCW
Глава VIII. Несение вахты ……………………………………………………………………… 177
1.5.4 Эффективные процедуры работы вахты на мостике ……………………………………... 188
Глава 1.6 Прогноз погоды и океанографических условий.
1.6.1 Метеорологические элементы ………………………………………………………………… 193
1.6.2. Циклоны и антициклоны ……………………………………………………………………….. 197
1.6.3 Классификация облаков …………………………………………………………………………. 204
1.6.4 Признаки приближения циклона и его фронтов …………………………………………….. 205
1.6.5 Прогноз погоды по местным признакам ……………………………………………………... 209
1.6.6 Атмосферные явления ………………………………………………………………………….. 211
1.6.7 Синоптические карты погоды . ………………………………………………………………… 213
1.6.8 Влияние волн …………………………………………………………………………………….. 214
1.6.9 Течения ……………………………………………………………………………………………. 216
1.6.9.1 Общие положения ……………………………………………………………………………... 216
1.6.9.2 Приливно-отливные явления ………………………………………………………………. 218
1.6.9.3 "Нуль глубины" и "Поправка глубины" …………………………………………………….. 219
1.6.9.4 Моменты и высоту воды в основных и второстепенных пунктах ………………………. 220
Глава 1.7 Действия в чрезвычайных ситуациях.
1.7.1 Столкновение. ……………………………………………………………………………………. 222
1.7.2 Управление аварийным судном ……………………………………………………………. 228
1.7.3 Преднамеренная посадка судна на мель …………………………………………………… 229
1.7.3.1 Общие положения ……………………………………………………………………………... 229
1.7.3.2 Предосторожности при намеренной посадке судна на береговую отмель …………. 230
1.7.3.3 Рекомендации экипажу судна, севшего на мель .. ……………………………………. 230
1.7.3.4 Помощь при снятии с мели другому судну ……………………………………………….. 231
1.7.3.5 Способы снятия с мели …………………………………………………………………….. 232
1.7.3.6 Расчет силы, необходимой для снятия судна с мели …………………………………… 233
1.7.4 Буксировка судов ………………………………………………………………………………... 235
1.7.4.1 Общие положения ……………………………………………………………………………... 235
1.7.4.2 Буксирное устройство специализированного судна …………………………………….. 235
1.7.5 Аварийная буксировка ………………………………………………………………………….. 236
1.7.5.1 Подготовка к аварийной буксировке, процедуры буксировки …………………………. 236
1.7.5.2 Диаграмма буксировки. Расчет буксирной линии ………………………………………... 238
1.7.5.3 Управление судном при буксировке ……………………………………………………….. 239
1.7.5.4 Нормы снабжения судов швартовами и буксирами концами …………………………... 242
1.7.5.5 Подача буксирного троса на судно, терпящее бедствие ……………………………….. 243
Глава 1.8 Маневрирование и управление судном.
1.8.1 Маневрирование при приближении к лоцманской станции ………………………………. 244
1.8.2 Управление судном при плавании в стесненных водах ……………………………………. 248
1.8.3 Техника поворота с постоянной угловой скоростью ………………………………………. 250
1.8.4 Влияние гидрометеорологических факторов на управляемость судна ……………….. 253
1.8.5 Особенности маневрирования на мелководье и в каналах ……………………………... 256
1.8.5.1 Влияние мелководья на управляемость ………………………………………………….. 256
1.8.5.2 Явление присасывания ………………………………………………………………………. 257
1.8.5.3 Особенности расхождения и обгонов в каналах и узкостях ………………………… 260
Теоретический курс подготовки капитанов, старших помощников капитанов и вахтенных помощников Редакция 1
Часть 1. СУДОВОЖДЕНИЕ. Дата 01.02.2005
Часть 1
Страница 4 от 319
NOVIKONTAS, Klaipeda, Lithuania
1.8.5.4 Плавание в каналах ………………………………………………………………………….. 263
1.8.6 Швартовые операции ………………………………………………………………………….. 264
1.8.7 Использование силовой установки и систем маневрирования . ……………………… 275
1.8.8 Постановка на якорь …………………………………………………………………………….. 282
1.8.8.1 Выбор места якорной стоянки ……………………………………………………………….. 282
1.8.8.2 Якорное устройство ……………………………………………………………………………. 284
1.8.8.3 Действия, когда якорь не держит ……………………………………………………………. 286
1.8.8.4 Поведение судна при стоянке на якоре в свежий ветер ………………………………... 287
1.8.8.5 Варианты постановки судна на якорь ………………………………………………………. 289
1.8.9 Постановка в док .…………………………………… ………………………………………….. 292
1.8.10 Управление судном в штормовую погоду …………………………………………………. 294
1.8.10.1 Подготовка к плаванию в штормовую погоду …………………………………………... 294
1.8.10.2 Влияние штормовых условий на мореходные качества судна ……………………….. 296
1.8.10.3 Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в штормовых условиях .. 297
1.8.10.4 Использование универсальной штормовой диаграммы Ю.В.Ремеза ……………….. 299
1.8.11 Использование судовых шлюпок при спасении людей с гибнущих судов ……………. 306
1.8.12 Плавание во льдах и вблизи них ………………………………………………………….. 309
1.8.12.1 Морские льды …………………………………………………………………………………. 309
1.8.12.2 Классификация льдов …………………………………………………………………….. 309
1.8.12.3 Термины, связанные со льдами ……………………………………………………………. 313
1.8.12.4 Особенности плавания судна во льдах …………………………………………………. 314
1.8.12.5 Борьба с обледенением судна ……………………………………………………………. 317
1.8.13 Плавание при ограниченной видимости ……………………………………....................... 319

TEORETICHESKIY KURS PODGOTOVKI KAPITANOV.pdf

Скачать [11 KB]

Спасибо

Похожие релизы

Аттестация и проверка знаний штурмана - Maritime Jobs [DOC]
Обеспечение навигационной безопасности плавания - Алексишин В.Г., Козырь Л. А. [2009, PDF]
Вопросы обо всем для судоводителей - Неизвестен [2020, DOC]
Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89) - Г.М.Овчинников [1999, PDF]
Справочник капитана - Дмитриев В.И. [2009, PDF]
Морское судовождение - Ермолаев Г.Г. [1970, PDF]
Навигация и Лоция - Михайлов В.С. и др. [2009, PDF]
Учебное пособие для подготовки по специальности «Матрос» - Лихачев А.В. [2003, PDF]
Судоводителям: Что должен знать судоводитель. Практическое пособие. - Железный Г.М. [2005, PDF/DjVu]
Лекции по навигации - Фадюшин С.Г. [20??, PDF]
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 11:05

Часовой пояс: GMT + 3