Вопросы ко Дню Океанов: лоцманская служба, кибербезопасность, экология Ежегодно 8 июня отмечается Всемирный День Океанов (World Ocean`s Day). Процессы, протекающие в глубинах Мирового океана, определяют существование экосистемы всей планеты Земля. Океаны - это лёгкие планеты, обеспечивающие большую часть кислорода, необходимого для дыхания человека. Океан формирует климат на Земле, поглощает более 30% производимого углекислого газа, что сглаживает последствия глобального потепления. До 90% вулканической деятельности происходит под водами океанов, которые существовали на планете ещё за 3 миллиарда лет до появления человека. Основными проблемами экологии океанов сегодня являются: рост интенсивности судоходства, загрязнение отходами цивилизации, особенно пластиком, перелов рыбы. Это приводит к окислению и повышению температуры воды, подводному шуму, таянию льдов Арктики и Антарктики. Хочу поздравить с Днём Океанов всех, кто связан с морем - океанологов, рыбаков, моряков, экологов, ихтиологов, а также всех граждан планеты Земля, кто осознаёт взаимосвязь цивилизации и планеты. Наша цель – привлечь внимание всех стран к состоянию экологии Океана, его самочувствию и потенциалу. Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова Лоцманские службы в глобальной миссии по защите экологии моря В этот день хочется сказать о древней и уникальной профессии лоцмана, вспомнить имена известных в мире лоцманов, с участием которых открывались и наносились на карты материки, континенты, острова, моря и проливы, под проводкой которых корабли проходили сложные и опасные воды, заходили в гавани. Среди них: Мартин Винсенте, Бартоломей Руис, Му`аллим Ахмад ибн Маджид, российский император Пётр Первый, американский писатель Марк Твен и удивительный серый дельфин Пелорус Джек, около четверти века (в 1888-1912 гг.), сопровождавший суда, пересекавшие пролив Кука между Южным и Северным островами Новой Зеландии. Лоцманы традиционно входили в морскую элиту и часто находились на службе при королевских дворах монархов. Возвращаясь в наши дни, следует отметить, что из всех аварий морских судов в мировом океане 90% происходит в прибрежной зоне, большая часть из них в проливах и узкостях, а 70% из них в портах и на подходах к ним. Учитывая рост интенсивности судоходства, следует особо отметить роль лоцманских служб в сохранении экологии моря. Работа лоцманов относится к сфере публичных интересов государств в части обеспечения безопасности мореплавания в национальных акваториях и сохранения водной среды жизнеобеспечения человечества. В своих оценках и действиях лоцманы должны быть независимы от влияния коммерческих интересов частных лиц - судовладельцев, грузовладельцев, владельцев терминалов. Именно благодаря эффективной организации и развитию своих лоцманских служб прибрежные страны участвуют в глобальной миссии по предотвращению аварий, разливов и загрязнений на море. В основе лежит принцип универсального обслуживания - безопасная и эффективная лоцманская проводка в равной степени без какой-либо дискриминации для всех пользователей портов. На данном направлении важна консолидация усилий, контроль и ответственная позиция всего мирового сообщества в части недопущении элементов коммерциализации лоцманских служб и рыночной конкуренции среди них. «Конечным выгодополучателем лоцманской услуги является государство и его народ», - такова позиция Европейской и Международной ассоциации лоцманов (EMPA и IMPA). В международно-правовом поле лоцманская деятельность сегодня осуществляется в рамках целого ряда конвенций ООН, резолюций ИМО, позиции Европейской и Международной ассоциации лоцманов. Среди основных таких документов – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., часть XII которой посвящена защите морской среды (ст.192, 235,218 и 219), резолюция ИМО А.159 (ES.IV), рекомендующая государствам–членам ИМО организовать у себя систему лоцманского обслуживания наиболее эффективным способом, резолюция ИМО А.960, регламентирующая подготовку, квалификацию и порядок работы морских лоцманов, а также резолюция ИМО А 1081, которая содержит рекомендации по работе лоцманов открытого моря на Балтике. В будущем на первый план выйдет морская кибербезопасность Сейчас мы наблюдаем стремительное развитие технологий во всех сферах нашей жизни и в 2020-м году темой этого Дня: «Инновации для устойчивого океана». Потребность в новых технологических решениях для восстановления экологии очевидна. Однако, каким будет океан будущего напрямую зависит от того, как будет развиваться судоходство – вопрос, который волнует футурологов и экспертов ещё с начала 80-х годов прошлого века. Каково будет соотношение обычных и автономных судов? Есть те, кто хочет сократить экипаж в пользу автоматизации судов и берегового управления, пожертвовать романтикой моря обосновывая свою позицию чисто бизнес-интересом - экономией до 50% на эксплуатационных расходах судна. Но подавляющая часть морского сообщества считает, что автономное судоходство безусловно будет развиваться, но затронет только лишь некоторые ниши. В частности, это могут быть небольшие поисковые и функциональные суда хозяйственного назначения, портофлот, и военная сфера. В данном случае на первый план выходит морская кибербезопасность. Многое будет зависеть от развития данного сегмента. В любом случае приоритет останется за безопасностью мореплавания и экологией, никто не станет рисковать большим танкером без экипажа на борту гружёным нефтепродуктами, который месяцы находится в море и оборудование которого элементарно может потребовать оперативного ремонта. Думаю, что в вопросе с переходом на автономное судоходство будет пропорция в пользу экологии и человека. Право на благоприятную окружающую среду- акцент глобальной повестки Сегодня в России активно обсуждается тема внесения изменений в Конституцию. В связи с этим хочу обратить внимание на статью 42 Конституции, в которой говорится о праве гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на благоприятную окружающую среду является фундаментальным правом современного человека в условиях глобального экологического кризиса и трансформации цивилизационного сознания в направлении экологического партнёрства человечества и планеты. Это право гражданина подразумевает гарантию обеспечения государством основы его жизнедеятельности - нормальных экологических, экономических и эстетических условий жизни своих граждан. В условиях 2020 - 2021 гг. и перспективу конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду приобретает особый смысл как основная обязанность государства по отношению к своим гражданам. Это акцент глобальной повестки, актуальный не только для России, но и для многих стран.-Источник: morvesti.ru
You can post new topics in this forum You can reply to topics in this forum You cannot edit your posts in this forum You cannot delete your posts in this forum You cannot vote in polls in this forum You can attach files in this forum You can download files in this forum
Ежегодно 8 июня отмечается Всемирный День Океанов (World Ocean`s Day). Процессы, протекающие в глубинах Мирового океана, определяют существование экосистемы всей планеты Земля. Океаны - это лёгкие планеты, обеспечивающие большую часть кислорода, необходимого для дыхания человека. Океан формирует климат на Земле, поглощает более 30% производимого углекислого газа, что сглаживает последствия глобального потепления. До 90% вулканической деятельности происходит под водами океанов, которые существовали на планете ещё за 3 миллиарда лет до появления человека.
Основными проблемами экологии океанов сегодня являются: рост интенсивности судоходства, загрязнение отходами цивилизации, особенно пластиком, перелов рыбы. Это приводит к окислению и повышению температуры воды, подводному шуму, таянию льдов Арктики и Антарктики.
Хочу поздравить с Днём Океанов всех, кто связан с морем - океанологов, рыбаков, моряков, экологов, ихтиологов, а также всех граждан планеты Земля, кто осознаёт взаимосвязь цивилизации и планеты. Наша цель – привлечь внимание всех стран к состоянию экологии Океана, его самочувствию и потенциалу.
Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова
Лоцманские службы в глобальной миссии по защите экологии моря
В этот день хочется сказать о древней и уникальной профессии лоцмана, вспомнить имена известных в мире лоцманов, с участием которых открывались и наносились на карты материки, континенты, острова, моря и проливы, под проводкой которых корабли проходили сложные и опасные воды, заходили в гавани. Среди них: Мартин Винсенте, Бартоломей Руис, Му`аллим Ахмад ибн Маджид, российский император Пётр Первый, американский писатель Марк Твен и удивительный серый дельфин Пелорус Джек, около четверти века (в 1888-1912 гг.), сопровождавший суда, пересекавшие пролив Кука между Южным и Северным островами Новой Зеландии. Лоцманы традиционно входили в морскую элиту и часто находились на службе при королевских дворах монархов.
Возвращаясь в наши дни, следует отметить, что из всех аварий морских судов в мировом океане 90% происходит в прибрежной зоне, большая часть из них в проливах и узкостях, а 70% из них в портах и на подходах к ним. Учитывая рост интенсивности судоходства, следует особо отметить роль лоцманских служб в сохранении экологии моря. Работа лоцманов относится к сфере публичных интересов государств в части обеспечения безопасности мореплавания в национальных акваториях и сохранения водной среды жизнеобеспечения человечества. В своих оценках и действиях лоцманы должны быть независимы от влияния коммерческих интересов частных лиц - судовладельцев, грузовладельцев, владельцев терминалов. Именно благодаря эффективной организации и развитию своих лоцманских служб прибрежные страны участвуют в глобальной миссии по предотвращению аварий, разливов и загрязнений на море. В основе лежит принцип универсального обслуживания - безопасная и эффективная лоцманская проводка в равной степени без какой-либо дискриминации для всех пользователей портов. На данном направлении важна консолидация усилий, контроль и ответственная позиция всего мирового сообщества в части недопущении элементов коммерциализации лоцманских служб и рыночной конкуренции среди них. «Конечным выгодополучателем лоцманской услуги является государство и его народ», - такова позиция Европейской и Международной ассоциации лоцманов (EMPA и IMPA).
В международно-правовом поле лоцманская деятельность сегодня осуществляется в рамках целого ряда конвенций ООН, резолюций ИМО, позиции Европейской и Международной ассоциации лоцманов. Среди основных таких документов – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., часть XII которой посвящена защите морской среды (ст.192, 235,218 и 219), резолюция ИМО А.159 (ES.IV), рекомендующая государствам–членам ИМО организовать у себя систему лоцманского обслуживания наиболее эффективным способом, резолюция ИМО А.960, регламентирующая подготовку, квалификацию и порядок работы морских лоцманов, а также резолюция ИМО А 1081, которая содержит рекомендации по работе лоцманов открытого моря на Балтике.
В будущем на первый план выйдет морская кибербезопасность
Сейчас мы наблюдаем стремительное развитие технологий во всех сферах нашей жизни и в 2020-м году темой этого Дня: «Инновации для устойчивого океана». Потребность в новых технологических решениях для восстановления экологии очевидна. Однако, каким будет океан будущего напрямую зависит от того, как будет развиваться судоходство – вопрос, который волнует футурологов и экспертов ещё с начала 80-х годов прошлого века. Каково будет соотношение обычных и автономных судов? Есть те, кто хочет сократить экипаж в пользу автоматизации судов и берегового управления, пожертвовать романтикой моря обосновывая свою позицию чисто бизнес-интересом - экономией до 50% на эксплуатационных расходах судна. Но подавляющая часть морского сообщества считает, что автономное судоходство безусловно будет развиваться, но затронет только лишь некоторые ниши. В частности, это могут быть небольшие поисковые и функциональные суда хозяйственного назначения, портофлот, и военная сфера. В данном случае на первый план выходит морская кибербезопасность. Многое будет зависеть от развития данного сегмента. В любом случае приоритет останется за безопасностью мореплавания и экологией, никто не станет рисковать большим танкером без экипажа на борту гружёным нефтепродуктами, который месяцы находится в море и оборудование которого элементарно может потребовать оперативного ремонта. Думаю, что в вопросе с переходом на автономное судоходство будет пропорция в пользу экологии и человека.
Право на благоприятную окружающую среду- акцент глобальной повестки
Сегодня в России активно обсуждается тема внесения изменений в Конституцию. В связи с этим хочу обратить внимание на статью 42 Конституции, в которой говорится о праве гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на благоприятную окружающую среду является фундаментальным правом современного человека в условиях глобального экологического кризиса и трансформации цивилизационного сознания в направлении экологического партнёрства человечества и планеты. Это право гражданина подразумевает гарантию обеспечения государством основы его жизнедеятельности - нормальных экологических, экономических и эстетических условий жизни своих граждан. В условиях 2020 - 2021 гг. и перспективу конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду приобретает особый смысл как основная обязанность государства по отношению к своим гражданам. Это акцент глобальной повестки, актуальный не только для России, но и для многих стран.-Источник: morvesti.ru