zxc ® 12-Окт-2014 00:06

Динамическое позиционирование плавучих объектов


Год выпуска: 2010
Язык: русский
Автор: В.П.Шостак
Издательство: Кафедра теории и проектирования судов Национального университета кораблестроения им. адмирала С.О.Макарова (Украина)
ISBN: 5-94619-079-2
Формат: PDF
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 132
Описание: Монография охватывает вопросы, связанные с проектированием, изготовлением,
испытаниями и эксплуатацией системы автоматического управления, обеспечивающей
стабилизацию подвижных морских объектов при выполнении ими ряда технологических
операций, которые сопровождают работы на континентальном шельфе и в океане.
Приведенная в монографии информация содержит требования и принципы
проектирования системы и может быть использована в работе конструкторских организаций и в
учебном процессе кораблестроительных учебных заведений.-The book contains the problems, connected with designing, manufacturing, testing and
exploration of the system of automatic control that provides stabilization of the mobile marine objects
that carry out the range of technological operations at the developing of the continental shelf and
ocean.
Information given here includes the requirements and principles of designing this system and
may be used in activity of the design institutes and in educational process of the shipbuilding
universities.

Оглавление

Предисловие………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Общая характеристика систем позиционирования…………………… 6
1.1. Эволюция, современное состояние систем динамического позиционирования.... 6
1.2. Технические требования, предъявляемые к системам позиционирования……… 12
Глава 2. Динамическое позиционирование и работоспособность
технологического оборудования ……………………………………….. 15
Глава 3. Логическое построение управления в системе динамического
позиционирования……………………………………………………….. 27
3.1.Прямая цепь управления, ЭВМ и средства активного управления плавучим
объектом………………………………………………………………………………. 29
3.2. Цепь обратной связи. Информационные подсистемы определения положения
плавучего объекта и параметров окружающей среды…………………………….. 38
3.3. Алгоритм опережения, программные блоки и моделирование системы………… 39
Глава 4. Математическая модель движения судна…………………………….. 43
4.1. Внешние силы……………………………………………………………………… 43
4.2. Уравнения движения и определение траектории………………………………… 54
Глава 5. Структура и надежность системы динамического позиционирования.
Расположение оборудования на судне…………………………………. 57
5.1.Функциональный принцип группирования и технические характеристики
оборудования………………………………………………………………………… 57
5.2. Надежность, резервирование, модульность………………………………………… 61
5.3. Контроль параметров и управление системой с главного пульта………………… 67
5.4. Компоновка центрального поста и размещение технических средств на судне… 69
Глава 6. Области применения и особенности динамического позиционирования
различных объектов океанотехники…………………………………… 73
Глава 7. Регистр судостроения Ллойда. Правила классификации и изготовления
систем динамического позиционирования…………………………….. 91
Послесловие………………………………………………………………………... 100
Список литературы……………………………………………………………….. 101
Приложение 1. Оригинал Правил (на английском языке)……………………... 103
Приложение 2. Обращение к читателю…………………………………………. 111
4

Предисловие

Предисловие
При выполнении в морских условиях работ технологического характера или
исследовательских работ возникает потребность в стабилизации плавучего объекта, с которого
ведутся работы. Обычно это удержание по положению в заданной точке водного пространства
или удержание на заданной траектории движения.
В качестве стабилизируемых объектов выступают специальные суда, плавучие
платформы или подводные аппараты.
Жесткая связь объекта с точкой или траекторией отсутствует, и в то же время на объект
действуют переменные внешние силы. В этом случае удержание требует контроля положения и
активного управления объектом [8].
Установились термины: «система динамической стабилизации – СДС» или, что-то же,
«система динамического позиционирования – СДП». Такая система представляет комплекс
технических средств, реализующих процесс управления плавучим объектом в динамике.
Алгоритмы управления и сам процесс имеют определенные погрешности и колебания
параметров, источником которых являются условия окружающей среды, неточность
измерительных средств, неадекватность натуре математических моделей, описывающих объект
и его функции, инерционность цепей управления, включая исполнительные органы- движители,
рули и их приводы.
Поэтому реальный процесс позиционирования можно представить как удержание
объекта относительно фиксированной точки или заданной траектории с отклонениями в
допустимых пределах. То же относится и к стабилизации других параметров – скорости хода в
установившемся движении или ускорения при разгоне и торможении.
Освоение океана и континентального шельфа обеспечивается судами и другими
плавучими объектами – носителями технических средств, решающими свою задачу. Цели
5
работы определяют тип стабилизации, присущий данному объекту и отвечающий его
назначению. При бурении морского дна, например, стабилизация бурового судна или буровой
платформы осуществляется относительно устья скважины. При обустройстве месторождений
это могут быть просто участки морского дна или располагаемое в этих местах донное
оборудование.
Удержание судна на поверхности воды происходит в некоторой разрешенной зоне,
причем, в пределах этой зоны необходимо обеспечить безаварийную работу оборудования,
связывающего судно с морским дном. Для бурового судна, например, это бурильная колонна,
спускаемая с борта до устья скважины и далее до забоя. Роль, аналогичную бурильной колонне,
может играть и другой инструмент, например, т.н. райзер (водоотделяющая колонна, иначе –
морской стояк), по которому движется промывочная жидкость, вымывающая выбуренную
породу.
Стабилизация скорости хода и ускорений, достигаемая изменением режима работы
движителей, оказывается эффективной в эксплуатации подводных аппаратов и, в особенности, -
подводных аппаратов-роботов, вооруженных манипуляторами.
Обозревая назначение и использование систем динамического позиционирования,
можно заключить, что их проектирование представляет весьма непростую и ответственную
задачу. Это касается выбора состава системы и технических характеристик оборудования,
определяемых характером работы, обеспечения необходимой точности позиционирования,
энергопотребления, оптимальности управления, надежности и безаварийности оборудования,
математического и программного обеспечения. Этим вопросам посвящается настоящая
монография.
В 80-х годах двадцатого столетия проблемы стабилизации буровых судов и платформ
вплотную коснулись судостроительной отрасли Советского Союза. Именно в эти годы
начинается интенсивное изучение отечественного континентального шельфа.
Как правило, новые разработки делались у нас впервые. Зарубежные технические
решения не имели доступных публикаций и, тем не менее, первое отечественное буровое судно
«Газпром-1», вооруженное отечественной системой автоматического управления
позиционированием над скважиной, стало реальностью.
В связи с этим и, отмечая успехи отечественной науки и техники, назовем имена
специалистов и ученых, внесших вклад в разработку, изготовление, монтаж на судне, наладку и
испытания головных образцов комплекса средств управления стабилизацией буровых судов
проектов 16280 и 16281, известных под кодовыми наименованиями «Шельф» и «Наука».
Это В.Болховитинов, Г.Лившиц, В.Ляпин, А.Остроухов, А.Тумашик, Г.Анохина,
Ю.Гольдин, Б.Ищенко, В.Турута, Л.Ларин, В.Попов, А.Бринкис, А.Лагно, М.Черноморенко,
Ю.Каменецкий, С.Козлов, В.Лобанов, В.Щередин, Ю.Васютин, Г.Мартиросов, Ю.Латышев,
Э.Мамедов и др.
Содержание монографии отражено в семи главах и охватывает теоретические основы
динамического позиционирования и математические модели процесса, алгоритмы
оптимального управления, требования по проектированию и Правила классификационных
обществ, структурные и принципиальные схемы управления техническими средствами,
комплектацию, компоновочные решения и привязку технических средств к общему
расположению судна, а также описание различных областей использования, включая
трубоукладку подводных трубопроводов, работу краново-монтажных, пожарных, водолазных,
научно-исследовательских судов и подводных аппаратов. Проводится аналогия между
способами управления в технике и медицине и в приложении представлено авторское
предложение об использовании «опережающе-запаздывающего» сигнала при выполнении
инъекций инсулина.
6
В настоящей монографии обобщен известный автору проектный опыт создания системы
позиционирования буровых судов. В нем отражен результат многолетней совместной работы
Центрального конструкторского бюро «Черноморсудопроект» и институтов судостроительной
отрасли – ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, «Океанприбора», «Азимута», «Авроры», «Винта» -
исследователей и разработчиков в области проектирования, теории корабля, гидроакустики,
навигации, автоматики, активных средств управления – винтов регулируемого шага и
подруливающих устройств.
Автор благодарит специалистов ЦКБ, помогавших ему в написании монографии и
предоставивших в его распоряжение проектную и нормативную документацию по системе
позиционирования бурового судна «Газпром–1».
Особая благодарность адресуется проживающим в Чикаго николаевским судостроителям
– братьям Евгению и Леониду Цинципирам, благодаря поддержке которых стало возможным
издание настоящей монографии в издательстве “Megatron Design and Publishing Group”, а также
раввину Элейзеру Дымарскому и другим работникам синагоги за неустанную работу по
созданию атмосферы понимания и взаимовыручки между людьми русской общины.

shostak_v_p_dinamicheskoe_pozicionirovanie_plavuchih_obektov.pdf

Скачать [15 KB]

Спасибо

Похожие релизы

Океанотехника и морские операции на шельфе - Караев Р.Н., Шауба П.А. [2008, PDF]
Современная система автоматизации судовождения - Карасев В.В. [2005, DOC]
Экранопланы - транспортные суда XXI века - Маскалик А.И. и др. [2005, PDF]
Системы судовых энергетических установок - Шостак В.П. [1990, PDF]
Океан и океанотехника - Новиков А.И. [2010, PDF]
Технология судового электромонтажного производства - Гуменюк В.М. [2011, PDF]
Системы управления морскими подвижными объектами - Ю.Лукомский [1988, PDF]
Научно-технический Сборник РМРС - РМРС [2018, PDF]
Правила «Российского Морского Регистра Судоходства» (РМРС) - РМРС [2018, PDF]
Микропроцессорные системы судовой электроэнергетики - Леута А.А. [2008, PDF]
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 14:41

Часовой пояс: GMT + 3