Год выпуска: 2010 Язык: русский Автор: Гордеев И.И Издательство: Москва, Транслит Формат: PDF ISBN 978-5-94976-717-7 Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 274 Описание: В книге изложены общие сведения о судне и его устройстве, даны понятия плавучести, остойчивости, грузоподъемности. Дана характеристика судовых устройств, систем электрооборудования, спасательных средств. Отдельно рассмотрена проблема спасения жизни на море. Включены наиболее актуальные для начинающих моряков сведения по морской практике, организации наблюдения, судовым работам, мерам по предотвращению загрязнения моря. Дан экскурс в океанографию, лоцию, навигацию и метеорологию. Учебник предназначен для подготовки студентов учебных заведений морского и речного флота, а также для самостоятельной подготовки рядового состава экипажей судов.
Введение
Введение Моря и океаны на планете Земля в настоящее время бороздят тысячи гражданских судов и военных кораблей различного назначения. Но несмотря на высокую степень механизации и автоматизации современного морского судна, укомплектованность его экипажа профессионально подготовленными лицами командного состава, ни одно судно не выйдет в море без матросов. Не зря известный русский флотоводец — адмирал Павел Степанович Нахимов указывал, что «...матрос — главный двигатель на корабле...». Так было и во времена мореходов древности, так будет и сейчас — без грамотного, досконально знающего своё дело матроса любое судно будет представлять собой лишь сложное инженерное сооружение, и не более. Так кто же такой матрос? Согласно «Энциклопедическому словарю» (1982 г., с. 782) МАТРОС — голландское слово «matroos» — служащий судовой команды. На военных флотах матрос — это ещё и воинское звание. На морских торговых судах в соответствии с «Конвенцией о выдаче матросам свидетельств о квалификации» (Конвенция №74 Международной организации труда), ратифицированной Россией, вспомогательный персонал экипажа судна состоит из вахтенных матросов (rating forming part of a navigational watch) и вахтенных мотористов (rating forming part of an engineering watch), а также другого рядового состава. Для получения квалификационного свидетельства о присвоении звания вахтенный матрос лицу рядового состава судна сегодня необходимо окончить одно из образовательных учреждений, признаваемых Министерством транспорта Российской Федерации. Матросы, как члены экипажа, исполняющие обязанности, связанные с безопасностью судна и предотвращением загрязнения окружающей среды, должны регулярно проходить специальную подготовку по программам выживания на море, оказания первой помощи, борьбы с пожаром, действиям в аварийных ситуациях. Кроме этого матрос, несущий навигационную вахту, должен знать и выполнять процедуру её безопасного несения. Он должен также уметь нести рулевую вахту, выполнять команды на руле на русском и на английском языках. Примечание. При подготовке рядового состава экипажей речных судов, эксплуатируемых только на внутренних водных путях (ВВП), разделы и главы данной книги, содержащие сведения по классификации морских судов, правилам международных Конвенций по судоходству, океанографии, гидрометеорологии, морской навигации могут не использоваться.
Содержание
Содержание Введение..........................................3 Глава I. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ. УСТРОЙСТВО СУДНА. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ И СУДОВЫЕ РАБОТЫ...4 Морской транспорт...............................4 Морское судно и требования к нему.............4 Общее устройство судна..........................8 Основные части судна..........................8 Главные плоскости теоретического чертеж судна, грузовая марка судна......................11 Судовые устройства.............................14 Рулевое устройство...........................14 Якорное устройство...........................19 Швартовное устройство........................27 Буксирное устройство.........................31 Судовые грузовые устройства..................35 Устройства судна.............................39 Спасательные средства судна..............46 Спасательные шлюпки и шлюпочное устройство.46 Спасательные плоты, приборы, индивидуальные спасательные средства.............55 Леерное и тентовое устройство................62 Краткая характеристика общесудовых систем и судового электрооборудования.....................63 Общесудовые системы..........................63 Электрооборудование судна....................63 Экипаж судна и организация службы..............66 Понятие экипажа судна. Судовой экипаж........66 Общие обязанности члена экипажа..............69 Должностные обязанности вахтенного матроса..70 Вахтенная служба на судне. Принципы ее организации........................72 Судовые работы.................................82 270 Повседневные работы..........................82 Авральные работы.............................85 Аварийные работы.............................85 Такелажные работы............................86 Малярные работы..............................99 Техника безопасности при выполнении судовых работ...................................101 Требования экологии к судовладельцу, судну и его экипажу.........................................102 Глава II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО СУДОВОЖДЕНИЮ. 105 Навигационное оборудование судов.............105 Приборы для указания направлений............105 Приборы для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.......................106 Приборы для измерения глубины моря.......110 Судовые радиолокационные станции.........113 Океанография, лоция, гидрометеорология и навигация.................................... 119 Океанография................................119 Лоция.......................................126 Гидрометеорология...........................144 Основные понятия дисциплины навигации.. 155 Истинные направления........................155 Компасные направления, перевод и исправление направлений.........................159 Навигационная прокладка и счисление пути судна.. 161 Определение места судна по береговым ориентирам..................................162 Морские карты...............................165 Основные теоретические положения по управлению судном............................167 Управляемость, ходкость судна...............167 Инерциально-тормозные характеристики судна 169 Влияние руля на управляемость судна.........169 Характер сил и моментов, действующих на судно.. 172 271 Краткая характеристика движителей судов 172 Влияние внешних факторов на управляемость судна............................................182 Несение вахты на руле............................187 Несение вахты на руле в штормовых условиях... 191 Глава III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА. СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ......................194 Борьба за живучесть судна....................194 Понятие о плавучести и запасе плавучести судна.. 194 Понятие об остойчивости и плавучести........195 Понятие о борьбе за живучесть судна.........198 Система судовых тревог......................199 Борьба с забортной водой, поступающей внутрь корпуса судна............................203 Борьба с пожарами на судне..................207 Организация борьбы экипажа с пожаром на судне..213 Перевозка опасных грузов.....................214 Классификация опасных грузов................214 Правила перевозки...........................216 Особенности использования спасательных средств при оставлении гибнущего судна...242 Использование спасательных шлюпок и плотов.242 Сохранение жизни людей в спасательных средсгвах.,244 Краткая памятка матросу при оказании первой помощи пострадавшему................249 Действия при ожогах.....................249 Действия при отравлении угарным газом...250 Действии при поражении электрическим током..251 Действия при удушье.....................251 Действия при замерзании.................253 Заключение....................................255 Список литературы.............................256 Приложение ...................................257
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы
Вахтенный матрос
Год выпуска: 2010
Язык: русский
Автор: Гордеев И.И
Издательство: Москва, Транслит
Формат: PDF
ISBN 978-5-94976-717-7
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 274
Описание: В книге изложены общие сведения о судне и его устройстве, даны понятия плавучести, остойчивости, грузоподъемности. Дана характеристика судовых устройств, систем электрооборудования, спасательных средств.
Отдельно рассмотрена проблема спасения жизни на море. Включены наиболее актуальные для начинающих моряков сведения по морской практике, организации наблюдения, судовым работам, мерам по предотвращению загрязнения моря. Дан экскурс в океанографию, лоцию, навигацию и метеорологию.
Учебник предназначен для подготовки студентов учебных заведений морского и речного флота, а также для самостоятельной подготовки рядового состава экипажей судов.
Введение
ВведениеМоря и океаны на планете Земля в настоящее время бороздят тысячи гражданских судов и военных кораблей различного назначения. Но несмотря на высокую степень механизации и автоматизации современного морского судна, укомплектованность его экипажа профессионально подготовленными лицами командного состава, ни одно судно не выйдет в море без матросов. Не зря известный русский флотоводец — адмирал Павел Степанович Нахимов указывал, что «...матрос — главный двигатель на корабле...».
Так было и во времена мореходов древности, так будет и сейчас — без грамотного, досконально знающего своё дело матроса любое судно будет представлять собой лишь сложное инженерное сооружение, и не более.
Так кто же такой матрос? Согласно «Энциклопедическому словарю» (1982 г., с. 782) МАТРОС — голландское слово «matroos» — служащий судовой команды. На военных флотах матрос — это ещё и воинское звание.
На морских торговых судах в соответствии с «Конвенцией о выдаче матросам свидетельств о квалификации» (Конвенция №74 Международной организации труда), ратифицированной Россией, вспомогательный персонал экипажа судна состоит из вахтенных матросов (rating forming part of a navigational watch) и вахтенных мотористов (rating forming part of an engineering watch), а также другого рядового состава.
Для получения квалификационного свидетельства о присвоении звания вахтенный матрос лицу рядового состава судна сегодня необходимо окончить одно из образовательных учреждений, признаваемых Министерством транспорта Российской Федерации. Матросы, как члены экипажа, исполняющие обязанности, связанные с безопасностью судна и предотвращением загрязнения окружающей среды, должны регулярно проходить специальную подготовку по программам выживания на море, оказания первой помощи, борьбы с пожаром, действиям в аварийных ситуациях. Кроме этого матрос, несущий навигационную вахту, должен знать и выполнять процедуру её безопасного несения. Он должен также уметь нести рулевую вахту, выполнять команды на руле на русском и на английском языках.
Примечание. При подготовке рядового состава экипажей речных судов, эксплуатируемых только на внутренних водных путях (ВВП), разделы и главы данной книги, содержащие сведения по классификации морских судов, правилам международных Конвенций по судоходству, океанографии, гидрометеорологии, морской навигации могут не использоваться.
Содержание
СодержаниеВведение..........................................3
Глава I.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ. УСТРОЙСТВО СУДНА. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ И СУДОВЫЕ РАБОТЫ...4
Морской транспорт...............................4
Морское судно и требования к нему.............4
Общее устройство судна..........................8
Основные части судна..........................8
Главные плоскости теоретического чертеж
судна, грузовая марка судна......................11
Судовые устройства.............................14
Рулевое устройство...........................14
Якорное устройство...........................19
Швартовное устройство........................27
Буксирное устройство.........................31
Судовые грузовые устройства..................35
Устройства судна.............................39
Спасательные средства судна..............46
Спасательные шлюпки и шлюпочное устройство.46 Спасательные плоты, приборы,
индивидуальные спасательные средства.............55
Леерное и тентовое устройство................62
Краткая характеристика общесудовых систем и
судового электрооборудования.....................63
Общесудовые системы..........................63
Электрооборудование судна....................63
Экипаж судна и организация службы..............66
Понятие экипажа судна. Судовой экипаж........66
Общие обязанности члена экипажа..............69
Должностные обязанности вахтенного матроса..70 Вахтенная служба на судне.
Принципы ее организации........................72
Судовые работы.................................82
270
Повседневные работы..........................82
Авральные работы.............................85
Аварийные работы.............................85
Такелажные работы............................86
Малярные работы..............................99
Техника безопасности при выполнении
судовых работ...................................101
Требования экологии к судовладельцу, судну и его
экипажу.........................................102
Глава II.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО СУДОВОЖДЕНИЮ. 105
Навигационное оборудование судов.............105
Приборы для указания направлений............105
Приборы для измерения скорости судна и
пройденного им расстояния.......................106
Приборы для измерения глубины моря.......110
Судовые радиолокационные станции.........113
Океанография, лоция, гидрометеорология
и навигация.................................... 119
Океанография................................119
Лоция.......................................126
Гидрометеорология...........................144
Основные понятия дисциплины навигации.. 155
Истинные направления........................155
Компасные направления, перевод и
исправление направлений.........................159
Навигационная прокладка и счисление пути судна.. 161 Определение места судна по береговым
ориентирам..................................162
Морские карты...............................165
Основные теоретические положения по
управлению судном............................167
Управляемость, ходкость судна...............167
Инерциально-тормозные характеристики судна 169
Влияние руля на управляемость судна.........169
Характер сил и моментов, действующих на судно.. 172
271
Краткая характеристика движителей судов 172
Влияние внешних факторов на управляемость
судна............................................182
Несение вахты на руле............................187
Несение вахты на руле в штормовых условиях... 191
Глава III.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА. СПАСЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ......................194
Борьба за живучесть судна....................194
Понятие о плавучести и запасе плавучести судна.. 194
Понятие об остойчивости и плавучести........195
Понятие о борьбе за живучесть судна.........198
Система судовых тревог......................199
Борьба с забортной водой, поступающей
внутрь корпуса судна............................203
Борьба с пожарами на судне..................207
Организация борьбы экипажа с пожаром на судне..213
Перевозка опасных грузов.....................214
Классификация опасных грузов................214
Правила перевозки...........................216
Особенности использования спасательных
средств при оставлении гибнущего судна...242 Использование спасательных шлюпок и плотов.242 Сохранение жизни людей в спасательных средсгвах.,244
Краткая памятка матросу при оказании
первой помощи пострадавшему................249
Действия при ожогах.....................249
Действия при отравлении угарным газом...250
Действии при поражении электрическим током..251
Действия при удушье.....................251
Действия при замерзании.................253
Заключение....................................255
Список литературы.............................256
Приложение ...................................257
Вахтенный матрос - Гордеев И.И - 2010.pdf
Скачать [10 KB]
Поделиться