zxc ® 16-Nov-2013 01:18

Начальная подготовка по вопросам безопасности и инструктажу (В вопросах и ответах) 3 части

---

НПБИ - «Базовая подготовка» Часть 1

Год выпуска: 2006
Язык: русский
Автор: В.Ф.Чернышев, Ю.В. Канатов, А.П.Ремнев, Б.Г. Демидов
Жанр: Учебное пособие
Издательство: г. Новороссийск, «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Формат: DOC
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 136
Описание: При подготовке учебного пособия, кроме международных документов были использованы национальные нормативные документы по борьбе за живучесть судов и выживанию на море.
Материал изложен в форме ответов на вопросы в логической последовательности от простого к сложному, что облегчает понимание материала.
Сведения, приведенные в настоящем учебном пособии, необходимо знать каждому, кто связал свою жизнь с морем, с судном.
В учебное пособие включены 5 разделов (руководящие документы, способы личного выживания, противопожарная безопасность и борьба с пожаром, первая медицинская помощь и личная безопасность).

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ №1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РУКОВОДЯЩИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ
ДОКУМЕНТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ –MARITIME SAFETY
ДОКУМЕНТЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ – PREVENTING OF MARINE POLLUTION.
РАЗДЕЛ № 2. СПОСОБЫ ЛИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПЛОТЫ.
ДЕЖУРНЫЕ ШЛЮПКИ
СПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА
АВАРИЙНЫЕ СПУТНИКОВЫЕ РАДИОБУИ
РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ ОТВЕТЧИКИ
ПЕРЕНОСНАЯ УКВ РАДИОТЕЛЕФОННАЯ АППАРАТУРА.
ВИЗУАЛЬНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
РАБОТА С ОБОРУДОВАНИЕМ И СНАБЖЕНИЕМ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ВЫЖИВАНИЕ НА МОРЕ
РАЗДЕЛ № 3. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ.
ТЕОРИЯ ПОЖАРА.
СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА
ОГНЕГАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОЖАРОВ НА СУДАХ.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА
ПЕРЕНОСНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ
ВОДЯНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА
ПЕРЕНОСНЫЕ ПЕНОГЕНЕРАТОРЫ
СНАРЯЖЕНИЕ ПОЖАРНОГО
АВТОНОМНО ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ АСВ – 2, АП – 96, ИВА – 24.
АВАРИЙНО ДЫХАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
СТАЦИОНАРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
ПЕРЕКРЫТИЯ КЛАССА «А», «В», «С».
ПУТИ ЭВАКУАЦИИ НА СУДАХ.
ПОЖАРНЫЕ УЧЕНИЯ
БОРЬБА С ПОЖАРАМИ НА СУДАХ
ТУШЕНИЕ ПОЖАРА.

ВВЕДЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.
В 1978 году на конференции в Лондоне была принята Международная конвенция по подготовке и дипломировании моряков и несения вахты (ПДМНВ-78), которая установила основные базовые (единые) требования по подготовке, дипломировании и несения вахты для моряков на международном уровне. Конвенция ПДМНВ-78 была основана на многих конвенциях и рекомендациях, в том числе и Международной организации труда (МОТ).
С 26 июня по 7 июля 1995г. в Лондоне проходила сессия Международной морской организации (ИМО) на которой была пересмотрена Конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978г.
Основные причины, по которым возникла необходимость пересмотра конвенции:
- отсутствовали стандарты компетенции для надлежащего выполнения судовым составом действий по обеспечению безопасности мореплавания; знания кандидатов на получение диплома оценивались «к удовлетворению администрации», что порой приводило к низкому уровню знаний моряков;
- отсутствовал инструмент контроля для надлежащего выполнения требований конвенции, правительство не отвечало за сертификаты, выданные от его имени;
- конвенция 1978г. основывалась на традиционном делении экипажа на палубный и машинный персонал, не учитывались современные тенденции в организации работ на судах, возможность взаимозаменяемости в случае болезни, привлечение членов экипажа ко всем работам для обеспечения нормальной и безопасной эксплуатации судна.
Одной из главных особенностей пересмотра конвенции было принятие нового Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (SCTW Code) который состоит из 2 частей. Часть А – обязательная, она содержит минимальные стандарты компетенции для плавсостава, которые приведены в таблицах (см. Приложение 1 , таблицы А-VI/1-1, А-VI/1-2, А-VI/1-3, А-VI/1-4 для данного учебного пособия), часть В – рекомендательная содержит рекомендации по внедрению и применению конвенции.
Материалы представленные в данном учебном пособии, базируются на новых требованиях конвенции ПДМНВ 78/95 и руководствах относительно функции, связанных с аварийными ситуациями, охраной труда, медицинским уходом и выживанием.
Все лица, не являющиеся пассажирами до назначения на судно для выполнения служебных обязанностей или работ должны пройти одобренный курс ознакомительной подготовки в отношении способов личного выживания, или получить достаточную информацию или инструктаж, чтобы они:
- могли общаться с другими людьми на судне по основным вопросам безопасности и понимать информацию по безопасности, представленную в виде символов, знаков и сигналов аварийно-предупредительной сигнализации;
- знали действия в случае падения человека за борт, обнаружения пожара или дыма или подачи сигнала о пожаре или оставлении судна.
- могли определить места сбора и посадки в спасательные средства, пути эвакуации;
- знали место нахождения и умели использовать спасательный жилет;
- умели поднимать тревогу и имели особые знания об использовании переносных огнетушителей;
- могли предпринимать немедленные действия при несчастном случае или в других обстоятельствах, требующих медицинского вмешательства, прежде чем обращаться за последующей медицинской помощью имеющейся на судне;
- могли закрывать и открывать водонепроницаемые, противопожарные двери и непроницаемые при воздействии моря двери, установленные на конкретном судне, иные, чем предназначенные для закрытия отверстий в корпусе судна.
Кроме того, моряки, нанятые или занятые в любой должности на судне в качестве членов судового экипажа с имеющимися обязанностями по безопасности или предотвращению загрязнения в ходе эксплуатации судна, до назначения им каких-либо обязанностей на судне должны:
1. получить соответствующую одобренную начальную подготовку:
- по способам личного выживания, как изложено в таблице A-VI/1-1;
- по противопожарной безопасности и борьбе с пожаром, как изложено в таблице A-VI/1-2;
- по оказанию первой медицинской помощи, как изложено в таблице A-VI/1-3;
- личной безопасности и общественным обязанностям, как изложено в таблице A-VI/1-4;
2. представить доказательство достижения требуемого стандарта компетентности для выполнения задач, обязанностей и ответственности, перечисленных в колонке 1 таблицы A-VI, в течение 5 предшествующих лет путем:
- демонстрации компетентности в соответствии с методами и критериями для оценки компетентности, указанными в колонках 3 и 4 вышеуказанных таблиц;
- экзамена или систематической оценки в ходе подготовки по одобренной программе, охватывающие вопросы, перечисленные в колонке 2 вышеуказанных таблиц.
При подготовке учебного пособия, кроме международных документов были использованы национальные нормативные документы по борьбе за живучесть судов и выживанию на море.
Материал изложен в форме ответов на вопросы в логической последовательности от простого к сложному, что облегчает понимание материала.
Сведения, приведенные в настоящем учебном пособии, необходимо знать каждому, кто связал свою жизнь с морем, с судном.
В учебное пособие включены 5 разделов (руководящие документы, способы личного выживания, противопожарная безопасность и борьба с пожаром, первая медицинская помощь и личная безопасность).

-

НПБИ - «Противопожарная безопасность и борьба с пожаром» Часть 2

Год выпуска: 2007
Язык: русский
Автор: В.Ф.Чернышев, Ю.В. Канатов, А.П.Ремнев, Б.Г. Демидов
Жанр: Учебное пособие
Издательство: «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Формат: DOC
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 78
Описание: Учебное пособие содержит систематизированный материал в виде вопросов и ответов по противопожарной безопасности и борьбе с пожарами на судах и
содержит необходимые сведения и указания по нормам и мерам пожарной безопасности, тео-рии пожара и об источниках его возникновения.
Даны общие указания по методикам тушения пожаров, сведения о значении общесудовых аварийно предупредительных сигналов, об использовании пожарных систем и оборудования, об устройстве и использовании пожарных дверей и заслонок, а также об имеющихся на судне системах и средствах аварийной эвакуации.
Изложены основы противопожарной защиты. Даны рекомендации по предупреждению, локализации, ограничения распространения и тушения пожаров.
Учебное пособие предназначено для курсантов морских учебных заведений и слушателей курсов ЮРЦДПО при изучении дисциплины “Базовая подготовка” (Начальная подготовка по безопасности и инструктажу). Может быть использовано на судах различных типов, так как полностью соответствует требованиям международных конвенций и органов техниче-ского надзора в части обеспечения безопасности плавания.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 3. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БОРЬБА С ПОЖАРОМ
3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.2. ТЕОРИЯ ПОЖАРА.
3.3. ВИДЫ И СПОСОБЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОРЕНИЯ.
3.4. ОГНЕТУШАЩИЕ СРЕДСТВА
3.5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОЖАРОВ НА СУДАХ.
3.6. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА.
3.7. АКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА СУДНА
3.8. ПРОТИВОПОЖАРНОЕ СНАБЖЕНИЕ СУДНА
3.8.1. СОСТАВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СНАБЖЕНИЯ
3.8.2. ПЕРЕНОСНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ
3.8.3. ПОЖАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
3.8.4. СНАРЯЖЕНИЕ ПОЖАРНОГО
3.8.5. АВТОНОМНО ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
3.8.6. АВАРИЙНО ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
3.8.7. МЕЖДУНАРОДНОЕ БЕРЕГОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
3.9. СТАЦИОНАРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
3.10. КОНСТРУКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА
3.11. ПОЖАРНЫЕ ЗАСЛОНКИ
3.12. ПУТИ ЭВАКУАЦИИ И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.13. СХЕМА (ПЛАН) ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ
3.14. ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ
3.15. ПОЖАРНЫЕ УЧЕНИЯ
3.16. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ПОЖАРАМИ НА СУДАХ
3.17. БОРЬБА С ПОЖАРОМ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ СУДНА
3.18. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, ОТНОСЯШИЕСЯ К СХЕ-МАМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначения. Дело в том, что скорость распространения пожара чрезвычайно вы-сокая, пожар затрудняет эвакуацию людей с судна.
Пожар в Красном море в феврале 2006 года на пароме «Салам – 98» унес жизни 1056 человек. И это при условии, что пожар произошел в районе оживлен-ного судоходства, когда аварийному судну достаточно быстро оказали помощь другие суда.
Анализ происшествия показал, что судовладелец не уделял достаточного внима-ния вопросам безопасности мореплавания, а экипаж судна не был подготовлен к действиям в чрезвычайной ситуации. Возгорание не было своевременно обнару-жено и ликвидировано, командный состав не смог выделить главного звена при борьбе за живучесть и организовать эвакуацию людей.
Вероятность возникновения пожара всегда в той или иной степени суще-ствует на любом судне. Обратимся к случаям пожаров в порту Новороссийск (2006 -2007г.).
Случай 1. 26 января 2006г., в самый разгар холодов, в Администрацию мор-ского порта Новороссийск поступил сигнал о том, что на якорной стоянке, непо-далеку от поселка Кабардинка, горит сирийское судно «FAYSAL» », порт при-писки ЛАТТАКИЯ (флаг Сирия). Пожар случился ранним утром из – за неис-правности в проводке. Моряки (19 человек) в панике метались по палубе, на мо-розе, в пижамах и «вьетнамках». Некоторые, правда, успели надеть чалму. Спаса-тели помогли им перебраться на буксир, укутали в теплые одеяла и отправили на берег.
Пожар тушили матросы, они же пожарные малого пожарного судна «Марс» во главе с капитаном Леонидом Загребельным. «Тушили почти сутки, только пенная атака продолжалась часов девять, а потом еще откачивали воду из трюмов, чтобы судно не затонуло, - рассказывал Леонид Иванович. – У ребят, находив-шихся непосредственно на раскаленной палубе «FAYSAL», оплавились сапоги, и спецовки прокоптились до такой степени, что ничем не отстирываются. Пару раз было по-настоящему страшно за них. В первый раз страшно, когда повалил черный дым, а мы уже знали, что в машинном отделении находятся полупустые цистерны с топливом, которые в любой момент могут рвануть. А второй – ко-гда горящее судно едва не опрокинулось». На самом-то деле экипаж «Марса», не раз, сталкивавшийся с реальной опасностью, постоянно проигрывает похожие си-туации во время учений. Оттого и не пострадали ни люди, ни Цемесская бухта, в которую не попало ни капли мазута. Моряки Новороссийского морского торго-вого порта спасли жизни 19 человек и предотвратили загрязнение Цемесской бух-ты. Жертв нет. Сирийское судно «Марсу» помогали тушить буксиры: «Тигрис», «Толковый», «Торопливый» и «Старательный».
Случай 2. 20 января 2007г. погрузку сырой нефти у причалов нефтегавани Шесхарис порта Новороссийск производили танкеры: у причала № 1 - «YANNTS Р», у причала № 2 - «EAGLE PHOENIX»,y причала № 3 «METIN AKAR», у при-чала № 8 - «APACHI 1».
Состояние погоды: ветер северо-западный 7-13 м/сек, на 18.00 -18.07 дождь, 18.07 -21.20 осадки. В 19.25 начался сильный снегопад с дождем (из объясни-тельной капитана танкера «EAGLE PHOENIX»). В 19.30 от первого грозового разряда (молнии), неожиданно начавшейся грозы, произошла вспышка паров уг-леводорода в газовой смеси, выходящей из системы газоотвода - мачтового стоя-ка (mast riser) танкера «YANNIS Р». По прошествии 1 - 3 минут (приблизительно в 19.31 - 19.33), при очередном грозовом разряде произошла аналогичная вспышка на танкере «EAGLE PHOENIX». С возникновением вспышек экипажи танкеров приступили к их тушению. Была прекращена погрузка сырой нефти, приведена в действие система водотушения, несколько позже перекрыты клапана отсечения мачтовых стояков. В 19.33 была ликвидирована вспышка на танкере «YANNIS P», в 19.48 на танкере «EAGLE PHOENIX». Танкера были освидетель-ствованы инспекторами классификационных обществ DNV и Lloyds Register, и им была разрешена погрузка сырой нефти.
Горение на выходе из газоотводных систем танкеров было ликвидировано силами их экипажей, причем на танкере «YANNIS Р» это было осуществлено быстрее (за 4 минуты после возгорания перекрытием клапана отсечения мачтового стояка), чем на танкере «ЕА-GLE PHOENIX» (через 15-18 минут). Это объясняется луч-шей подготовкой экипажа танкера «YANN1S Р» и эффективным руководством его капитана и старшего помощника.
Возгорание ни на одном из танкеров не вызвало никаких повреждений. Это объясняется тем, что устройство мачтового стояка газоотводной системы предна-значено для защиты от огня (любого происхождения) грузовых и топливных тан-ков танкеров и выполнено в соответствии с требованиями противопожарной за-щиты. Наибольшая температура при горении была над мачтовым стояком (газ горел как обычный газовый факел на нефтеперерабатывающих заводах). В ре-зультате этого единственным повреждением от возгорания на обоих танкерах бы-ла обгоревшая краска самых верхних частей мачтовых стояков.
Причины возгорания: возникновение грозового фронта непосредственно над г. Новороссийском (вероятнее всего над терминалом Шесхариса), неожиданность начавшейся грозы, в связи, с чем не были проведены необходимые меры обеспе-чения противопожарной безопасности при грозе (так как отсутствовала информа-ция гидрометеорологической службы г. Краснодара).
Могут ли повторяться такие случаи? Обратимся к статистике нарушения требований пожарной безопасности выявленных в порту Новороссийск на прихо-дящих иностранных судах в отчетный период за 2006 г. По результатам по-жарно-технических обследований проанализированы типичные нарушения требований пожарной безопасности:
1. По эксплуатации судовых электросетей и электрооборудования:
• Использования неисправных электрокабелей, электрооборудования, освеще-ния, судовых механизмов, нарушения правил их эксплуатации.
• Проведения самостоятельных изменений в электроснабжении судовых поме-щений, установки дополнительных штепсельных розеток, разветвителей (трой-ников), удлинителей и нештатных предохранителей, использования нештатных электрических и электронагревательных приборов.
• Нарушения креплений электрооборудования и заземлений, эксплуатация элек-трооборудования при неисправном состоянии средств защиты от короткого замыкания и перегрузок.
• Использования светильников без колпаков и предохранительных сеток.
2. По нарушениям эксплуатационного характера:
• Переоборудование судовых помещений, установка дополнительных конструк-ций, полок и стеллажей (в т.ч. временных) для складирования и хранения изде-лий и материалов без согласования с Регистром.
• Отсутствие на противопожарных закрытиях, запорных устройствах судовой вентиляции стационарных планок с надписями, содержащими наименование помещений куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции – принципа действия и наименования вентилируемого помещения.
• Наличие утечек топлива и масла у механизмов и трубопроводов.
• Неисправности средств управления поступлением воздуха в МП (открытия и закрытия светового люка, кольцевых пространств вокруг дымовых и выхлоп-ных труб в кожухе судовой трубы, закрытия раструбов вытяжной вентиляции и вентиляционных заслонок, пуском и остановкой нагнетательных и вытяжных вентиляторов. Не исправность закрытий противопожарных дверей.
3. По несоблюдению противопожарного режима:
• Хранения ветоши, белья и других материалов в сыром виде навалом, в тюках, связках или пропитанных нефтепродуктами.
• Хранение горюче-смазочные материалов в открытой таре в помещениях МО.
• Хранение легковоспламеняющихся жидкостей и горючих материалов смазоч-ных материалов в местах, не предназначенных для этих целей.
• Хранение вещества и материала, которые могут опасно взаимодействовать друг с другом, загружать помещение излишним количеством материалов, за-громождать подступы к средствам тушения пожара.
• Не своевременно проводится техническое обслуживание средств пожаротуше-ния.
• Хранение поставленных на судно емкостей с горючими жидкостями в местах, не предназначенных для этого (бочки на палубах, в помещениях румпельных отделений).
4. По судовым учениям (борьба с пожаром):
• Судовые учения по борьбе с пожаром проводятся не регулярно;
• Отработка экипажами действий по борьбе с пожаром проводится без учета имеющихся на судне оперативных планов тушения пожара;
• Не проводится полная герметизация судна;
• Не эффективное управление с Главного Командного Пункта (ГКП) аварийной партией (группой);
• Борьба с пожаром проводится без учета имеющихся судовых систем пожаро-тушения;
• Отсутствуют надежные средства связи между ГКП и аварийной партией, (группой разведки).
• Слабые практические навыки членов экипажа по действиям в случае пожара.
Выводы: Практически, в этих компаниях неразвиты системы противопожарной защиты судов, отсутствует контроль со стороны ответственных лиц компаний и капитанов судов за противопожарной подготовкой экипажей, за соблюдением противопожарного режима и поддержанием высокого уровня противопожарной защиты судов.
Из анализа видно, что и в настоящий момент следует шире вести про-филактическую работу по предотвращению условий, способствующих воз-никновению пожара на борту судна, приобретению членами экипажей практических навыков использования судовых средств обнаружения, локали-зации и ликвидации возникшего пожара. При этом командный состав дол-жен не только умело управлять судном и руководить производством судовых работ, но и уметь грамотно организовать борьбу за живучесть судна.
Целью данной работы является систематизирование имеющегося материала в ча-сти ознакомления с противопожарной безопасностью и борьбой с пожаром на судне, с вопросами техники безопасности.

-

НПБИ - «Безопасность, охрана здоровья – Первая помощь» Часть 3

Год выпуска: 2007
Язык: русский
Автор: В.Ф.Чернышев, Ю.В. Канатов, А.П.Ремнев, Б.Г. Демидов
Жанр: Учебное пособие
Издательство: Новороссийск, «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Формат: DOC
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 155
Описание:Учебное пособие содержит систематизированный материал в виде вопросов и ответов, по оказанию элементарной первой медицинской помощи, личной безопасности на судне при повседневной организации и чрезвычайных ситуациях.
Раздел 4 «Охрана здоровья - элементарная первая помощь» содержит краткие сведения по знанию анатомии человека и функций организма, по принятию немедленных мер при несчастном случае или в иной ситуации, требующей первой медицинской помощи.
Раздел 5 «Личная безопасность и выполнение общественных обязанностей» рассматривает условия труда плавсостава судов, причины и характер травматизма, мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды с точки зрения приобретения опыта, знание систем внутрисудовой связи и аварийно предупредительной сигнализации, знание путей эвакуации.
Учебное пособие предназначено для курсантов морских учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации при изучении дисциплины “Базовая подготовка” (Начальная подготовка по безопасности и инструктажу). Может быть использовано на судах различных типов, так как полностью соответствует требованиям международных конвенций и органов технического надзора в части обеспечения безопасности плавания, охраны здоровья и улучшения условий труда.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.2. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ
4.3. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
4.4. ОКАЗАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
4.4.1. ВНЕЗАПНАЯ ОСТАНОВКА СЕРДЦА.
4.4.2.СОСТОЯНИЕ КОМЫ
4.4.3. ОБМОРОК
4.4.4. КРОВОТЕЧЕНИЯ
4.4.5. РАНЕНИЯ
4.4.6. ПЕРЕЛОМЫ. ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ
4.4.7. ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ
4.4.8. ЭЛЕКТРОТРАВМЫ
4.4.9.ТРАВМЫ ПРИ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ
4.4.10. СДАВЛЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ
4.4.11. ОЖОГИ
4.4.12. ОТРАВЛЕНИЕ ЯДОВИТЫМИ ГАЗАМИ
4.4.13. ТРАВМЫ ГЛАЗ. РАНЫ ГЛАЗ И ВЕК.
4.4.14. УТОПЛЕНИЕ
4.15. ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ.
4.4.16. ОБМОРОЖЕНИЕ
4.4.17. ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНЫХ И ПОСТРАДАВШИХ
4.4.18. НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗОК
РАЗДЕЛ 5. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
5.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПАЛУБНЫХ РАБОТАХ
5.2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
5.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
5.4. МАРКИРОВКА И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ
5.5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ
5.6. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ
5.7. ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И УЧЕНИЙ НА СУДНЕ
5.8. ЗНАНИЕ СИСТЕМ ВНУТРИ СУДОВОЙ СВЯЗИ И АВАРИЙНО – ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЗНАНИЕ ПУТЕЙ ЭВАКУАЦИИ
5.9. БОРЬБА ЭКИПАЖА С ВОДОЙ
5.10. ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА СУДНЕ.
5.11. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАХТЕННОЙ СЛУЖБЫ
5.12 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТНЫЙ ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ НА МОРЕ
5.13 ТРЕБОВАНИЯ ПО УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ НА ФЛОТЕ
5.14. ДИСЦИПЛИНА НА СУДНЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ОЗНАКОМЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА С СУДНОМ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ (STCW-95 Правило I/14)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ОЗНАКОМЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА С ВОПРОСАМИ БЕЗОПАСНОСТИ (STCW-95 Правило VI/1.1)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания от воздействия естественных опасностей существует с момента появления человека на нашей планете. Она неразрывно связана с процессом взаимодействия человека с окружающей средой и дарована нам природой. Современный мир, во многом состоящий из пространств, полу-ченных преобразованием природной среды в техносферу усилиями человека с помощью технических средств, не оправдал наших надежд на защиту от естественных опасностей. В результате в среде обитания человека возникли новые техносферные опасности, часто более зна-чительные и многочисленные, чем естественные. Общество в XX столетии столкнулось лицом к лицу с парадоксальной ситуацией: "В течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий". Сегодня всем очевидно, что разрушить этот порочный круг и позитивно решить задачу сохранения здоровья и жизни человека на планете Земля можно, лишь кардинально изменив свое отношение к миру опасностей.
Отметим, что формирование знаний, умений и навыков в человека защитной сфере началось давно и непрерывно происходит в настоящее время. Однако поиски решений проводились, в основном, в практической плоскости и выражалась в форме законов, постановлений, инструкций и различных рекомендаций по защите от опасностей.
В последние годы специалистам, да и передовой общественности стало очевидно, что человека защитную деятельность необходимо вести не только в практической плоскости, но и на научной основе, создав, прежде всего теоретические предпосылки к формированию новой области знания. Создавая научную основу безопасности жизнедеятельности, человечество руководствуется следующими основными принципами:
I принцип — принцип антропоцентризма: "человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования”.
II принцип — принцип существования внешних воздействий на человека: "Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого либо фактора". Кратко применительно к безопасности жизнедеятельности это обычно формулируют проще: ''жизнь потенциально опасна".
III принцип — принцип возможности создания для человека среды обитания: "Создание комфортной и безопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении предельно допустимых уровней воздействий на человека".
IV принцип — принцип реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания: "Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер ".
V принцип - принцип отрицания абсолютной безопасности: "Абсолютная безопасность человека в среде обитания не достижима ".
VI принцип — принцип роста защищенности жизни
человека будущего: "рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение мер защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей".Этот принцип сформулирован, опираясь на принцип Ле-Шателье: "Эволюция любой системы идет в направлении снижения потенциальной опасности". Эти основополагающие принципы положены в обеспечение безопасности человека на море, а также связаны с защитой окружающей среды от загрязнений.
Обеспечение безопасности человека на море было и остается важнейшей проблемой судоходства, судостроения и смежных областей техники. Опасность для жизни человека вызывается обычно аварийной ситуацией, которая может возникнуть на судне в любой момент времени, начиная с выхода его в рейс и заканчивая возвращением в порт приписки.
Безопасность человека в море зависит от состояния всего комплекса технических средств, обеспечивающих транспортировку людей и грузов, а также выполнения разнообразных работ в морских условиях. Риск для жизни людей может быть вызван различными обстоятельствами: ошибками, допущенными судоводителем либо кем - нибудь из судового персонала, недочетами при проектировании и постройке судна, воздействием неблагоприятных внешних факторов, отказами систем и устройств судна. По оценкам специалистов, причинами 80% всех аварий являются неправильные действия судового персонала, которые зависят от многих условий, в том числе и от условий труда. Можно ли сейчас изменить условия труда, в которых работают моряки многих стран так, чтобы они отвечали законным требованиям и ожиданиям работников? Этот вопрос является первостепенным для органов власти, работодателей и работников во всем мире.
В данном учебном пособии представлены вопросы, рассматривающие улучшение условий труда на рабочих местах, с учетом материалов Международной организации труда (МОТ), национальных документов РФ.
МОТ, созданная в 1919 году, разрабатывает и принимает международные стандарты труда для защиты работников и распространения практически важной информации о проблемах в сфере труда. Поэтому многие Конвенции и Рекомендации МОТ связаны с проблемами обеспечения безопасности труда, охраны здоровья работников и условиями труда. Например, Конвенция № 1 (1919 г.) провозгласившая, что рабочее время не должно превышать восемь часов в день и 48 часов в неделю, оказала огромное влияние на законодательство и установившуюся практику в разных странах. Рекомендация № 5 (1919 г.) отстаивает создание специальных государственных органов по охране здоровья работников. Другими примерами могут служить Конвенция № 14 (1921 г.), касающаяся выходных дней в промышленности, Рекомендация № 102 (1956 г.) о санитарно-бытовом обслуживании работников, Конвенция № 138 (1973 г.) о минимальном возрасте работников и некоторые другие Конвенции и Рекомендации по безопасности труда, охране здоровья и условиям труда. Последними примерами могут служить Конвенция № 155 (1981 г.) и Рекомендация № 164 (1981 г.) по охране труда.
Новый импульс улучшению условий и охраны труда придала принятая в 1976 г. Международная программа по улучшению обеспечения безопасности, охраны здоровья и условий труда. Программа изложена в отчете Генерального директора МОТ на 60-й сессии Международной конференции по труду «Сделать труд более человечным». Программа имеет широкий спектр задач, включая обеспечение безопасности и охрану здоровья на рабочем месте, время работы и другие проблемы рабочего времени, организацию труда и ее содержание, выбор технологий и обслуживания, а также санитарно-бытовое обслуживание работников.
В этом новом подходе учтена насущная необходимость полного совместного участия работодателей и рабочих в осуществлении улучшений в данной сфере.
Как же должен вести себя любой моряк на судне, чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность других?
Члены экипажа должны соблюдать все правила и инструкции по технике безопасности и в пределах своих полномочий делать все от них зависящее для сохранения своего здоровья и безопасности, а также здоровья и безопасности своих товарищей по плаванию. В частности, они не должны выполнять работу небрежно или беспечно и не должны совершать действий, которые могут нанести вред здоровью и безопасности другого человека.
Любой член экипажа, знающий по опыту работы, что задание, которое ему необходимо выполнить, связано с риском и может привести к увечью, должен сообщить об этом соответствующему лицу, которое должно рассмотреть его жалобу и принять соответствующие меры.
Все моряки должны уметь правильно пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, предназначенными для самозащиты и защиты других членов экипажа. О любых замеченных недостатках в вышеназванных средствах защиты следует сообщать ответственному лицу.
Они должны быть осведомлены об опасности ношения одежды не по росту и длинных волос при выполнении многих работ на борту судна.
Они должны быть осведомлены о преимуществах ношения на рабочих местах защитной нескользящей, обуви и защитного головного убора.
Любой член экипажа, который сталкивается с опасной ситуацией или своими действиями вызывает ситуацию или создает условия, которые могут быть опасными для других, должен немедленно принять, меры, чтобы исправить положение. Если он не справляется один, он должен поставить об этом в известность ответственное лицо, одновременно предприняв необходимые действия, чтобы предупредить любого члена экипажа, который может быть не осведомлен об опасности, угрожающей ему увечьем.
На судне человек подвергается губительному действию травмирующих факторов внешней среды. В случае серьезного несчастного случая каждый моряк должен уметь оказывать первую помощь на месте происшествия. Правильное, своевременное и быстрое оказание первой медицинской помощи подручными средствами позволить сохранить жизнь человеку. Лица, не получившие достаточной подготовки, должны ясно понимать предел своих знаний и навыков. Спасатели не должны пытаться осуществлять такие медицинские манипуляции (процедуры), которыми они не владеют, иначе вместо помощи они рискуют причинить вред.
Каждый член экипажа должен знать в лицо человека, оказывающего первую помощь, и места, где его можно найти. Лицо командного состава умеет оказать квалифицированную первую помощь, отвечает за комплектность судовой аптеки и следит за ее содержимым.
Это учебное пособие предназначено для того, чтобы помочь вам в обсуждении вопросов обеспечения безопасности труда, охраны здоровья, и охраны окружающей среды на своем рабочем месте.
Rating: 4.9 / 5 (Votes: 40)
Reply
zxc ® 16-Nov-2013 10:39
Всегда выручали на курсах по НПБИ, пожарах и медицине
0
Reply
GOOGLE BOT 16-Nov-2013 10:39
 
krm300375@gmail.com 15-Mar-2015 14:24
Подскажите где можно найти ответы на вопросы по курсу начальная подготовка по вопросам безопасности и инструктажа
0
Reply
Ded_baraded 21-Mar-2015 18:23
Может кому пригодиться) Пережал в PDF. Раздачу сделать некогда, sorry) Может кто сделает.
4
Reply
zxc ® 21-Mar-2015 18:45
Также можно файлы пересохранить в docx.
Размер уменьшится более чем вдвое.
0
Reply
Игорь Е. 12-Nov-2016 16:25
Добрый день! Не получается скачать НПБИ. файлы пустые. подскажите, что не так?
0
Reply
dinmiss 24-Apr-2017 20:21
Пожалуйста, помогите. В 3-ей части отсутствуют полностью данные вопросы:
РАЗДЕЛ 5. Личная безопасность и выполнение общественных обязанностей. 5.1 Обеспечение безопасности при палубных работах. 5.2. Меры безопасности в закрытых помещениях. 5.3. Использование средств индивидуальной защиты. 5.4. Маркировка и знаки безопасности. 5.5. Предотвращение загрязнения с судов. 5.6. Предотвращение загрязнения мусором. 5.7. Значение подготовки и учений на судне. 5.8. Знание систем внутри судовой связи и аварийно – предупредительной сигнализации, знание путей эвакуации. 5.9. Борьба экипажа с водой. 5.10. Опасные факторы и причины травматизма на судне. 5.11. Организация вахтенной службы. 5.12 Международный стандартный язык общения на море. 5.13 Требования по употреблению алкоголя и наркотиков на флоте. 5.14. Дисциплина на судне. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Ознакомление членов экипажа с судном и должностными обязанностями (STCW-95 Правило I/14). ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Ознакомление членов экипажа с вопросами безопасности (STCW-95 Правило VI/1.1). ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Применение знаков безопасности.
Может быть, у кого-нибудь есть полная версия? Спасибо!
0
Reply
Similar releases
ON Board Training Record Book Electrical student of an Engineering faculty [2009, PDF]
ON Board Training Record Book for Electrical Engineer Cadet - А.В.Игнатенко,А.В.Мокин [2013, PDF]
Аттестация и проверка знаний штурмана - Maritime Jobs [DOC]
Безопасность и эксплуатация газовозов - Петухов В.А. [1999, PDF/DOC]
Безопасность мореплавания и надводный борт - А.И. Новиков, В.И. Мозолев [2003, PDF]
Безопасность судоходства - С.Ю. Развозов [2014, PDF]
БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА СУДОВОДИТЕЛЯ [19XX-2013, PDF,DjVU,DOC и др.]
Выживание и безопасность на море в вопросах и ответах [1997, PDF]
Выживание и Безопасность на Море. Часть I (Судовые Спасательные Средства) - Антишин В. А., Бойко П.…
Квалифицированный матрос (Able Seaman) - В. В Демидов, А. Н. Пипченко [1997, PDF]
  • Reply

The time now is: Today 17:52

All times are GMT + 3 Hours