janataly ® 15-Фев-2015 19:17
Тема нелегальной миграции в судоходной отрасли в последние годы набирает обороты. Проблема незаконных мигрантов, дрейфующих на утлых суденышках в открытом море, и беженцев, пытающихся «зайцами» доплыть на судах в землю обетованную, всерьез затронула моряков во всем мире. Специалисты рассказывают о том, какая ответственность предусмотрена в ситуациях с перевозкой «нелегалов» или «зайцев» на морских судах.
В отношении безбилетных «зайцев» моряки руководствуются Брюссельской конвенцией 1957 года. И хотя она так и не вступила в силу, ее положения принято выполнять. В отношении беженцев (нелегальных мигрантов) моряки соблюдают нормы Международной конвенции о статусе беженцев 1951 года. Российские моряки или суда, работающие под российским флагом, также могут обращаться к Федеральному закону РФ от 19 февраля 1993 года «4528-I» «О беженцах».
Ситуация вокруг нелегальной миграции с каждым годом усугубляется. Поток нелегальных мигрантов из Африки давно стал головной болью для стран Евросоюза. Так, например, за прошедший год число мигрантов, пытающихся морем достичь Италии, значительно возросло. Многие люди в поисках лучшей доли отправляются в сторону Апеннинского полуострова с побережья Ливии на «ржавых посудинах».
За минувший год Италия спасла около 150 тысяч мигрантов, найденных в Средиземном море, большинство из них – выходцы из стран Северной Африки и Ближнего Востока. За этот же период около трех тысяч человек утонули.
Недавно было решено, что Италия сворачивает свою программу по спасению беженцев, итальянские власти заявили, что более не могут финансировать спасательные работы, т.к. это дает мигрантам ложную надежду, тем самым число жертв только увеличивается. Отметим, программа была разработана после трагедии, которая произошла вблизи итальянского острова Лампедуза (Средиземное море), где утонули более 300 мигрантов.
Последним нашумевшим случаем нелегальной миграции стала трагедия, произошедшая в августе 2014 года, когда в британском порту Тилбери полиция нашла 30 беженцев, которые прятались в контейнере. Судно, на котором контейнер прибыл в Великобританию, следовало из Бельгии. Не обошлось без жертв – погиб один человек, многих госпитализировали.
В октябре этого года, британский МИД заявил, что Великобритания более не будет участвовать в операциях по спасению беженцев в Средиземном море.
Сегодня страны ЕС сокращают финансирование программ по спасению беженцев. Так, например, итальянская программа «Маре нострум», ныне не действующая, за последний год помогла спасти десятки тысяч человек, бежавших из Северной Африки. Новая программа «Тритон» европейского агентства по безопасности внешних границ «Frontex», которая приступила к спасательным работам осенью этого года, финансируется в несколько раз ниже, чем «Маре нострум».
Когда капитан за беженцев в ответе
«Вопросы о «зайцах» и мигрантах тесно связаны между собой и их сложно разделить. «Зайцы» или безбилетные пассажиры зачастую это те же беженцы, которые используют нелегальные способы транспортировки в страны с высоким уровнем жизни. Беженцы выбирают самостоятельный путь на лодках, суденышках, баржах в районе Средиземного моря, в районе Вьетнама и Таиланда. А «зайцы» используют «чужие» судна, которые уходят в рейс. Там они прячутся в надежде, что их не обнаружат. И по прибытии в пункт назначения стараются незамеченными покинуть судно, сходят на берег той страны, где планируют обосноваться», – разъясняет президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов (ДВ АМК), председатель первичной профсоюзной организации моряков города Владивостока Российского профсоюза моряков (ППОМ РПСМ) Петр Осичанский.
По его словам, беженцы чаще всего используют доступное средство передвижения – небольшие пароходы, рыбацкие судна типа сейнера (морское рыболовное судно типа траулера, обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части). Это не очень большие суда, поэтому это действительно сложно сделать. Если мимо проходит судно торгового флота, то капитан должен принять правильное решение, в противном случае он понесет ответственность за жизнь людей.
«Если судно обнаруживает нелегальных мигрантов, беженцев в территориальных водах какой-то определенной страны и им не грозит прямая опасность для здоровья и жизни, то он вызывает береговую или спасательную службу той страны. Таким образом, забота о них переходит в юрисдикцию государства, в чьих водах оказались мигранты», – говорит координатор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Сергей Фишов.
По словам специалистов, если погодные условия позволяют людям находиться на судне без угрозы для здоровья, экипаж может поделиться с ними запасами воды и продовольствия, и не брать их на борт. Достаточно сообщить об этом властям.
«При штормовой погоде и если беженцы терпят бедствие, отделаться продуктами и водой не получится, людей придется принять на борт судна и доставить в ближайший порт, предварительно предупредив об этом портовую администрацию или отвезти беженцев в порт назначения, в зависимости от ситуации. В этом случае капитан должен быть освобожден от ответственности за то, что он их привез на территорию того или иного государства. Более того, он может быть поощрен за спасение людей», – поясняет Осичанский.
Если же беженцы терпят бедствие в международных водах, то тогда вступают в силу международные требования по спасению беженцев согласно Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года. Конвенция, основанная на гуманных принципах, регулирует, как необходимо поступать по отношению к людям, которые претендуют на статус беженца или находятся в этом статусе.
«Конвенция, по сути, обязывает капитана спасти беженцев, и это, с одной стороны, правильный поступок, а, с другой, вызывает недовольство компании-судовладельца, для которого это оборачивается непредвиденными расходами. Моряки неоднократно обсуждали эти вопросы на ассамблеях, конференция и других мероприятиях. Также ребята пишут различные обращения в морские организации и правительства разных стран, с целью решения этого вопроса, – рассказывает Осичанский. – В случае с беженцами вину и материальную ответственность «повесят» на капитана и членов экипажа или судовладельца. В случае с зайцами все по-другому, это связано с тем, что вина лежит на членах экипажа судна, т.к. вахта пропустила посторонних на судно по своему недосмотру. И совсем другое дело, когда в море терпят бедствие люди (нелегальные мигранты), у них может не быть воды, они могу голодать, болеть. Это другая ситуация, когда речь идет о спасении человеческих жизней».
В любом случае капитан не имеет права оставить беженцев, терпящих бедствие и уж тем более не имеет права не вмешиваться, если люди гибнут. В этом случае ему придется нести за это ответственность по закону.
За «зайцев» придется ответить материально
Нелегальный пассажир (заяц, stowaway) проникший на судно или мигрант на своем средстве передвижения не имеют права пересекать границу другой страны без визы страны, в порт которой направляется судно. Иногда нелегальный мигрант остается на судне до тех пор, пока оно не прибудет в родную страну, откуда вышло.
«Капитан или судовладелец договариваются с представителями стран или организациями из числа тех, которые занимаются проблемами нелегальной миграции», – поясняет Сергей Фишов.
В случае обнаружения зайца или зайцев на судне, судовладелец несет полную ответственность за его здоровье, жизнь и содержание, чем доставляет морякам множество проблем, главным образом, материального характера. Им обязаны предоставить каюту для проживания, спальные принадлежности, одежду по сезону и полноценное питание наравне со всеми членами экипажа судна. После высадки на берег их встречают представители государственных органов страны, куда прибыло судно.
«Конвенция, по сути, обязывает капитана спасти беженцев, и это, с одной стороны, правильный поступок, а, с другой, вызывает недовольство компании-судовладельца. На ассамблеях эти вопросы обсуждались, и всюду говорилось, что к беженцам надо относиться гуманно. Есть Конвенция о беженцах, которая регулирует отношения с беженцами, как с ними поступать в разных случаях. Она основана на гуманных принципах, которые приходится соблюдать, поэтому я бы сказал, не позавидуешь тому капитану, которому придется спасать беженцев. Потому что нарушать права человека запрещено, даже если это безбилетный пассажир или нелегальный мигрант», – комментирует ситуацию Осичанский.
По его словам, сошедших на берег «зайцев» устраивают в лагеря беженцев или обеспечивают проживание в хорошей гостинице, и в случае необходимости оплачивают медицинские услуги. Все эти расходы ложатся на виновную сторону – владельца судна, на котором они прибыли в порт, а тот в свою очередь расходы раскидывает на проштрафившихся моряков. Кроме того, судовладелец обязан оплатить «зайцам» дорогу домой. Считается, что незаконное проникновение безбилетных пассажиров на судно произошло по недосмотру экипажа, что обеспечило их незаконное прибытие в страну.
«В случае с беженцами вину и материальную ответственность повесят на капитана. В случае с зайцами все по-другому, это связано с тем, что вахта пропустила посторонних на борт судна. Лучший вариант, когда какое-либо государство на пути следования разрешит пересечь границу и высадить их на берег. Были случаи, когда моряки, чтобы избежать проблем, просто убивали «зайцев», а тела сбрасывали за борт», – говорят специалисты.
Герои фильма, но не герои в жизни
Беспрецедентный по своей жестокости случай расправы над безбилетными пассажирами произошел в 1992 году на контейнеровозе «MC Ruby», работающем под флагом Монако. Экипаж судна состоял из украинских моряков под руководством капитана Владимира Ильницкого. Когда контейнеровоз вышел из порта Такоради (Гана, Западная Африка) в порт Гавр (Франция), на нем спрятались девять ганийских «зайцев», которых обнаружили во время рейса.
«На судне всех девятерых человек убили, затем выбросили за борт. Но один ганиец спасся и по прибытии в порт назначения незамеченным покинул судно, спустившись по якорной цепи. Он доложил о бойне во французскую полицию. В суде вина капитана была полностью доказана, участие в его дальнейшей судьбе приняли капитаны Международной ассоциации капитанов (МАК) и французские капитаны, т.к. он сидел в тюрьме во Франции. В той истории вина капитана все-таки была налицо, пусть морального плана, но, тем не менее, была, не зря ведь приговор был таким суровым – 30 лет лишения свободы», – говорит Осичанский.
Экипаж, состоящий из украинских моряков, не хотел терять свою зарплату, понимая, что «отвечать рублем» придется им. Поэтому они приняли решение всех перестрелять, выбросить тела за борт, будучи в совершенной уверенности, что это останется в тайне. В основе убийства стоял материальный интерес.
«Я трижды ездил к Ильницкому во Францию. При нашей встрече в тюрьме, я задал ему прямой вопрос, знал ли он о том, что на должно произойти судне. И, несмотря на то, что он все отрицал, я не скажу, что до конца поверил. Я думаю, он выбрал позицию «Ничего не слышу, ничего не вижу и ничего никому не скажу», убьют, так убьют, он личного приказа не отдавал и здесь ни при чем», – говорит Осичанский.
Большинство экспертов склоняется к мысли, что невозможно скрыть ничего на судне, тем более в экипаже, где насчитывается менее тридцати человек. По мотивам этой страшной истории был снят художественный фильм «Смертельный рейс» (режиссер Джон Маккензи). Только в кино капитан и в самом деле ничего не знал о бойне и в финале ленты звучат его слова: «Я тоже виновен. Я капитан, я отвечаю за все происходящее на судне». А в жизни не все так однозначно.
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Правительство ЕС переложило на плечи простых моряков ответственность за спасение нелегалов
Ассоциация Судовладельцев ЕС против спасения мигрантов торговыми судами
Неутешительные итоги года: Средиземное море стало «братской могилой» для 3,4 тысяч мореплавателей
Очередное преступление ООН
ИМО не стремится запретить миграцию, но предел достигнут
Профессию моряка приравняли к "рабскому" труду
Самой рискованной считается профессия моряка
Судно с двумя сотнями беженцев утонуло, продолжив "цепочку" трагических событий
ООН и ЕС создали в Средиземном море конвейер смерти
Осторожно, мигранты!
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 13:15

Часовой пояс: GMT + 3