zxc ® 24-Sep-2012 18:23
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СМАЗКЕ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ / 4-е ИЗДАНИЕ
Год выпуска: 2007
Автор: Возницкий И.В.
Издательство: Моркнига / Санкт-Петербург
Серия: Библиотека судового механика
ISBN: 5-94218-010-Х
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 64
Описание: Настоящее издание посвящено проблемам смазки судовых дизелей и используемым в них маслам. Подробно рассматривается роль присадок и лаются рекомендации по выбору тех или иных сортов масел применительно к уровню форсировки двигателей, качеству используемых топлив и пр. Учитывая, что сегодня на судах в основном используются масла зарубежных фирм, наряду с классификацией масел по ГОСТ приводятся классификации, принятые в США и в Европейском Союзе.
Особое внимание уделяется проблемам организации смазки цилиндропоршневой группы и отдельно - смазке деталей движения. Здесь в систематизированном виде читатель знакомится с новейшими рекомендациями фирм-двигателестроителей и изготовителей масел. Показываются причины аварийных повреждений и интенсивных износов, пути их преодоления. Интересными для читателя могут быть рекомендации по замене масел различных производителей или их смешиванию, основанные на исследованиях фирмы «Бритиш Петролеум», рекомендации по верхнему пределу щелочности циркуляционных масел, загрязненных стоками цилиндровых масел, а также по предельным значениям показателей качества масел в эксплуатации.
Подробно рассматриваются вопросы эксплуатации подшипников с тонкостенными многослойными вкладышами, причины износа и повреждений и пути их распознавания.
Наряду со сведениями по моторным маслам в книге приводятся характеристики масел турбинных, компрессорных, гидравлических и теплоносителей (терможидкостей).
Учитывая, что современные масла и топлива насыщены различным химическими соединениями, представляющими опасность для здоровья человека, книга включает сведения о путях возможного заражения и мерах гигиены при работе с нефтепродуктами.
Настоящее издание ориентировано на учащихся судомеханических специальностей морских учебных заведений, судовых механиков и технических служб судоходных компаний. Книга будет не менее полезна и для лиц, занимающихся эксплуатацией мощных стационарных и транспортных дизелей.
Автор пользуется случаем выразить благодарность менеджеру представительства фирмы ВР - «Балтик Петролеум» по России и странам Балтии В.А. Журавскому за любезно предоставленные материалы, рекомендации и замечания, высказанные при ознакомлении с рукописью, а также за написанную им для книги статью по условиям и организации поставки масла для судов. И старшему преподавателю ГМА А. Е. Пилецкому за полезные советы по предыдущему изданию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ - КАК СОХРАНИТЬ ДВИГАТЕЛЬ И НЕРВЫ, СИЛЫ И СРЕДСТВА

Уважаемые коллеги, настоящая книга на сегодня это единственная попытка создать ясное и понятное русскоязычное пособие по практическому применению судовых масел, с учётом последних изменений в этой области. Время не стоит на месте и знания, полученные в училищах и академиях нуждаются в обновлении, не говоря уже о том, что в принципе невозможно держать в голове пятилетний набор учебников и справочных пособий, многие из которых безнадежно устарели. Именно такой книги не хватает сейчас механикам практикам.
Так как основная деятельность нашей компании связана с производством, доставкой и контролем качества судовых масел, я хотел бы потратить 5 минут Вашего зремени и, оставив в стороне высокую теорию, поговорить о том собственно как и когда это самое масло попадает в системы судна, начиная с оптимального выбора необходимых сортов, процесса заказа нужного количества и заканчивая самой процедурой приема и контроля качества - то есть все те рутинные проблемы, с которыми каждый механик постоянно сталкивается в своей работе и, к сожалению, не всегда все происходит безболезненно, отвлекая ог многих гораздо оолее важных и приятных дел. Будучи механиком я надолго запомнил однодневную стоянку в Бангкоке после 30 суток перехода, когда все нормальные люди углубленно ;гзучали тайский по каютам, я провел незабываемые 6 послевахтенных часов ругаясь с улыбчивым пареньком упорно пытавшимся закачать 10 тонн не нужного мне сорта з 8 кубовую емкость. Чтобы не попадать в подобные ситуации и учиться на чужих сшибках, позвольте поделиться некоторыми идеями и методами работы, которые успешно применяются компанией Бритиш Петролеум на практике и позволяют существенно облегчить жизнь судового механика.
Прежде всего надо ясно понимать что хочет механик и как по его мнению должен выглядеть идеальный поставщик масла. ВР постоянно проводит опросы своих клинтов и нет ничего удивительного в том что с изменениями условий работы на флоте, сокращением экипажей, усилением контроля за расходами, увеличением нагрузки по ремонтным и профилактическим работам, короткими стоянками и т.д. изменяются и требования механиков к идеальным поставщикам.
10 лет назад требования были следующие:
производить качественное масло, способное работать в любом климате; возможность получения идентичного продукта независимо от района плавания с гарантиями качества от производителя;
поставлять согласно заявке в указанных количествах, требуемым методом в нужное время;
оказывать техническую поддержку, составлять карты смазок, делать анализы рабочих масел, оперативно давать рекомендации по их результатам.
И тогда и сейчас только очень ограниченный круг международных корпораций, так называемых мэйджеров, в состоянии обеспечить перечисленное, однако сегодня лаже всего этого уже недостаточно.
К требованиям по качеству добавилось-способностъ масла одинаково хорошо справляться как с обычными топливами так и с тем, что экономные хояева всё чаще заказывают вместо него;
к технической поддержке -обеспечение своевременной информацией о новых сортах, особенно синтетических, и методах работы с ними ;
рекомендации по топливообработке ;
и наконец -механику нужен не просто поставщик а партнер способный помочь совместить взаимоисключающие требования хозяев о безотказной работе машин и механизмов с их едва заметным желанием тратить на это деньги.
И хотя обычно все цены на масла фиксируются минимум на год, что даёт теоретическую возможность прогнозировать расходы, однако на практике, как это обычно бывает, утвержденный бюджет по концу года никак не хочет влезать в указанные цифры. Пара тройка заказов в какой-нибудь богом забытой Гваделупе, с кучей проблем и наследством в виде всюду мешающих бочек, сводят на нет все усилия. Суперинтенданту достаётся от начальства и нетрудно догадаться с кем, в первую очередь, он поделится положительными эмоциями
Отчётливо понимая, что друзья конкуренты не стоят на месте, Бритиш Петролеум разработало уникальную систему Total Lubricant Management (TLM)- Система тотального управления запасами моторных масел, основная цель которой и есть построение качественно новых партнерских отношений
Суть
Используя современные системы связи и компьютерного анализа переложить часть обязанностей по контролю запасов и заказу масел с механика на поставщика, одновременно гарантируя снижение расходов для судовладельца.
Звучит не очень правдоподобно, тем не менее работает.
Как работает
На сегодня масла Бритиш Петролеум поставляются в более чем 1200 портах по всему миру. Существует 5 ценовых групп Каждый порт принадлежит к той или иной группе При заключении контракта с судовладельцем оговариваются цены во всех интересующих портах, с учётом конкретных потребностей каждого судна и возможностей поставки ( налив или бочки, сроки поставки и т.д.), если речь идёт о трампе, оговариваются цены по каждой группе, что автоматически определяет стоимость по всему миру.
Далее каждое судно предоставляет следующую информацию:
Тип двигателей, средний суточный расход масла на ходу и на стоянке, емкости масляных систем всех дизелей, расходных и запасных цистерн, средняя скорость хода в грузу и балласте , размер постоянного запаса по сортам в зависимости от характера перевозок (трамп — линия) и расхода, устанавливается по согласованию с механиком и суперинтендантом.
Вся указанная информация заносится в базу данных специальной компьютерной программы, где также содержится информация с ценами на масла во всех 1200 контрактных портах по конкретному договору с каждым судовладельцем. Кроме того там же заложены вся необходимая картография по всем районам мирового ; кеана с навигационными просчётами кратчайших расстояний между двумя лю-:ыми точками на карте
Исходя из описанного выше для нормального функционирования программы необходимо как минимум 2 раза в неделю (а в идеале чем чаще, тем лучше ) вводить в программу следующие данные с судна:
Текущие Координаты (название порта при стоянке);
Текущие остатки по всем масляным танкам;
Текущий расход;
Следующий порт захода.
Данные могут передаваться любым доступным способом, наиболее лёгкий ~ть - электронная почта, которая есть сейчас практически на любом судне.
Теперь у программы есть всё что нужно и как результат - механик/суперин-тгндант оперативно получает следующие данные:
1. количество ходовых и стояночных суток до полного использования теку-H3IX остатков масел;
2. определение остатков по ГД и ВДГ на дату прихода в порт назначения;
3. количество ходовых и стояночных суток до полного использования ос-“^тков масел после прихода в порт назначения;
4. рекомендаций по заказу необходимого и достаточного количества масел : чётом минимизации стоимости и возможностей поставки и цен в следующем ^:рту захода.
Так как программа «держит в уме» наличие ранее оговоренного постоянного : ::аса, полученного опять же по наиболее выгодной для судовладельца цене, можно -: заказывать лишнего даже если на приход показаны минимальные остатки.
Таким образом использование TLM создаёт уникальную ситуацию когда уда-:т;я примирить интересы Зх заклятых друзей: продавца, покупателя и практика, :: есть того, кто непосредственно на себе ощущает все прелести сделки между первыми двумя
Это действительно так, судите сами какие выгоды извлекают все стороны
гроцесса
Для механика:
Сведение к минимуму количества авральных ситуаций и экстренных
сказов;
Уверенность в качестве без проблем смешения сортов разных производителей;
Разделение финансовой ответственности при заказе необходимого коли--гства вне зависимости от района плавания;
И как следствие всего перечисленного - Уменьшение общей рабочей -згрузки, экономия времени и нервов.
Для судовладельца:
Возможность практического планирования затрат по фиксированным
ценам;
Уверенность в качестве без проблем смешения сортов разных производителей;
Снижение эксплуатационных расходов;
Экономия оборотных средств;
Экономия рабочего времени и снижение рабочей нагрузки экипажа (хотя не уверен что все судовладельцы сочтут это выгодным для себя и не нагрузят экипаж чем-нибудь взамен).
Как ни странно осталось кое-что и нам - поставщикам
Возможность детального прогнозирования спроса
Глобальная оптимизация складов
Сокращение затрат на хранение и транспортировку
Надо сказать что TLM это лишь малая часть из общей программы развития нашей компании. На сегодня морское отделение Бритиш Петролеум, это 87 представительств по всему миру, внутренняя компьютерная сеть позволяющая оперативно выполнять любые заявки независимо от нахождения судна и офиса, гибкая система производства и снабжения, способная быстро реагировать на нужды потребителя. Наша цель как можно более полно соответствовать представлениям наших партнёров о «идеальном поставщике».
По результатам исследований Международного Британского института транспорта в 2001 году цилиндровое масло ВР признано лучшим в мире.
Совместно с компанией Unitor созданы координационные центры по глобальным поставкам, что позволяет уменьшить бумажную волокиту на судне и по одной заявке получать и масла и химию. В перспективе разработка концепции one-stop-shopping, (используя морской лексикон 70-80-х - что-то вроде «отоварки за один заход»), то есть когда всё снабжение (масло, топливо, химию, краски) по разным контрактам, можно будет получить у одного поставщика.
Уже более года работает электронная система обработки анализов рабочих масел, ответ из лаборатории приходит непосредственно на судно по электронной почте.
Надеюсь Вы не зря потратили время и у Вас обязательно появится возможность оценить все преимущества работы с маслами ВР.

СОДЕРЖАНИЕ

СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ...................................................... 12
1.1. Функции масел.............................................................................................. 12
1.2. Характеристики (свойства) масел................................................................ 12
1.2.1. Плотность........................................................................................................................................................................................13
1.2.2. Вязкость..............................................................................................................................................................................................13
1.2.3. Нейтрализующая способность....................................................................................................................16
1.2.4. Температура застывания........................................................................................................................................16
1.2.5. Температура вспышки и испаряемость........................................................................................16
1.3. Классификация моторных масел................................................................. 17
1.3.1. Классификация и маркировка моторных масел,
принятая в России.............................................................................. 17
1.3.2. Классификация моторных масел - API............................................ 17
1.3.3. Классификация моторных масел - АСЕА........................................ 19
1.4. Состав масел.................................................................................................. 19
1.4.1. Базовые компоненты.......................................................................... 19
1.4.2. Присадки............................................................................................. 21
СМАЗКА ЦИЛИНДРОВ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ..................................................................................29
2.1. Цилиндровые масла, свойства, рекомендации......................................................................................29
2.2. Организация смазки цилиндров крейцкопфных двигателей........................................35
2.3. Подача масла на смазку цилиндров, дозировка подачи, расход цилиндровых и циркуляционных масел..........................................................................................................40
2.4. Виды и причины износа цилиндро-поршневой группы двигателей........ 47
2.4.1. Коррозионный износ....................................................................................................................................................47
2.4.2. Абразивный износ............................................................................................................................................................48
2.4.3. Фрикционный (адгезионный) износ..................................................................................................50
2.4.4. Заполировывание рабочих поверхностей..................................................................................51
2.4.5. Интенсивный неконтролируемый износ - причины, рекомендации............................................................................................................................................................................52
2.5. Работа поршневых колец, контроль за их состоянием.............................. 54
2.6. Обкатка цилиндро-поршневой группы....................................................... 57
СМАЗКА ДЕТАЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ,
ЦИРКУЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ.............................................. 59
3.1. Циркуляционная система смазки................................................................. 59
3.2. Система смазки распределительного вала.................................................. 62
9
3.3. Гравитационная система смазки турбокомпрессоров................................ 63
3.4. Рекомендации по повышению эффективности сепарации
системных масел........................................................................................... 63
3.5. Фильтрация масла........................................................................................ 67
3.6. Эксплуатационный контроль за циркуляционной системой смазки...... 71
3.7. Свойства системных масел.......................................................................... 72
3.8. Изменение свойств масел в процессе работы
и пути их сохранения......................................................................................................................................................................73
3.8.1. Изменение вязкости........................................................................................................................................................74
3.8.2. Изменение содержания механических примесей........................................................74
3.8.3. Истощение присадок и загрязнение системных масел крейцкопфных двигателей стоками цилиндровых масел..............................75
3.8.4. Истощение присадок системных масел
тронковых двигателей................................................................................................................................................76
3.8.5. Изменение кислотности масел....................................................................................................................78
3.8.6. Обводнение масел, коррозия и ее предотвращение................................................79
3.8.7. Микробиологическое заражение масел........................................................................................81
3.8.8. Влияние проникновения в картер топлива на характеристики системного масла тронковых двигателей..................................................................................83
3.8.9. Взрывы паров масла в картере....................................................................................................................84
4. ПРОБЛЕМЫ СМЕШИВАНИЯ СИСТЕМНЫХ МАСЕЛ.......................... 86
4.1. Рекомендации по переходу на масла других производителей,
их смешивание.............................................................................................. 86
4.2. Смешивание системных масел крейцкопфных двигателей...................... 86
4.3. Смешивание системных масел тронковых двигателей............................. 87
4.4. Смешивание цилиндровых масел................................................................ 87
4.5. Утилизация отработанных масел подмешиванием их к топливу............. 87
Рекомендации:............................................................................................... 89
5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МАСЕЛ В ЭКСПЛУАТАЦИИ............................ 90
6. СМАЗКА ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ,
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДШИПНИКОВ........................................................... 94
6.1. Основы работы подшипников...................................................................... 94
6.2. Особенности конструкции и эксплуатации
многослойных тонкостенных подшипников.............................................. 96
6.3. Износ и повреждения подшипников........................................................... 99
6.3.1. Абразивный износ..............................................................................100
6.3.2. Адгезионный износ............................................................................100
6.3.3. Расслаивание.......................................................................................100
6.3.4. Питтинг................................................................................................101
6.3.5. Кавитационная эрозия........................................................................101
6.3.6. Коррозионный износ..........................................................................101
6.3.7. Фреттинг-коррозия.............................................................................101
10
МАСЛА ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
МЕХАНИЗМОВ И УСТРОЙСТВ...................................................................104
7.1. Турбинные масла...........................................................................................104
7.2. Компрессорные масла...................................................................................105
7.2.1. Масла для воздушных компрессоров...............................................105
7.2.2. Масла для компрессоров холодильных установок..........................106
7.3. Гидравлические масла..................................................................................109
7.4. Масла теплоносители - термические масла...............................................111
7.4.1. Особенности функционирования жидких теплоносителей,
их характеристики..............................................................................111
' -.2. Изменение состояния терможидкости
и контроль ее качества в эксплуатации............................................113
НОИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ КОНТАКТА С ТОПЛИВАМИ И МАСЛАМИ. МЕРЫ ГИГИЕНЫ.................................................................116
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Рекомендуемые марки дизельных масел....................................................120
2. Предельно-допустимые значения основных свойств циркуляционных масел................................................................................124
Rating: 5 / 5 (Votes: 11)
Reply
Similar releases
CD-01-6 MAN B&W ADD FILES (Maritime Electronic Library) - ERMO83 [2007, PDF]
CD-02-1 CATERPILLAR, MAK, DAIHATSU (Maritime Electronic Library) - ERMO83 [2007, PDF]
CD-05-1 ТОПЛИВО,СМАЗОЧНОЕ МАСЛО-ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПИСАНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ (Maritime Electronic…
CD-43 СБОРНИК ДЛЯ СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ (Морская Электронная Библиотека) - ERMO83 [2009, PDF]
Сборник всех книг автора - Возницкий И.В. [1971 - 2008]
  • Reply

The time now is: Today 23:58

All times are GMT + 3 Hours