О первых результатах реализации новых примерных программ подготовки моряков в связи с вступлением в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2021 №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов». В связи с вступлением в силу с 1 марта текущего года подписанного 8 ноября 2021 года приказа Минтранса РФ №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» в сфере морского дополнительного профессионального образования (ДПО) произошел ряд значимых изменений, направленных на приведение методик подготовки в соответствие с изменившейся нормативной базой, повышение качества приобретаемых знаний и навыков действующих специалистов. Об их влиянии на учебный процесс и значении изменений в новых программах для моряков рассказал директор Института ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов. – Сергей Дмитриевич, в связи с чем потребовалось вносить изменения в отлаженный годами успешной работы учебный процесс. – Новое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, которое вступило в силу с 1 марта 2022 г. на основании приказа Минтранса РФ №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», потребовало большой работы по приведению программ повышения квалификации моряков в соответствие с изменившейся нормативной базой. Во-первых, Положение потребовало разработать новые программы, которых ранее не было: восстановительная подготовка для снятия ограничений, программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации для судоводителей прогулочных и маломерных судов, использующих в качестве основной движущей силы силу ветра, и другие – в общей сложности 30 новых программ. Появление части из них продиктовано внедрением новых поправок в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 г. К таковым относятся подготовка моряков, работающих на судах, использующих газ в качестве топлива (требования Кодекса МГТ), и на судах, эксплуатирующихся в полярных водах (требования Международного полярного кодекса). Новые правила конвенции, соответственно V/3 иV/4, должны были быть имплементированы в нормативной базе Российской Федерации. Второй важный побудительный мотив изменений – реализация требований статьи 85 Закона об образовании, которая предусматривает п. 7 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, а именно: «Федеральным органом исполнительной власти… могут устанавливаться… особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями…». Реализация этих масштабных задач была поручена Росморречфлотом Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова год назад. Поскольку в основном новый приказ требовал создания новых и актуализации действующих ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, реализация задачи ректором университета профессором С.О. Барышниковым была поручена Институту ДПО. – Получается, что Институт ДПО принимал непосредственное участие в глобальном процессе пересмотра всех конвенционных программ для российских отраслевых учебных заведений? – Так и есть. Задача была разработать новые, актуализировать и полностью переработать существующие программы и согласовать их с вузами Росморречфлота как минимум. А как максимум – со всеми морскими образовательными организациями. Но срок выполнения поручения 2,5 месяца явно не позволял обеспечить такое комплексное отраслевое согласование. Поэтому основной объем работ взяли на себя Макаровка и Ушаковка, а программы подготовки рядового состава – Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина. Всего было разработано 98 примерных (типовых) программ для отрасли. – Как была организована эта работа и сколько времени заняла? – Мы распределили объемы работ между учебными заведениями. Ответственное учебное заведение разрабатывало программу и отправляло на согласование с другими, устранялись замечания, итоговый вариант направлялся в Росморречфлот в Административное управление, эксперты которого, в свою очередь, вносили требуемые поправки. Однако перед этим ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова совместно с ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова разработал принципиально новую структуру, шаблон примерной программы, и все программы разрабатывались в соответствии с этим шаблоном, который также согласовывался с Росморречфлотом. Что касается нашего университета, то Институт ДПО сформировал рабочую группу во главе с руководителем учебно-методической комиссии института, в работе были задействованы специалисты всех учебных центров, а также ведущие методисты Института «Морская академия» вуза. – Как быстро изменения вступят в силу? – Так они уже давно действуют, а именно с 1 марта 2022 г., как только вступило в силу новое Положение о дипломировании моряков и программы официально вступили в силу. Морские образовательные организации и учебно-тренажерные центры должны были разработать рабочие программы на основании примерных, которые Росморречфлот согласовал и вывесил на свой сайт для использования в работе. Для того чтобы учить по новым программам, каждое учебное заведение должно пройти освидетельствование в Росморречфлоте (если речь идет о программах тренажерной подготовки) или признание в Минтрансе России (если речь о программах курсов повышения квалификации). А для этого – обеспечить наличие требуемой программами материально-технической базы, инструкторов требуемой квалификации, ну и методическое обеспечение разработать. Все это проверяют комиссии экспертов уполномоченных организаций или Министерства транспорта РФ. Что касается нас, то Макаровка одной из первых преодолела эти барьеры и предоставляет практически всю линейку программ, предусмотренных Положением о дипломировании для моряков. – Какие наиболее существенные изменения произошли, на которые важно обратить внимание слушателей ваших курсов? – Что касается общих требований по одному из наиболее востребованных направлений Института ДПО, судовождению, в связи с вступлением в силу приказа Минтранса и изменений в примерных программах, опубликованных ФАМРТ, реализация программ допускается в морской образовательной организации (МОО), имеющей лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности на уровне высшего образования – специалитета – по специальности 26.05.05 «Судовождение», и признанной в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 8 июня 2011 г. №157. Допускается сетевая форма реализации данных дополнительных профессиональных образовательных программ с конкретной организацией-партнером, которая должна быть признана Минтрансом России в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 08.06.2011 № 157 (для МОО) или освидетельствована уполномоченной организацией в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 10.02.2010 №32. Во всех программах более подробно описаны требования к материально-техническому обеспечению подготовки, к квалификации педагогических работников и к проведению занятий с помощью ЭО/ДОТ. На практических занятиях в УТЦ должны использоваться одобренные тренажеры, освидетельствованные уполномоченной организацией в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 10.02.2010 №32 «Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров». К ним относятся навигационный тренажер с оборудованием РЛС/САРП, навигационный тренажер с оборудованием ЭКНИС, полномасштабные тренажерные комплексы по выживанию на море, пожарный полигон, учебный класс для теоретических и практических занятий по первой помощи. Всеми необходимыми техническими средствами обучения (ТСО) учебные площадки Института ДПО ГУМРФ имени адмирала Макарова располагают в полной мере. Тренажеры используются, как правило, по двойному назначению – для подготовки курсантов и студентов в рамках основных образовательных программ и для реализации курсов повышения квалификации. Увеличилась длительность курсов и по программам дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела А-II/2 Кодекса ПДНВ для судоводителей (ранее программы повышения диплома), длительность 4 недели для слушателей с ВО и 6 недель для слушателей с СПО (ранее длительность программ для слушателей с ВО и ВПО была 3 недели), программам подготовки судоводителя уровня эксплуатации и уровня управления при длительном перерыве в работе по должности, подготовка вахтенного помощника капитана морского судна валовой вместимостью 500 и более, имеющего военно-морское образование, длительность 4-6 недель (ранее длительность 3 недели), программам повышения квалификации по должности судоводителя (ранее курсы для продления диплома), длительность 13 дней (ранее 5 дней, можно было использовать полностью дистанционные образовательные технологии). По новому положению лекции с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) 8 дней, а 5 дней практических занятий с использованием тренажерной базы в очном формате. Также появилось 6 новых курсов для снятия ограничения у судоводителей: восстановительная подготовка для работы на судах без ограничения «только портовое плавание», «только прибрежное плавание», «только рыбопромысловое судно», «только не суда, перевозящие грузы», «только несамоходные суда», «только стоечные суда». – При знакомстве с программами на сайте Росморречфлота первое, на что обращаешь внимание, – это изменения в привычные названия программ? – Совершенно верно. Программы продления дипломов теперь называются программами повышения квалификации и в них включен дополнительный раздел «Функции, касающиеся аварийных ситуаций, охраны труда, первой медицинской помощи и выживания», который и судоводители, и механики проходят в нашем Морском учебно-тренажерном центре. Этот блок включает следующие разделы: «Начальная подготовка по безопасности», «Подготовка специалистов по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпкам», «Подготовка специалиста по современным методам борьбы с пожаром с расширенной подготовкой», «Подготовка по оказанию первой помощи». Программы, которые раньше назывались программами повышения квалификации, теперь называются программами подготовки (например, программа «Подготовка второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более» предназначена для подготовки судовых механиков, имеющих диплом вахтенного механика морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и главной двигательной установкой мощностью 750 кВт с целью последующего получения диплома второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более). В таких программах предусмотрены разные модули и разная продолжительность обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, и для лиц, имеющих высшее образование и диплом, например, судового механика уровня управления. – Корректировками названий нововведения не ограничиваются? – Помимо изменений в названиях ряда курсов, по некоторым была скорректирована и продолжительность обучения (как в сторону увеличения, так и уменьшения) в соответствии с изменениями в примерных программах Минтранса, что повлекло за собой и изменение тарифов на прохождение обучения в нашем институте. Ряд программ для судоводителей дополнился новыми компетенциями. В частности, в программе «Использование судовой РЛС» появилась новая компетенция по координация поисково-спасательных операций. В программе «Использование САРП» добавились компетенции по использованию средств автоматизированной радиолокационной прокладки при решении задач планирования и контроля плавания по маршруту перехода. При этом продолжительность обучения по данным программам не изменилась. Для повторного прохождения курса «Использование ЭКНИС» изменена структура подачи информации, что позволило уменьшить ее продолжительность с 24 до 16 часов. В программах подготовки по использованию систем средств связи в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), слегка изменивших свое название, существенных изменений нет, кроме того что в краткосрочную переподготовку радиоэлектроника второго и первого класса добавился блок по борьбе за живучесть судна, при этом 2 дня обучающиеся у нас учатся дистанционно, 2 дня отводятся на очную практику в нашем учебном центре выживания на море. – Вы отметили основные изменения для судоводителей. А какова ситуация с курсами судовых механиков и электромехаников? – Подобно судоводительскому направлению, изменились названия, содержание и продолжительность программ подготовки судовых механиков и электромехаников. Изменились программы для продления дипломов судовых механиков и электромехаников. Программы повышения квалификации включают изменения в соответствующих национальных и международных правилах, касающихся охраны человеческой жизни на море, охраны и защиты морской среды, а также подготовку для сохранения требуемого стандарта компетентности в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Конвенции ПДНВ, пунктов 6 и 11 раздела A-VI/2 Конвенции ПДНВ, пункта 5 раздела A-VI/3 Конвенции ПДНВ. По итогам прохождения подготовки дополнительно выдаются свидетельства: «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе»; «Подготовка по оказанию первой помощи»; «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками». Изменились названия должностей судо- и электромехаников. Следующие должностные категории исключены: старший механик, старший механик судов с ГДУ менее 3000 кВт, второй механик, второй механик судов с ГДУ менее 3000 кВт, механик судов с ГДУ менее 750 кВт, старший электромеханик, электромеханик, судовые рефрижераторные механики первой, второй и третьей категорий, судовой рефрижераторный машинист. Взамен утверждены должности с более четкой градацией по их обязанностям и мощности ГДУ судов: старший механик морского судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт, старший механик морского судна с ГДУ 3000 кВт и более, второй механик морского судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт, второй механик морского судна с ГДУ 3000 кВт и более, вахтенный механик морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более, электромеханик судна с ГДУ более 750 кВт. При наличии не менее тридцати шести месяцев стажа работы на судне за последние пять лет в должности вахтенного механика морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более допустимо получение диплома старшего механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более (не имея стажа работы в должности второго механика). В связи с вышеперечисленными изменениями подготовка и дипломирование старших электромехаников и рефрижераторных механиков в Институте ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова более не проводятся. Для того чтобы снять ограничение «только не суда с паросиловой главной двигательной установкой», вносимое в квалификационный документ, при отсутствии соответствующего стажа работы, морякам необходимо предварительно пройти курс восстановительной подготовки. Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ повышения, восстановления, продления дипломов судовых механиков и электромехаников допускается в морской образовательной организации, признанной в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 8 июня 2011 г. №157 и имеющей лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования и в области высшего образования по специальностям «эксплуатация судовых энергетических установок» и «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». – Не могу не спросить, как введенные недавно санкции против России повлияли на деятельность Института ДПО? – Наше учебное заведение за последнее время, как и все предприятия отрасли, сталкивалось с множеством проблем. Но, несмотря на многочисленные ограничения и препятствия, в частности к проведению очного обучения в период эпидемии коронавируса, в 2021 году общий объем выполненных образовательных услуг показал второй в истории результат после 2016 г., когда накануне завершения переходного периода по внедрению Манильских поправок к Конвенции ПДНВ 1978 г. на базе Института ДПО прошли повышение квалификации более 25 тыс. специалистов отрасли. В 2021 г. в учебных центрах повышения квалификации в Макаровке прошли подготовку более 22,5 тыс. человек. По сравнению с 2020 г. рост объемов подготовки составил 20,5%. Трудности обозначили и точки роста – университет активно развивал образовательную платформу, расширяя линейку предлагаемых обучаемым курсов в университетской системе дистанционного обучения «Фарватер». Сейчас, в период вынужденного снижения количества зарубежных слушателей ввиду санкций, мы активно взаимодействуем с отечественными партнерами, все же находим возможности развивать тренажерную базу и методическое обеспечение курсов для повышения их эффективности и привлекательности для слушателей и для корпоративных клиентов. Хотя не буду скрывать, сложности есть. Коронавирусные ограничения на пересечение границ, СВО и санкции практически остановили поток слушателей из зарубежных стран, а ведь только в 2019 г. мы отучили более 500 граждан ближнего и дальнего (в основном дальнего) зарубежья. Мы с пониманием к этому относимся, пытаемся компенсировать выпадающие работы расширением спектра реализуемых программ и повышением гибкости предоставляемых услуг, разрабатываем комплексные, пакетные услуги для моряков для снижения их накладных расходов, расширяем применение дистанционных и тренажерных технологий. Есть проблема и с тренажерным оборудованием. Мировые лидеры морского тренажеростроения, такие как Kongsberg и Wartsila, ушли с отечественного рынка. Замещение таких гигантов, зарекомендовавших себя как разработчики и поставщики самых современных и надежных продуктов и сервисов, – непростое дело, требующее времени. Ждем. – Какие успехи в развитии вашей учебной базы можете отметить? – Если говорить начистоту, то в последние годы мы набрали весьма высокую скорость модернизации тренажерного и лабораторного оборудования, что дает возможность уже сегодня учить и береговой, и судовой персонал на самых передовых технологиях, абсолютно не уступающих мировым лидерам. Мы не запускаем грандиозные комплексы под фанфары, наша стратегия – шаг за шагом, лаборатория за лабораторией, программа за программой, но быстро! В качестве примера – в 2021 г. Институт ДПО ввел в эксплуатацию пять новых тренажерных комплексов морской и речной навигации и связи, модернизировал учебно-тренировочный комплекс по борьбе с пожарами, ввел в эксплуатацию тренажерный модуль по предотвращению и тушению газовых пожаров в соответствии с требованиями Кодекса МГТ и Правила V/3 Конвенции ПДНВ, открыл две новые лаборатории по эксплуатации двухтопливных двигателей и по современным судовым системам автоматики. В 2022 г. приобрели и ввели в эксплуатацию 4 новых тренажерных комплекса. Завершена работа по обновлению учебных программ и мультимедийных обучающих контентов по транспортной безопасности, в составе университета институт прошел признание комиссией Минтранса России для продления соглашения о наделении полномочиями морской образовательной организации. Развивая направление ДПО в головном вузе, стараемся подтягивать к нашим питерским стандартам и филиалы университета. В 2020 г. открыли навигационный учебно-тренажерный центр в Петрозаводске, в 2021 г. обеспечено признание Беломорско-Онежского филиала вуза по подготовке радиоспециалистов ГМССБ, а головного вуза – по подготовке судоводителей маломерных и прогулочных судов. Только что смонтирован и введен в эксплуатацию новейший навигационный тренажер в Мурманском филиале, что даст возможность восстановить курсы повышения квалификации судоводителей в Мурманске, а морякам – сэкономить время и средства на поездки в С.-Петербург на курсы. С 2023 г. все образовательные услуги для смены диплома можно будет получить в самом большом городе мира за полярным кругом. Хочу отметить, что реализация задач по развитию дополнительного профессионального образования осуществляется большим коллективом специалистов и преподавателей всех институтов вуза при поддержке административных и хозяйственных подразделений, руководства университета, Росморречфлота, Ространсмодернизации, Минтранса России, а также компаний-партнеров. Стараемся работать единой командой. – Какие открывающиеся возможности для развития вашего института вы видите в перспективе в связи с вступлением в силу приказа Минтранса №378? – Думаю, что новое Положение о дипломировании – это шаг вперед, хотя этот документ далеко не идеален, уже понятно, что в нем надо менять. Важно другое – с новыми примерными программами, которые существенно поднимают планку стандарта российского морского образования, еще много работы. Планку недостаточно поднять, до нее еще надо допрыгнуть. Важно, чтобы морские образовательные организации и УТЦ привели не на бумаге, а на практике свою подготовку до заданного уровня. Важно, чтобы аудиторы и эксперты проверяющих организаций в полном объеме понимали, что они проверяют и что должны проверять, подняли бы проверки на более высокий (не формальный, а профессиональный) уровень. С другой стороны, надо прислушаться к опыту других учебных заведений, экспертов морских квалификационных комиссий и дипломно-паспортных служб администраций морских портов. Рассмотреть их предложения, услышать конструктивную критику наших разработок, учесть ее и предложить новые методические материалы для отрасли. В том числе в этом видим нашу задачу. А если что-то не видим или замечаем не сразу, нам всегда подскажет наш учредитель – Росморречфлот или регулятор – Минтранс. На это мы также всегда рассчитываем и надеемся. Наша важная задача на ближайшее время – обеспечить переход подразделений филиалов, реализующих программы повышения квалификации членов экипажей морских судов, на новые рабочие программы. Мы передаем разработанные учебно-методические комплексы в филиалы, поддерживаем прохождение ими дополнительных освидетельствований уполномоченными организациями Росморречфлота, при поддержке руководства вуза содействуем развитию тренажерной базы. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Резюмируя, смотрим в будущее уверенно и с оптимизмом. Без этого двигаться вперед было бы трудно. И приглашаем моряков и всех наших партнеров к сотрудничеству на базе учебных центров Института ДПО Макаровки. Морские вести России №18 (2022)
You can post new topics in this forum You can reply to topics in this forum You cannot edit your posts in this forum You cannot delete your posts in this forum You cannot vote in polls in this forum You can attach files in this forum You can download files in this forum
О первых результатах реализации новых примерных программ подготовки моряков в связи с вступлением в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2021 №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».
В связи с вступлением в силу с 1 марта текущего года подписанного 8 ноября 2021 года приказа Минтранса РФ №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» в сфере морского дополнительного профессионального образования (ДПО) произошел ряд значимых изменений, направленных на приведение методик подготовки в соответствие с изменившейся нормативной базой, повышение качества приобретаемых знаний и навыков действующих специалистов.
Об их влиянии на учебный процесс и значении изменений в новых программах для моряков рассказал директор Института ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов.
– Сергей Дмитриевич, в связи с чем потребовалось вносить изменения в отлаженный годами успешной работы учебный процесс.
– Новое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, которое вступило в силу с 1 марта 2022 г. на основании приказа Минтранса РФ №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», потребовало большой работы по приведению программ повышения квалификации моряков в соответствие с изменившейся нормативной базой. Во-первых, Положение потребовало разработать новые программы, которых ранее не было: восстановительная подготовка для снятия ограничений, программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации для судоводителей прогулочных и маломерных судов, использующих в качестве основной движущей силы силу ветра, и другие – в общей сложности 30 новых программ.
Появление части из них продиктовано внедрением новых поправок в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 г. К таковым относятся подготовка моряков, работающих на судах, использующих газ в качестве топлива (требования Кодекса МГТ), и на судах, эксплуатирующихся в полярных водах (требования Международного полярного кодекса). Новые правила конвенции, соответственно V/3 иV/4, должны были быть имплементированы в нормативной базе Российской Федерации. Второй важный побудительный мотив изменений – реализация требований статьи 85 Закона об образовании, которая предусматривает п. 7 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, а именно:
«Федеральным органом исполнительной власти… могут устанавливаться… особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями…».
Реализация этих масштабных задач была поручена Росморречфлотом Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова год назад. Поскольку в основном новый приказ требовал создания новых и актуализации действующих ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, реализация задачи ректором университета профессором С.О. Барышниковым была поручена Институту ДПО.
– Получается, что Институт ДПО принимал непосредственное участие в глобальном процессе пересмотра всех конвенционных программ для российских отраслевых учебных заведений?
– Так и есть. Задача была разработать новые, актуализировать и полностью переработать существующие программы и согласовать их с вузами Росморречфлота как минимум. А как максимум – со всеми морскими образовательными организациями. Но срок выполнения поручения 2,5 месяца явно не позволял обеспечить такое комплексное отраслевое согласование. Поэтому основной объем работ взяли на себя Макаровка и Ушаковка, а программы подготовки рядового состава – Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина. Всего было разработано 98 примерных (типовых) программ для отрасли.
– Как была организована эта работа и сколько времени заняла?
– Мы распределили объемы работ между учебными заведениями. Ответственное учебное заведение разрабатывало программу и отправляло на согласование с другими, устранялись замечания, итоговый вариант направлялся в Росморречфлот в Административное управление, эксперты которого, в свою очередь, вносили требуемые поправки. Однако перед этим ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова совместно с ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова разработал принципиально новую структуру, шаблон примерной программы, и все программы разрабатывались в соответствии с этим шаблоном, который также согласовывался с Росморречфлотом.
Что касается нашего университета, то Институт ДПО сформировал рабочую группу во главе с руководителем учебно-методической комиссии института, в работе были задействованы специалисты всех учебных центров, а также ведущие методисты Института «Морская академия» вуза.
– Как быстро изменения вступят в силу?
– Так они уже давно действуют, а именно с 1 марта 2022 г., как только вступило в силу новое Положение о дипломировании моряков и программы официально вступили в силу.
Морские образовательные организации и учебно-тренажерные центры должны были разработать рабочие программы на основании примерных, которые Росморречфлот согласовал и вывесил на свой сайт для использования в работе. Для того чтобы учить по новым программам, каждое учебное заведение должно пройти освидетельствование в Росморречфлоте (если речь идет о программах тренажерной подготовки) или признание в Минтрансе России (если речь о программах курсов повышения квалификации). А для этого – обеспечить наличие требуемой программами материально-технической базы, инструкторов требуемой квалификации, ну и методическое обеспечение разработать. Все это проверяют комиссии экспертов уполномоченных организаций или Министерства транспорта РФ.
Что касается нас, то Макаровка одной из первых преодолела эти барьеры и предоставляет практически всю линейку программ, предусмотренных Положением о дипломировании для моряков.
– Какие наиболее существенные изменения произошли, на которые важно обратить внимание слушателей ваших курсов?
– Что касается общих требований по одному из наиболее востребованных направлений Института ДПО, судовождению, в связи с вступлением в силу приказа Минтранса и изменений в примерных программах, опубликованных ФАМРТ, реализация программ допускается в морской образовательной организации (МОО), имеющей лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности на уровне высшего образования – специалитета – по специальности 26.05.05 «Судовождение», и признанной в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 8 июня 2011 г. №157.
Допускается сетевая форма реализации данных дополнительных профессиональных образовательных программ с конкретной организацией-партнером, которая должна быть признана Минтрансом России в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 08.06.2011 № 157 (для МОО) или освидетельствована уполномоченной организацией в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 10.02.2010 №32. Во всех программах более подробно описаны требования к материально-техническому обеспечению подготовки, к квалификации педагогических работников и к проведению занятий с помощью ЭО/ДОТ.
На практических занятиях в УТЦ должны использоваться одобренные тренажеры, освидетельствованные уполномоченной организацией в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 10.02.2010 №32 «Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров». К ним относятся навигационный тренажер с оборудованием РЛС/САРП, навигационный тренажер с оборудованием ЭКНИС, полномасштабные тренажерные комплексы по выживанию на море, пожарный полигон, учебный класс для теоретических и практических занятий по первой помощи. Всеми необходимыми техническими средствами обучения (ТСО) учебные площадки Института ДПО ГУМРФ имени адмирала Макарова располагают в полной мере. Тренажеры используются, как правило, по двойному назначению – для подготовки курсантов и студентов в рамках основных образовательных программ и для реализации курсов повышения квалификации.
Увеличилась длительность курсов и по программам дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела А-II/2 Кодекса ПДНВ для судоводителей (ранее программы повышения диплома), длительность 4 недели для слушателей с ВО и 6 недель для слушателей с СПО (ранее длительность программ для слушателей с ВО и ВПО была 3 недели), программам подготовки судоводителя уровня эксплуатации и уровня управления при длительном перерыве в работе по должности, подготовка вахтенного помощника капитана морского судна валовой вместимостью 500 и более, имеющего военно-морское образование, длительность 4-6 недель (ранее длительность 3 недели), программам повышения квалификации по должности судоводителя (ранее курсы для продления диплома), длительность 13 дней (ранее 5 дней, можно было использовать полностью дистанционные образовательные технологии). По новому положению лекции с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) 8 дней, а 5 дней практических занятий с использованием тренажерной базы в очном формате.
Также появилось 6 новых курсов для снятия ограничения у судоводителей: восстановительная подготовка для работы на судах без ограничения «только портовое плавание», «только прибрежное плавание», «только рыбопромысловое судно», «только не суда, перевозящие грузы», «только несамоходные суда», «только стоечные суда».
– При знакомстве с программами на сайте Росморречфлота первое, на что обращаешь внимание, – это изменения в привычные названия программ?
– Совершенно верно. Программы продления дипломов теперь называются программами повышения квалификации и в них включен дополнительный раздел «Функции, касающиеся аварийных ситуаций, охраны труда, первой медицинской помощи и выживания», который и судоводители, и механики проходят в нашем Морском учебно-тренажерном центре. Этот блок включает следующие разделы: «Начальная подготовка по безопасности», «Подготовка специалистов по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпкам», «Подготовка специалиста по современным методам борьбы с пожаром с расширенной подготовкой», «Подготовка по оказанию первой помощи».
Программы, которые раньше назывались программами повышения квалификации, теперь называются программами подготовки (например, программа «Подготовка второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более» предназначена для подготовки судовых механиков, имеющих диплом вахтенного механика морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и главной двигательной установкой мощностью 750 кВт с целью последующего получения диплома второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более).
В таких программах предусмотрены разные модули и разная продолжительность обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, и для лиц, имеющих высшее образование и диплом, например, судового механика уровня управления.
– Корректировками названий нововведения не ограничиваются?
– Помимо изменений в названиях ряда курсов, по некоторым была скорректирована и продолжительность обучения (как в сторону увеличения, так и уменьшения) в соответствии с изменениями в примерных программах Минтранса, что повлекло за собой и изменение тарифов на прохождение обучения в нашем институте. Ряд программ для судоводителей дополнился новыми компетенциями. В частности, в программе «Использование судовой РЛС» появилась новая компетенция по координация поисково-спасательных операций. В программе «Использование САРП» добавились компетенции по использованию средств автоматизированной радиолокационной прокладки при решении задач планирования и контроля плавания по маршруту перехода. При этом продолжительность обучения по данным программам не изменилась. Для повторного прохождения курса «Использование ЭКНИС» изменена структура подачи информации, что позволило уменьшить ее продолжительность с 24 до 16 часов.
В программах подготовки по использованию систем средств связи в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), слегка изменивших свое название, существенных изменений нет, кроме того что в краткосрочную переподготовку радиоэлектроника второго и первого класса добавился блок по борьбе за живучесть судна, при этом 2 дня обучающиеся у нас учатся дистанционно, 2 дня отводятся на очную практику в нашем учебном центре выживания на море.
– Вы отметили основные изменения для судоводителей. А какова ситуация с курсами судовых механиков и электромехаников?
– Подобно судоводительскому направлению, изменились названия, содержание и продолжительность программ подготовки судовых механиков и электромехаников. Изменились программы для продления дипломов судовых механиков и электромехаников. Программы повышения квалификации включают изменения в соответствующих национальных и международных правилах, касающихся охраны человеческой жизни на море, охраны и защиты морской среды, а также подготовку для сохранения требуемого стандарта компетентности в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Конвенции ПДНВ, пунктов 6 и 11 раздела A-VI/2 Конвенции ПДНВ, пункта 5 раздела A-VI/3 Конвенции ПДНВ. По итогам прохождения подготовки дополнительно выдаются свидетельства: «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе»; «Подготовка по оказанию первой помощи»; «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками».
Изменились названия должностей судо- и электромехаников. Следующие должностные категории исключены: старший механик, старший механик судов с ГДУ менее 3000 кВт, второй механик, второй механик судов с ГДУ менее 3000 кВт, механик судов с ГДУ менее 750 кВт, старший электромеханик, электромеханик, судовые рефрижераторные механики первой, второй и третьей категорий, судовой рефрижераторный машинист.
Взамен утверждены должности с более четкой градацией по их обязанностям и мощности ГДУ судов: старший механик морского судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт, старший механик морского судна с ГДУ 3000 кВт и более, второй механик морского судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт, второй механик морского судна с ГДУ 3000 кВт и более, вахтенный механик морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более, электромеханик судна с ГДУ более 750 кВт.
При наличии не менее тридцати шести месяцев стажа работы на судне за последние пять лет в должности вахтенного механика морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более допустимо получение диплома старшего механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более (не имея стажа работы в должности второго механика).
В связи с вышеперечисленными изменениями подготовка и дипломирование старших электромехаников и рефрижераторных механиков в Институте ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова более не проводятся.
Для того чтобы снять ограничение «только не суда с паросиловой главной двигательной установкой», вносимое в квалификационный документ, при отсутствии соответствующего стажа работы, морякам необходимо предварительно пройти курс восстановительной подготовки.
Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ повышения, восстановления, продления дипломов судовых механиков и электромехаников допускается в морской образовательной организации, признанной в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 8 июня 2011 г. №157 и имеющей лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования и в области высшего образования по специальностям «эксплуатация судовых энергетических установок» и «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».
– Не могу не спросить, как введенные недавно санкции против России повлияли на деятельность Института ДПО?
– Наше учебное заведение за последнее время, как и все предприятия отрасли, сталкивалось с множеством проблем. Но, несмотря на многочисленные ограничения и препятствия, в частности к проведению очного обучения в период эпидемии коронавируса, в 2021 году общий объем выполненных образовательных услуг показал второй в истории результат после 2016 г., когда накануне завершения переходного периода по внедрению Манильских поправок к Конвенции ПДНВ 1978 г. на базе Института ДПО прошли повышение квалификации более 25 тыс. специалистов отрасли. В 2021 г. в учебных центрах повышения квалификации в Макаровке прошли подготовку более 22,5 тыс. человек.
По сравнению с 2020 г. рост объемов подготовки составил 20,5%. Трудности обозначили и точки роста – университет активно развивал образовательную платформу, расширяя линейку предлагаемых обучаемым курсов в университетской системе дистанционного обучения «Фарватер». Сейчас, в период вынужденного снижения количества зарубежных слушателей ввиду санкций, мы активно взаимодействуем с отечественными партнерами, все же находим возможности развивать тренажерную базу и методическое обеспечение курсов для повышения их эффективности и привлекательности для слушателей и для корпоративных клиентов.
Хотя не буду скрывать, сложности есть. Коронавирусные ограничения на пересечение границ, СВО и санкции практически остановили поток слушателей из зарубежных стран, а ведь только в 2019 г. мы отучили более 500 граждан ближнего и дальнего (в основном дальнего) зарубежья. Мы с пониманием к этому относимся, пытаемся компенсировать выпадающие работы расширением спектра реализуемых программ и повышением гибкости предоставляемых услуг, разрабатываем комплексные, пакетные услуги для моряков для снижения их накладных расходов, расширяем применение дистанционных и тренажерных технологий.
Есть проблема и с тренажерным оборудованием. Мировые лидеры морского тренажеростроения, такие как Kongsberg и Wartsila, ушли с отечественного рынка. Замещение таких гигантов, зарекомендовавших себя как разработчики и поставщики самых современных и надежных продуктов и сервисов, – непростое дело, требующее времени. Ждем.
– Какие успехи в развитии вашей учебной базы можете отметить?
– Если говорить начистоту, то в последние годы мы набрали весьма высокую скорость модернизации тренажерного и лабораторного оборудования, что дает возможность уже сегодня учить и береговой, и судовой персонал на самых передовых технологиях, абсолютно не уступающих мировым лидерам. Мы не запускаем грандиозные комплексы под фанфары, наша стратегия – шаг за шагом, лаборатория за лабораторией, программа за программой, но быстро!
В качестве примера – в 2021 г. Институт ДПО ввел в эксплуатацию пять новых тренажерных комплексов морской и речной навигации и связи, модернизировал учебно-тренировочный комплекс по борьбе с пожарами, ввел в эксплуатацию тренажерный модуль по предотвращению и тушению газовых пожаров в соответствии с требованиями Кодекса МГТ и Правила V/3 Конвенции ПДНВ, открыл две новые лаборатории по эксплуатации двухтопливных двигателей и по современным судовым системам автоматики.
В 2022 г. приобрели и ввели в эксплуатацию 4 новых тренажерных комплекса. Завершена работа по обновлению учебных программ и мультимедийных обучающих контентов по транспортной безопасности, в составе университета институт прошел признание комиссией Минтранса России для продления соглашения о наделении полномочиями морской образовательной организации.
Развивая направление ДПО в головном вузе, стараемся подтягивать к нашим питерским стандартам и филиалы университета. В 2020 г. открыли навигационный учебно-тренажерный центр в Петрозаводске, в 2021 г. обеспечено признание Беломорско-Онежского филиала вуза по подготовке радиоспециалистов ГМССБ, а головного вуза – по подготовке судоводителей маломерных и прогулочных судов.
Только что смонтирован и введен в эксплуатацию новейший навигационный тренажер в Мурманском филиале, что даст возможность восстановить курсы повышения квалификации судоводителей в Мурманске, а морякам – сэкономить время и средства на поездки в С.-Петербург на курсы. С 2023 г. все образовательные услуги для смены диплома можно будет получить в самом большом городе мира за полярным кругом. Хочу отметить, что реализация задач по развитию дополнительного профессионального образования осуществляется большим коллективом специалистов и преподавателей всех институтов вуза при поддержке административных и хозяйственных подразделений, руководства университета, Росморречфлота, Ространсмодернизации, Минтранса России, а также компаний-партнеров. Стараемся работать единой командой.
– Какие открывающиеся возможности для развития вашего института вы видите в перспективе в связи с вступлением в силу приказа Минтранса №378?
– Думаю, что новое Положение о дипломировании – это шаг вперед, хотя этот документ далеко не идеален, уже понятно, что в нем надо менять. Важно другое – с новыми примерными программами, которые существенно поднимают планку стандарта российского морского образования, еще много работы. Планку недостаточно поднять, до нее еще надо допрыгнуть. Важно, чтобы морские образовательные организации и УТЦ привели не на бумаге, а на практике свою подготовку до заданного уровня. Важно, чтобы аудиторы и эксперты проверяющих организаций в полном объеме понимали, что они проверяют и что должны проверять, подняли бы проверки на более высокий (не формальный, а профессиональный) уровень.
С другой стороны, надо прислушаться к опыту других учебных заведений, экспертов морских квалификационных комиссий и дипломно-паспортных служб администраций морских портов. Рассмотреть их предложения, услышать конструктивную критику наших разработок, учесть ее и предложить новые методические материалы для отрасли. В том числе в этом видим нашу задачу. А если что-то не видим или замечаем не сразу, нам всегда подскажет наш учредитель – Росморречфлот или регулятор – Минтранс. На это мы также всегда рассчитываем и надеемся.
Наша важная задача на ближайшее время – обеспечить переход подразделений филиалов, реализующих программы повышения квалификации членов экипажей морских судов, на новые рабочие программы. Мы передаем разработанные учебно-методические комплексы в филиалы, поддерживаем прохождение ими дополнительных освидетельствований уполномоченными организациями Росморречфлота, при поддержке руководства вуза содействуем развитию тренажерной базы.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Резюмируя, смотрим в будущее уверенно и с оптимизмом. Без этого двигаться вперед было бы трудно. И приглашаем моряков и всех наших партнеров к сотрудничеству на базе учебных центров Института ДПО Макаровки.
Морские вести России №18 (2022)