zxc ® 01-Дек-2014 13:40

Управление судами в шторм


Год выпуска: 2006
Язык: русский
Автор: Аксютин Л. Р., Козырь Л. А.
Издательство: ОДЕССА "ФЕНИКС"
ISBN: 966-8631-49-8
Формат: PDF
Качество: OCR с ошибками
Количество страниц: 221
Описание: Приведены сведения о воздействии ветра и волнения на судна, поведении судна на волнении. Даны рекомендации по выбору оптимального режима движения во время шторма и при абледенении судна, а также па выполнению аварийных работ.
1-е издание вышло в 1973 г.; 2-е издание дополнено сведениями о наиболее характерных авариях судов при плавании в шторм, о новых способах их проводки и мерах по обеспечению безопасности плавания - вышло в 1991 г.; 3-е издание выходит в 2006 году
Для командного состава морских транспортных и промысловых судов Может быть полезна слушателям курсов повышения квалификации плавсостова.
Мировая статистика свидетельствует о том, что, несмотря на рост водоизмещения и технического оснащения морских судов, их зависимость от гидрометеорологических условий плавания меняется несущественно. Число аварий и кораблекрушений во время шторма не уменьшается. Каждый год в море гибнет в среднем около 150 судов, из которых примерно 1/3 под действием ветра и волнения. Кроме того, происходят многочисленные случаи повреждения судовых конструкций, потерь палубного груза, возникновения аварийного крена и т. п. Волнение моря вызывает уменьшение скорости судна, ухудшает условия обитания экипажа, затрудняет соблюдение сроков доставки грузов.
Выбор курса и скорости при плавании на волнении может существенно влиять на поведение судна и вероятность возникновения опасных ситуаций. Выбор оптимального курса судна относительно волн зависит от многих причин: размеров и формы волн, направления их распространения, силы и направления ветра, глубины моря и рельефа дна, конструкции судна и его загрузки, соотношения между размерами судна и волн и др.
Существует два режима плавания на волнении: первый - когда судно сохраняет направление движения и лишь уменьшает скорость, чтобы избежать сильных ударов волн, заливания или уменьшить амплитуду качки; второй, называемый режимом штормования, - когда обеспечение безопасности плавания заставляет отказаться от движения в заданном направлении.
Управление судном в штормовом море - процесс сложный, нуждающийся в дальнейшем изучении и совершенствовании. Теоретические исследования и испытания на моделях не всегда позволяют сделать выводы, соответствующие практике мореплавания. Авторы ставили целью обобщить современные исследования и практический опыт в области управления судном в шторм и на этой основе предложить рекомендации судоводителям.

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
Со времени выхода в свет второго издания книги "Управление судами в шторм" прошло 15 лет. Несмотря на принимаемые морской общественностью меры, направленные на повышение безопасности мореплавания, аварийность в штормовых условиях за этот период не снизилась. Более того, по данным Регистра Ллойда (Великобритания) к концу 20 века гибель судов в штормовых условиях составляла 24 % от всех погибших судов Мирового флота и заняла первое место среди других видов аварий (посадок на грунт, пожаров и взрывов, столкновений судов и др.). Росту такой печальной статистики в какой-то мере способствовала аварийность устаревших балкеров, не имевших одноотсечной непотопляемости при перевозке тяжелых грузов (1780 кг/м3 и более). По данным того же Регистра Ллойда за десятилетие с 1991 по 2000 год Мировой флот потерял 134 балкера, вместе с которыми погибли 740 моряков. В сентябре 1994 года в штормовых условиях погиб паром "Эстония", унесший в пучину более 800 человек, что позволило это событие назвать второй после "Титаника" катастрофой века.
Помимо проблем, связанных с состоянием судна и действиями экипажа, существуют объективные причины повышения аварийности, вызванные в последнее время ухудшением погоды за счет всемирного потепления. Земля стала получать больше тепловой энергии, которая трансформируется в стихийные бедствия. По данным Всемирного института исследования стихийных бедствий, созданного в 1972 году (Аргументы и факты. - 2005. - № 3), число природных катастроф неуклонно растет. Зарегистрировано стихийных бедствий за период 1973-1982 гг. - 1,5 тыс., 1983-1992 гг. - 3,6 тыс., 1993-2002 гг. - 6,0 тыс. Все сказанное подтверждает необходимость работ по изучению поведения судна в тяжелых штормовых условиях и выработки мер для обеспечения безопасности мореплавания.
В настоящем издании нами были дополнительно включены исследования наиболее сложного для оценки способа штормова- ния судна лагом к волне. Выполнен подробный анализ причин гибели теплоходов "Полесск" и "Сальвадор Альенде", следовавших в условиях тяжелого шторма на попутном волнении. В соответствии с рекомендациями Международной конвенции ПДНВ о подготовке моряков к оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасению моряков с гибнущего судна, в книгу включена глава, соответствующая этим рекомендациям для штормовых условий. В этой же главе помещено подробное описание взаимодействия судна с вертолетом. В дополнение к штормовым диаграммам, используемым для выбора оптимального курса и скорости, описан принцип работы бортовых автоматических систем контроля мореходности (АСКМ).. позволяющих анализировать и прогнозировать состояние судна в штормовых условиях.
Полагаем, что все изложенное в книге будет полезно морякам, участвующим в управлении судном в штормовых условиях. Мы зс ранее признательны всем тем, кто выскажет критические замечания и предложения для совершенствования нашей работы.
С у важением,
д.т.н., профессор Л. Р. Аксютин, кдп, к.т.н., профессор Л. А. Козырь

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРОВ...............................................................................................3
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ.............................................4
ГЛАВА 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕТРА И ВОЛНЕНИЯ НА СУДНО..............6
Общие сведения о ветре и волнении................................................6
Измерение в судовых условиях элементов ветра и волн...............15
Крен и дрейф судна при ветре и волнении.....................................23
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ СУДНА НА ВОЛНЕНИИ................................32
Мореходные качества судна.............................................................32
Качка судна и сопутствующие ей явления.......................................39
Скорость и управляемость судна на волнении................................50
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА СУДНА К ПЛАВАНИЮ В ШТОРМОВЫХ
УСЛОВИЯХ..........................................................................................54
Меры, принимаемые экипажем до выхода в море..........................54
Получение информации о шторме и выборе пути..........................59
ГЛАВА 4. РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ В ШТОРМОВЫХ УСЛОВИЯХ.............62
Штормование против волны..............................................................62
Штормование по волне.....................................................................75
Бортовые автоматизированные системы контроля мореходности 110
Штормование лагом к волне.........................................................114
Повороты судна в штормовых условиях....................................... 131
Счисление пути во время шторма................................................. 133
ГЛАВА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУДНА ПРИ ОСОБЫХ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ........................................................................137
Борьба с обледенением................................................................. 137
Аварийные работы......................................................................... 140
ГЛАВА 6. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ АВАРИЙНОМУ СУДНУ И
ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ ЛЮДЯМ...................................................145
Оказание помощи аварийному судну.......................................... 145
Спасание людей с гибнущего судно..............................................151
Планирование и проведение поиска............................................ 165
Маневрирование при взаимодействии с вертолетом.................191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
215

Управление судами в шторм - Аксютин - 2006.pdf

Скачать [10 KB]

Спасибо

Похожие релизы

Бортовые автоматизированные системы контроля мореходности - Вагущенко Л.Л. [2005, PDF]
Контроль остойчивости морского судна - Аксютин Л.Р. [2003, PDF]
Предотвращение навигационных аварий морских судов - Юдович А.Б. [1988, PDF]
Особые случаи морской практики - Алексеев Г.М. [1959, PDF]
Управление судном и его техническая эксплуатация - А.Д. Дидык, В.Д. Усов, Р.Ю. Титов [1990, PDF]
Маневрирование и управление морским судном - Шарлай Г. Н. [2015, PDF]
Безопасные режимы штормового плавания судов. - Липис В. Б. [1982, PDF]
Основы динамики судов на волнении - Чижиумов С.Д. [2010, PDF]
Обеспечение навигационной безопасности плавания - Алексишин В.Г., Козырь Л. А. [2009, PDF]
Проверка компетентности судоводителя / Proficiency testing skipper [HTML]
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 17:37

Часовой пояс: GMT + 3