ArtGal27 ® 04-Май-2014 08:06
Спасательная операция на месте крушения парома «Севоль» Пошел 16-й день с момента крушения южнокорейского парома «Севоль», жертвами которого стали более 300 погибших и пропавших без вести
Спасатели продолжают доставать тела из затонувшего судна, а вся Южная Корея находится в шоке — с одной стороны от жуткой трагедии, в которой большинство жертв составили невинные подростки, а с другой — от той неприглядной реальности и многочисленных проблемах, которые высветила вся эта шокирующая история.
Потрясения идут уже во всех сферах жизни Южной Кореи — в политике, бизнесе, в обществе. Корейцы же, споря по деталям, согласны в одном: так дальше продолжаться не может, многие основы системы надо менять, чтобы «Севоль» не повторился снова.
Напомним, что южнокорейский паром «Севоль», следовавший по маршруту Инчхон — Чечжу, затонул утром 16 апреля недалеко от юго-западного побережья Корейского полуострова в уезде Чиндо. На борту находились 476 человек, включая пассажиров и членов экипажа. Большинство из находившихся на судне составляли школьники старших классов из города Ансан (школа Танвон). Среди них был и один россиянин —16-летний Серков Вячеслав Николаевич. По предварительным данным, причиной крушения стал слишком резкий маневр судна, что привело к крену, подвижкам груза и «завалу» на борт, опрокидыванию и затоплению. «Севоль» сейчас находится на глубине 37 метров.
«Системный сбой на всех уровнях», «Так больше жить нельзя», «Севоль не был случайностью, это запрограммированная трагедия», «И это наша страна, про достижения которой мы любим хвастаться иностранцам?!», «На наше “экономическое чудо на реке Ханган” есть “антидостижение” в лице “Севоля!”, “Сохэ-ферри”, мост Сонсу, универмаг Сампхун, метро Тэгу, а теперь “Севоль” — мы так ничему и не научились» — такими мучительными для национальной гордости заголовками и выражениями сейчас пестрят корейские издания, продолжая анализировать причины, которые привели к трагедии 16 апреля 2014 года. Эта история всколыхнула всю страну, стала жутким откровением для многих корейцев, а теперь Южная Корея решает: «Кто виноват?» и «Как жить дальше?».
В эти дни многочисленные эксперты, журналисты, общественные деятели скрупулезно анализируют истоки и причины трагедии. Как выяснилось, проблемы были во всей сфере морского транспорта, включая его управление, а потому проблема с «Севолем» была ожидаема.
«Деньги решают все»
Возьмем для начала сам «Севоль». Судно было импортировано из Японии, когда ему было уже 20 лет. А затем его перепроектировали так, чтобы увеличить пассажировместимость, грузовые отсеки и все в ущерб плавучести и безопасности. Заранее было известно, что у судна были проблемы с устойчивостью. Предыдущий капитан «Севоля» жаловался на это, а также на неполадки в рулевых системах, прося произвести ремонт. Но эти просьбы остались без ответа.
Само судно вышло в свой трагический рейс перегруженным примерно в три раза. Уже установлено, что многие грузовики заходили на борт без официальных документов. Скорее всего, для того, чтобы не заявлять облагаемую налогом сумму. В итоге, удобно фирме — она может перевозить больше груза и платить меньше налогов, удобно отправителям — можно по-тихому договориться о транспортировке на удобных условиях, вот только судно пошло перегруженным, угрожая жизням пассажиров. Выяснилось также, что все крепилось в грузовых трюмах с нарушением правил. Как считают следователи, вызванный слишком резким маневром крен спровоцировал подвижки слишком большого и не достаточно закрепленного груза, что и перевернуло «Севоль».
Долгое время было не известно, сколько в точности пассажиров и членов экипажа находилось на борту. Правительство меняло данные пять раз, остановившись в итоге на цифре 476 человек. Однако и она ставится под сомнение. Как выяснилось, было продано еще 37 билетов, в которые не были вписаны имена. Возможно, что на борту было более 500 человек. В любом случае налицо проблемы с регистрацией и учетом пассажиров. А зачем все это? Опять же, занижая официальное число пассажиров, удается снизить облагаемую налогами сумму.
Само судно имело старые спасжилеты, большинство из которых остались еще со времен, когда оно было в Японии. Из 46 спасательных плотов «Севоля» раскрылся только один, а должны были всплыть все после затопления. Попытки сотрудников Службы береговой охраны скинуть капсулы с плотами не привели к успеху — это видно по видеозаписи. Плоты заклинило. А ведь «Севоль» получил сертификат на соответствие требованиям к спасению пассажиров.
Эксперты и местные рыбаки давно говорили: вблизи юго-западной оконечности Корейского полуострова очень опасные места. Это второй по силе морских течений регион в стране. Кроме того, вода там очень своенравная — мощная, часто непредсказуемо меняет направления, а фарватер опасный. Однако, идя в Чечжу или из Чечжу в сторону материка, там можно было «срезать» расстояние и кое-где использовать силу течений, чтобы в итоге сэкономить на топливе. Небезопасно, но можно, главное быть внимательным. «Мы давно удивлялись, как тут большие суда ходят. Эти места досконально не знает никто. Но зато не надо делать крюк, наверное потому тут и ходили», — рассказал журналистам один из рыбаков острова Чиндо. И «доходились»… Морские течения, их сила стали одним из прямых факторов, которые потащили судно и привели к крушению. Все эксперты знали об этой опасности, но ничего не делали, чтобы как-то изменить.
Ты — мне, я — тебе
Другая неприглядная сторона всей системы организации морских перевозок в том, что о ней знали все на всех уровнях, но скрывали либо как минимум смотрели сквозь пальцы. Тот же перепланированный в ущерб требованиям безопасности «Севоль» получил все необходимые разрешения на работу. Перегруженное судно администрация порта выпустила в рейс, когда ко всему прочему был сильный туман. Об опасных маршрутах было давно известно всем чиновникам. В итоге в Корее вновь заговорили о несколько подзабытой теме о «слишком тесных» отношениях между чиновниками и бизнесом.
Традицией для Кореи (хотя и только для нее) является и то, что многие чиновники министерства транспорта, министерства морских дел и прочих государственных контролирующих структур после выхода в отставку продолжают работу в тех самых крупных компаниях морских перевозок либо различных ассоциациях и прочих объединениях представителей бизнеса этой сферы. Это, к слову сказать, проблема не только именно морского транспорта Кореи, но трагедия «полыхнула» именно здесь. В итоге получается, что все друг друга хорошо знают, понимают, что «сегодня я тебя проверяю, но завтра ты мне предложишь хорошее место для пенсионных лет». Все это создало почву для проведения всех проверок, выдачи разрешений и прочих контролирующих действий со стороны властей, не особо акцентируясь на недостатках. «Пока все нормально и ладно, зачем все менять!» — примерно таково было мышление. В эту порочную цепочку, как выясняется, были вовлечены все: начиная от министерств, ассоциации судовладельцев, регистрационных органов и вплоть до капитанов конкретных судов.
Полностью не готовы к ЧП
Корейцы уже поставили себе диагноз: «Трагедия показала, что мы просто вообще не были готовы к такого рода происшествиям. Наша пассивная и запоздалая реакция увеличила количество жертв». Не случайно в эти дни очень серьезная критика слышна в адрес правительства страны. Действительно, вся системы спасательных служб показала свою неготовность к быстрому и эффективному ответу на подобные трагедии.
Следствие уже провело обыски и изъятия документов у всех, кто был задействован в трагедии — Службе контроля за движением по морю в Чиндо, Чечжу, в Западном управлении Службы береговой охраны (СБО) в Мокпхо, в администрации порта Инчхона и многих других местах. Под давлением общественности и СМИ власти пошли на то, что опубликовали записки всех переговоров между капитаном и этими службами. В итоге выясняется, что чиновники проявили пассивность, побоявшись взять на себя ответственность. О действиях капитана и экипажа будет сказано ниже, но и Служба контроля в Чиндо вела себя пассивно, сказав капитану: «Вы же на месте, действуйте по обстановке. Мы не видим ситуацию».
Вместо заявленных правительством «десятков кораблей СБО, ВМС и вертолетов» в первые и самые важные часы трагедии спасение вели лишь, как выяснилось, следующие силы: одно небольшое судно Службы береговой охраны, одна моторная лодка, которая доставляла спасенных от «Севоля» на судно, и три вертолета. А также случайно оказавшиеся в районе трагедии рыбаки. Именно последние, кстати, и спасли больше всего людей. Все остальные силы подошли только тогда, когда паром уже перевернулся, захлопнув в стальной ловушке корпуса сотни людей. И с тех пор ни одного живого больше не было найдено.
Водолазы, на которых возлагались большие надежды на спасение пассажиров с затонувшего парома, оказались на месте трагедии с опозданием в два с половиной часа. Но в их сторону никто не готов кинуть камень: они до сих пор работают с минимальным отдыхом, а тогда до места трагедии вынуждены были ехать на личных автомобилях, а потом на простых судах СБО, приступив к погружениям с тем снаряжением, что было у них под рукой. Вертолет же Службы спасения 119 в день трагедии был занят тем, что перевозил губернатора провинции Южная Чолла. Понятно, что «кто же мог предугадать?», но с таким подходом это было ожидаемым. В итоге «золотое время», когда реально можно было спасти еще много людей помимо нынешнего количества выживших в 174 (из 476) человека, было упущено.
Людей шокировало также и то, что первое сообщение о крушении парома службы спасения получили от школьника, который был на борту. Пареньку при этом не поверили, посчитав за баловство. Сейчас уже установлено, что тот школьник так и погиб, оставшись внутри парома.
Люди решили все
«А что я могу теперь говорить своим детям? Как я могу им говорить: “Слушайтесь взрослых”. Мы, взрослые, сами угробили своих же детей. Другого слова не подобрать», — таковы слова, которые сказал корреспонденту «РГ» один из знакомых корейцев. «Дети, извините нас, хотя мы вашего прощения не достойны» — таково содержание одного из рисунков в корейской газете. Да, теперь уже ясно, что спасти можно было если не всех, то очень многих. Даже в случае с завалом и крушением «Севоля» можно было обойтись минимальными жертвами.
Про не самые оперативные действия Служб спасения было уже сказано, а потому теперь несколько слов о вопиющем поведении большинства членов экипажа. Все телеканалы Кореи до сих показывают видеозаписи, где 69-летний капитан «Севоля» в одной рубашке и трусах одним из первых покидает тонущий лайнер, бросив на произвол судьбы пассажиров. Точно также поступило и большинство членов экипажа, которые по служебному переходу ушли и дожидались спасателей. Их первых и спасли. Все выжившие 15 членов экипажа арестованы и их будут судить.
Но самым вопиющим оказалось то, что несмотря на свое бегство, на чрезвычайную ситуацию, когда было ясно, что судно гибнет, экипаж по внутреннему радио несколько раз озвучивал приказание для «школьников и преподавателей» «оставаться на своих местах и ни в коем случае не выходить». Видео, которое было получено из смартфона одного из погибших показывает: дети так и сидели все это время, ожидая помощи. Они видели, как кто-то начал прыгать за борт, но тут же звучит по радио «одеть жилеты и оставаться на местах». Они все сидели и ждали и в итоге погибли. А их реально могли спасти, надо было просто дать команду выйти на внешние палубы и покидать судно. Теперь можно понять, почему всему экипажу сейчас собираются вменить не только «преступную халатность», но и «убийство по неосторожности». Именно действия экипажа во главе с капитаном резко увеличили количество смертей. Капитан же проигнорировал и отданное в итоге Службой контроля за движением морского транспорта Чиндо указание приступить к эвакуации пассажиров, но нашел время на переговоры с руководством компании, которой принадлежал паром. Опять же упущенное «золотое время».
Были и свои герои и среди экипажа. В Корее восхищаются поведением 22-летней сотрудницы судна Пак Чи Ён, которая выводила детей, спасла многих, уговорила покинуть судно, отдала свой жилет, а сама в итоге погибла. Но все выжившие из экипажа не только бросили пассажиров, но и сделали так, что погибло людей гораздо больше.
Известная поговорка «кадры решают все» показала свою ужасающую правду в этой трагедии. Да, экипаж, капитан в первую очередь очень многое решили. Были выявлены и другие нарушения. До сих пор остаются вопросы, почему капитан оказался в таком неприглядном виде — в одних трусах, вместо того, чтобы быть в униформе. На мостике его не было. С другой стороны, оказалось, что на капитанском мостике были посторонние, включая филиппинскую певицу, которая работала на судне.
В первый же день трагедии возник вопрос: «Кто управлял судном в момент трагедии?» Оказалось, что им управляла 25-летняя женщина, третий помощник капитана, которая на «Севоле» работала менее 5 месяцев, а во флот пришла вообще только год назад. Они впервые управляла судном, идя от Инчхона в сторону Чечжу. И именно она отдала приказ сделать слишком резкий поворот. Да, выяснилось, что в этом месте действительно надо было менять курс, но вместо осторожных 10 градусов было сделан поворот на 45 градусов, что привело к крену, затем подвижкам груза, новому крену и опрокидыванию. В любом случае эти места известны морякам своим коварством, а потому управление должен был контролировать более опытный человек. Правда до сих пор не исключена возможность, что резкий поворот был усугублен и неисправностью рулевых систем судна.
Недавно также выяснилось, что первый помощник капитана «Севоля» начал работу на этом пароме буквально за день до трагического рейса, а именно он контролировал груз. Из 15 выживших членов экипажа 8 работали на этом рейсе менее полугода. Учения с экипажем на случай возникновения ЧП не проводились вообще. Стоит ли после всего этого удивляться, что большинство экипажа так себя повело и бросило людей?
Теневые схемы и серый кардинал Ю
Понятно, что сразу же бросились искать виновных. Помимо конкретных «стрелочников» в лице капитана, выжившего экипажа взоры обратились и в сторону компании, которой принадлежал «Севол» — «Чхонхэчжин Хэун». В итоге следователи сейчас уверены, что она входит в состав более крупной «бизнес-группы» «Семо», которой реально заправляет через своих представителей Ю Бён Он. По поводу Ю скандалы возникали уже неоднократно. Появилась и «религиозная составляющая». Многие подозревают, что ко всем этим схемам причастна и «Секта спасения», которую Ю основал со своим тестем. Есть подозрения о причастности секты к массовому самоубийству в 1987 г. Но до сих пор ничего не было доказано, а Ю удавалось выйти сухим из воды. Ю и сейчас утверждает, что «не имеет отношения к трагедии», пообещав, впрочем, «отдать все свое имущество в качестве компенсации семьям погибших». Но группа «Семо» управляется двумя сыновьями Юна и семью его друзьями. Кроме того, как уверены следователи, Ю лично получает деньги через различные схемы, включая плату за использование многочисленных торговых марок (конкретно за использование названия «Севоль» Ю получал около тысячи долларов за каждый рейс парома), предоставление туманных консалтинговых услуг через подставные компании. Ю также получал большие суммы за свои фотографии, которые делал. Правда за шедевры почему-то платили те, кто был связан с «Семо».
Сейчас есть подозрения, что Ю смог коррумпировать многих политиков, чиновников и представителей контролирующих органов. Скандал спровоцировало и разоблачение в рядах руководства СБО. Оказалось, что глава Управления сбора информации СБО Ли Ён Ук в прошлом семь лет был членом «Секты спасения» и работал на группу «Семо» 10 лет. А именно Ли координировал все это время работу Службы береговой охраны по спасению и прочие усилия. Вскрытые журналистами разоблачения заставили сегодня руководство СБО перевести Ли на другой пост. Он сам утверждает, что уже давно расстался с «Сектой спасения» и «Семо», но понятно, что данные факты кидают тень на всю организацию спасательных работ.
На днях также все сильнее стали подозрения по поводу того, что между Службой береговой охраны (СБО) и нанятой для организации спасательных работ частной компанией «Undine» существуют также определенные отношения, которые позволяют строить предположения о коррупции. Так, стали подтверждаться слухи о том, что СБО в самом начале не дала возможности приступить к работе водолазам из спецназа ВМС, настаивая, что первыми должны уйти под воду специалисты «Undine». Кроме того, уже подтверждено, что на частных водолазов, которые на самом деле первыми обнаружили трупы погибших, было оказано давление, чтобы в прессу было сообщено об обнаружении тел водолазами именно «Undine». После начала скандала СБО принесла извинения и подтвердила, что первые находки сделали обычные частные дайверы. «Undine» же связана с группой «Семо». Так что тень «серого кардинала Ю» постоянно появляется во всей этой истории. Он же утверждает, что его пытаются сделать «козлом отпущения» и «демоном», повесив на него всю вину.
Политическая буря против президента и правительства
Трагедия с «Севолем» очень быстро получила и внутриполитическое измерение в Южной Корее. Сразу же началась критика в адрес правительства страны и лично президента Пак Кын Хе. Большую популярность приобрел пост известного корейского режиссера Пак Сон Ми, обращенный президенту Пак Кын Хе на тему: «Причины, почему вы не должны быть президентом». Этот пост был размещен в разделе «Объявления пользователей» на сайте администрации президента. На первый же день его просмотрели более 500 тысяч пользователей, многие из которых разместили его на своих личных страничках в соцсетях. Сам же сайт администрации президента несколько раз выходил из строя из-за резкого роста количества пользователей. И большинство из них критиковало действия правительства.
Многие корейцы считают президента ответственной за то, что она допускала существование подобной системы, которая привела к трагедии, что ее подчиненные действовали не самым лучшим образом, что само правительство и соответствующие госслужбы не оказались готовы работать быстро и решительно. Многие вспомнили и то, что с приходом Пак она в названии министерства безопасности и управления поставила вперед именно слово «безопасность», с обеспечением которой в первую очередь и возникли проблемы на «Севоле».
Журналисты и родственники погибших продолжают озвучивать факты, которые выставляют правительство не с самой лучшей стороны. Репортеры смогли получить в свое распоряжение документ, из которого следует, что было дано указание создать специальную группу в правительстве для контроля над содержанием сообщений СМИ о трагедии. Один из помощников президента в первый же день разослал журналистам смс просьбой «не критиковать правительство, а помогать», отложив негативные комментарии на потом. Правительство признало факт создания группы, но отрицает, что оно пыталось «давить на прессу». Впрочем, многие журналисты уверены в обратном.
Правда следует также признать, что время от времени в Интернете возникали и распространялись такие слухи и факты «псевдосвидетелей», что действительно требовали вмешательства властей. Объявились лживые «водолазы», за скандальные интервью с которыми которым пришлось извиняться самим газетам. Были и те (в первую очередь подростки), кто выдавал себя за оставшихся на «Севоле» пассажиров, будоража общественность и в первую очередь родных пропавших без вести. Такие «лжесвидетели» арестованы и ждут наказания.
Но и со стороны властей всплыли факты искажения информации о том, как идут спасательные работы. Недавно СБО признала, что вместо заявлений о работавших на месте трагедии 500-700 водолазов реально работали 10-20 человек, а остальные «сотни» были вспомогательным персоналом. В общем, в эти дни претензии к руководству Южной Кореи можно услышать очень часто.
В итоге в отставку подал, взяв на себя ответственность за трагедию, премьер-министр Южной Кореи Чон Хон Вон. Сама Пак Кын Хе принесла официальные извинения за все выявленные недостатки и выразила соболезнования семьям жертв. Но и здесь все обернулось против лидера страны. Представители семей погибших заявили, что «не принимают извинений президента». Им не понравилось то, в какой форме это было сделано — не перед народ, не перед семьями погибших, а в ходе заседания Госсовета Южной Кореи в окружении лишь чиновников. Да и стиль посещения президентом Пак Кын Хе центра прощания с погибшими в Ансане родственники жертв назвали «съемкой в коммерческой рекламе». Волна в итоге поднялась весьма сильная. Не исключено, что Пак Кын Хе придется извиняться снова.
Одновременно приближаются выборы в местные органы власти, которые запланированы на 4 июня. Высока вероятность, что избиратели выскажут свое недовольство руководством страны и правящей партией и в ходе голосования.
«Так жить дальше нельзя…» или «Мы ничему не учимся»?
Ведущее корейского информагентство «Енхап» сегодня начало публикацию серии статей под общей рубрикой: «Так жить дальше нельзя». Журналисты подробно разбирают все выявленные недостатки и проблемы, размышляя о том, что надо сделать для исправления. Действительно, ощущение того, что «так больше нельзя» и «надо что-то делать» присутствует в обществе после трагедии с «Севолем».
Журналисты и эксперты уже неоднократно говорили в эти дни: «Мы ничему не научились», вспоминая другие крупные трагедии, которые также стали во многом следствием аналогичных «системных сбоев». «Прошел 21 год и трагедия повторилась» — написало влиятельное издание «Тона Ильбо», вспоминая трагедию 1993 года, пугающе похожую на крушение «Севоля». Тогда в октябре затонул паром «Сохэ-Ферри». Погибли 292 человек. И вот в 2014 г. это повторяется в еще более страшной форме, когда в основном погибли подростки, которых реально можно было спасти.
Определенные меры уже начали приниматься. Заявлено о создании отдельной структуры, которая будет отвечать за комплексную политику и реагирование в случае подобных катастроф. Будут изменены правила и порядок действий на случай ЧП. Увеличен бюджет на меры по безопасности. Одни за другим следуют аресты в контролирующих структурах, уходят со своих постов многие влиятельные чиновники и прочие функционеры. Корея осознала, что «дальше так нельзя», но как именно быть дальше и получится ли сделать так, чтобы не было новых «севолей» — это еще придется определить.
Понятно, что непосредственные виновные будут наказаны, в вот реально ли будет изменена вся система и все порочные практики, которые высветил «Севоль» — это большой вопрос. И ответить на него смогут только сами корейцы. Станет ли это действительно страшным и трагическим, но все же очищением либо накажут «стрелочников», оставив все по сути без серьезных реформ? Такая дилемма сейчас перед Кореей.
Справка «РГ»
Крупные техногенные трагедии в Южной Корее (с 1990-х гг.)
10 октября 1990 г. — крушение парома «Сохэ-Ферри» у западного побережья. Погибли 292 человека. Причины — плохая погода, ветер, перегруз судна.
21 октября 1994 г. — падение пролета моста Сонсу, связывающего ряд ключевых районов Сеула. Погибли 32 человека, ранены 17. Причины — нарушений правил при проектировке и строительстве моста.
28 апреля 1995 г. — взрыв газа в метро города Тэгу. Погибли 101 человек, ранены — 117. Причины — утечка газа при строительстве здания и проникновение в метро.
29 июня 1995 г. — крушение универмага «Сампхун» в одном из центральных районов Сеула. Погибли 502 человека, пропали без вести — 6, ранены — 937. Причины — нарушение правил при проектировании и строительстве здания.
18 февраля 2003 г. — поджог в метро города Тэгу. Погибли 190 человек. Причины — действия человека с психическими отклонениями и неоперативные действия спасателей.
17 февраля 2014 г. — обрушение крыши пансионата в окрестностях города Кенчжу, где собрались студенты-первокурсники. Погибли 10 человек, десятки ранены. Причины — нарушение правил строительства и сильный снегопад.
16 апреля 2014 г. — крушение парома «Севоль» у юго-западного побережья Корейского полуострова. Жертвы (на 1 мая 2014 г.): 213 погибших, 89 — без вести. Спасены 174. Причины — совокупность факторов: нарушение правил безопасности при перепроектировке судна, перегруз парома, неверные действия экипажа, пассивность спасательных служб и прочее.
Следствие продолжается.
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Для капитана требуют смертной казни
Инженер «Севоля» не заметил никаких неисправностей перед крушением
Вес груза на затонувшем судне «Севол» превышал норму в 3,5 раза
Пассажирское судно тонет у берегов Южной Кореи
Крушение Sewol: капитан покинул тонущее судно первым
Ужасные свидетельства очевидцев катастрофы парома в Таиланде
В Южной Корее арестован глава компании - оператора затонувшего парома
Южнокорейская полиция пообещала $500 тыс. за сведения о настоящем владельце затонувшего парома
У берегов Чукотки затонул южнокорейский корабль, 54 моряка пропали без вести
Гибель парома на Нигере
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 19:04

Часовой пояс: GMT + 3