D_E_A ® 07-Mar-2023 18:44

О первых результатах реализации новых примерных программ подготовки моряков в связи с вступлением в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2021 №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».
В связи с вступлением в силу с 1 марта текущего года подписанного 8 ноября 2021 года приказа Минтранса РФ №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» в сфере морского дополнительного профессионального образования (ДПО) произошел ряд значимых изменений, направленных на приведение методик подготовки в соответствие с изменившейся нормативной базой, повышение качества приобретаемых знаний и навыков действующих специалистов.
Об их влиянии на учебный процесс и значении изменений в новых программах для моряков рассказал директор Института ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов.
– Сергей Дмитриевич, в связи с чем потребовалось вносить изменения в отлаженный годами успешной работы учебный процесс.

– Новое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, которое вступило в силу с 1 марта 2022 г. на основании приказа Минтранса РФ №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», потребовало большой работы по приведению программ повышения квалификации моряков в соответствие с изменившейся нормативной базой. Во-первых, Положение потребовало разработать новые программы, которых ранее не было: восстановительная подготовка для снятия ограничений, программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации для судоводителей прогулочных и маломерных судов, использующих в качестве основной движущей силы силу ветра, и другие – в общей сложности 30 новых программ.
Появление части из них продиктовано внедрением новых поправок в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 г. К таковым относятся подготовка моряков, работающих на судах, использующих газ в качестве топлива (требования Кодекса МГТ), и на судах, эксплуатирующихся в полярных водах (требования Международного полярного кодекса). Новые правила конвенции, соответственно V/3 иV/4, должны были быть имплементированы в нормативной базе Российской Федерации. Второй важный побудительный мотив изменений – реализация требований статьи 85 Закона об образовании, которая предусматривает п. 7 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, а именно:
«Федеральным органом исполнительной власти… могут устанавливаться… особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями…».
Реализация этих масштабных задач была поручена Росморречфлотом Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова год назад. Поскольку в основном новый приказ требовал создания новых и актуализации действующих ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, реализация задачи ректором университета профессором С.О. Барышниковым была поручена Институту ДПО.
– Получается, что Институт ДПО принимал непосредственное участие в глобальном процессе пересмотра всех конвенционных программ для российских отраслевых учебных заведений?
– Так и есть. Задача была разработать новые, актуализировать и полностью переработать существующие программы и согласовать их с вузами Росморречфлота как минимум. А как максимум – со всеми морскими образовательными организациями. Но срок выполнения поручения 2,5 месяца явно не позволял обеспечить такое комплексное отраслевое согласование. Поэтому основной объем работ взяли на себя Макаровка и Ушаковка, а программы подготовки рядового состава – Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина. Всего было разработано 98 примерных (типовых) программ для отрасли.
– Как была организована эта работа и сколько времени заняла?
– Мы распределили объемы работ между учебными заведениями. Ответственное учебное заведение разрабатывало программу и отправляло на согласование с другими, устранялись замечания, итоговый вариант направлялся в Росморречфлот в Административное управление, эксперты которого, в свою очередь, вносили требуемые поправки. Однако перед этим ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова совместно с ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова разработал принципиально новую структуру, шаблон примерной программы, и все программы разрабатывались в соответствии с этим шаблоном, который также согласовывался с Росморречфлотом.
Что касается нашего университета, то Институт ДПО сформировал рабочую группу во главе с руководителем учебно-методической комиссии института, в работе были задействованы специалисты всех учебных центров, а также ведущие методисты Института «Морская академия» вуза.
– Как быстро изменения вступят в силу?
– Так они уже давно действуют, а именно с 1 марта 2022 г., как только вступило в силу новое Положение о дипломировании моряков и программы официально вступили в силу.
Морские образовательные организации и учебно-тренажерные центры должны были разработать рабочие программы на основании примерных, которые Росморречфлот согласовал и вывесил на свой сайт для использования в работе. Для того чтобы учить по новым программам, каждое учебное заведение должно пройти освидетельствование в Росморречфлоте (если речь идет о программах тренажерной подготовки) или признание в Минтрансе России (если речь о программах курсов повышения квалификации). А для этого – обеспечить наличие требуемой программами материально-технической базы, инструкторов требуемой квалификации, ну и методическое обеспечение разработать. Все это проверяют комиссии экспертов уполномоченных организаций или Министерства транспорта РФ.
Что касается нас, то Макаровка одной из первых преодолела эти барьеры и предоставляет практически всю линейку программ, предусмотренных Положением о дипломировании для моряков.
– Какие наиболее существенные изменения произошли, на которые важно обратить внимание слушателей ваших курсов?
– Что касается общих требований по одному из наиболее востребованных направлений Института ДПО, судовождению, в связи с вступлением в силу приказа Минтранса и изменений в примерных программах, опубликованных ФАМРТ, реализация программ допускается в морской образовательной организации (МОО), имеющей лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности на уровне высшего образования – специалитета – по специальности 26.05.05 «Судовождение», и признанной в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 8 июня 2011 г. №157.
Допускается сетевая форма реализации данных дополнительных профессиональных образовательных программ с конкретной организацией-партнером, которая должна быть признана Минтрансом России в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 08.06.2011 № 157 (для МОО) или освидетельствована уполномоченной организацией в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 10.02.2010 №32. Во всех программах более подробно описаны требования к материально-техническому обеспечению подготовки, к квалификации педагогических работников и к проведению занятий с помощью ЭО/ДОТ.
На практических занятиях в УТЦ должны использоваться одобренные тренажеры, освидетельствованные уполномоченной организацией в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 10.02.2010 №32 «Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров». К ним относятся навигационный тренажер с оборудованием РЛС/САРП, навигационный тренажер с оборудованием ЭКНИС, полномасштабные тренажерные комплексы по выживанию на море, пожарный полигон, учебный класс для теоретических и практических занятий по первой помощи. Всеми необходимыми техническими средствами обучения (ТСО) учебные площадки Института ДПО ГУМРФ имени адмирала Макарова располагают в полной мере. Тренажеры используются, как правило, по двойному назначению – для подготовки курсантов и студентов в рамках основных образовательных программ и для реализации курсов повышения квалификации.
Увеличилась длительность курсов и по программам дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела А-II/2 Кодекса ПДНВ для судоводителей (ранее программы повышения диплома), длительность 4 недели для слушателей с ВО и 6 недель для слушателей с СПО (ранее длительность программ для слушателей с ВО и ВПО была 3 недели), программам подготовки судоводителя уровня эксплуатации и уровня управления при длительном перерыве в работе по должности, подготовка вахтенного помощника капитана морского судна валовой вместимостью 500 и более, имеющего военно-морское образование, длительность 4-6 недель (ранее длительность 3 недели), программам повышения квалификации по должности судоводителя (ранее курсы для продления диплома), длительность 13 дней (ранее 5 дней, можно было использовать полностью дистанционные образовательные технологии). По новому положению лекции с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) 8 дней, а 5 дней практических занятий с использованием тренажерной базы в очном формате.
Также появилось 6 новых курсов для снятия ограничения у судоводителей: восстановительная подготовка для работы на судах без ограничения «только портовое плавание», «только прибрежное плавание», «только рыбопромысловое судно», «только не суда, перевозящие грузы», «только несамоходные суда», «только стоечные суда».
– При знакомстве с программами на сайте Росморречфлота первое, на что обращаешь внимание, – это изменения в привычные названия программ?
– Совершенно верно. Программы продления дипломов теперь называются программами повышения квалификации и в них включен дополнительный раздел «Функции, касающиеся аварийных ситуаций, охраны труда, первой медицинской помощи и выживания», который и судоводители, и механики проходят в нашем Морском учебно-тренажерном центре. Этот блок включает следующие разделы: «Начальная подготовка по безопасности», «Подготовка специалистов по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпкам», «Подготовка специалиста по современным методам борьбы с пожаром с расширенной подготовкой», «Подготовка по оказанию первой помощи».
Программы, которые раньше назывались программами повышения квалификации, теперь называются программами подготовки (например, программа «Подготовка второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более» предназначена для подготовки судовых механиков, имеющих диплом вахтенного механика морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и главной двигательной установкой мощностью 750 кВт с целью последующего получения диплома второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более).
В таких программах предусмотрены разные модули и разная продолжительность обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, и для лиц, имеющих высшее образование и диплом, например, судового механика уровня управления.
– Корректировками названий нововведения не ограничиваются?
– Помимо изменений в названиях ряда курсов, по некоторым была скорректирована и продолжительность обучения (как в сторону увеличения, так и уменьшения) в соответствии с изменениями в примерных программах Минтранса, что повлекло за собой и изменение тарифов на прохождение обучения в нашем институте. Ряд программ для судоводителей дополнился новыми компетенциями. В частности, в программе «Использование судовой РЛС» появилась новая компетенция по координация поисково-спасательных операций. В программе «Использование САРП» добавились компетенции по использованию средств автоматизированной радиолокационной прокладки при решении задач планирования и контроля плавания по маршруту перехода. При этом продолжительность обучения по данным программам не изменилась. Для повторного прохождения курса «Использование ЭКНИС» изменена структура подачи информации, что позволило уменьшить ее продолжительность с 24 до 16 часов.
В программах подготовки по использованию систем средств связи в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), слегка изменивших свое название, существенных изменений нет, кроме того что в краткосрочную переподготовку радиоэлектроника второго и первого класса добавился блок по борьбе за живучесть судна, при этом 2 дня обучающиеся у нас учатся дистанционно, 2 дня отводятся на очную практику в нашем учебном центре выживания на море.
– Вы отметили основные изменения для судоводителей. А какова ситуация с курсами судовых механиков и электромехаников?
– Подобно судоводительскому направлению, изменились названия, содержание и продолжительность программ подготовки судовых механиков и электромехаников. Изменились программы для продления дипломов судовых механиков и электромехаников. Программы повышения квалификации включают изменения в соответствующих национальных и международных правилах, касающихся охраны человеческой жизни на море, охраны и защиты морской среды, а также подготовку для сохранения требуемого стандарта компетентности в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Конвенции ПДНВ, пунктов 6 и 11 раздела A-VI/2 Конвенции ПДНВ, пункта 5 раздела A-VI/3 Конвенции ПДНВ. По итогам прохождения подготовки дополнительно выдаются свидетельства: «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе»; «Подготовка по оказанию первой помощи»; «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками».
Изменились названия должностей судо- и электромехаников. Следующие должностные категории исключены: старший механик, старший механик судов с ГДУ менее 3000 кВт, второй механик, второй механик судов с ГДУ менее 3000 кВт, механик судов с ГДУ менее 750 кВт, старший электромеханик, электромеханик, судовые рефрижераторные механики первой, второй и третьей категорий, судовой рефрижераторный машинист.
Взамен утверждены должности с более четкой градацией по их обязанностям и мощности ГДУ судов: старший механик морского судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт, старший механик морского судна с ГДУ 3000 кВт и более, второй механик морского судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт, второй механик морского судна с ГДУ 3000 кВт и более, вахтенный механик морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более, электромеханик судна с ГДУ более 750 кВт.
При наличии не менее тридцати шести месяцев стажа работы на судне за последние пять лет в должности вахтенного механика морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более допустимо получение диплома старшего механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более (не имея стажа работы в должности второго механика).
В связи с вышеперечисленными изменениями подготовка и дипломирование старших электромехаников и рефрижераторных механиков в Институте ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова более не проводятся.
Для того чтобы снять ограничение «только не суда с паросиловой главной двигательной установкой», вносимое в квалификационный документ, при отсутствии соответствующего стажа работы, морякам необходимо предварительно пройти курс восстановительной подготовки.
Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ повышения, восстановления, продления дипломов судовых механиков и электромехаников допускается в морской образовательной организации, признанной в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 8 июня 2011 г. №157 и имеющей лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования и в области высшего образования по специальностям «эксплуатация судовых энергетических установок» и «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».
– Не могу не спросить, как введенные недавно санкции против России повлияли на деятельность Института ДПО?
– Наше учебное заведение за последнее время, как и все предприятия отрасли, сталкивалось с множеством проблем. Но, несмотря на многочисленные ограничения и препятствия, в частности к проведению очного обучения в период эпидемии коронавируса, в 2021 году общий объем выполненных образовательных услуг показал второй в истории результат после 2016 г., когда накануне завершения переходного периода по внедрению Манильских поправок к Конвенции ПДНВ 1978 г. на базе Института ДПО прошли повышение квалификации более 25 тыс. специалистов отрасли. В 2021 г. в учебных центрах повышения квалификации в Макаровке прошли подготовку более 22,5 тыс. человек.
По сравнению с 2020 г. рост объемов подготовки составил 20,5%. Трудности обозначили и точки роста – университет активно развивал образовательную платформу, расширяя линейку предлагаемых обучаемым курсов в университетской системе дистанционного обучения «Фарватер». Сейчас, в период вынужденного снижения количества зарубежных слушателей ввиду санкций, мы активно взаимодействуем с отечественными партнерами, все же находим возможности развивать тренажерную базу и методическое обеспечение курсов для повышения их эффективности и привлекательности для слушателей и для корпоративных клиентов.
Хотя не буду скрывать, сложности есть. Коронавирусные ограничения на пересечение границ, СВО и санкции практически остановили поток слушателей из зарубежных стран, а ведь только в 2019 г. мы отучили более 500 граждан ближнего и дальнего (в основном дальнего) зарубежья. Мы с пониманием к этому относимся, пытаемся компенсировать выпадающие работы расширением спектра реализуемых программ и повышением гибкости предоставляемых услуг, разрабатываем комплексные, пакетные услуги для моряков для снижения их накладных расходов, расширяем применение дистанционных и тренажерных технологий.
Есть проблема и с тренажерным оборудованием. Мировые лидеры морского тренажеростроения, такие как Kongsberg и Wartsila, ушли с отечественного рынка. Замещение таких гигантов, зарекомендовавших себя как разработчики и поставщики самых современных и надежных продуктов и сервисов, – непростое дело, требующее времени. Ждем.
– Какие успехи в развитии вашей учебной базы можете отметить?
– Если говорить начистоту, то в последние годы мы набрали весьма высокую скорость модернизации тренажерного и лабораторного оборудования, что дает возможность уже сегодня учить и береговой, и судовой персонал на самых передовых технологиях, абсолютно не уступающих мировым лидерам. Мы не запускаем грандиозные комплексы под фанфары, наша стратегия – шаг за шагом, лаборатория за лабораторией, программа за программой, но быстро!
В качестве примера – в 2021 г. Институт ДПО ввел в эксплуатацию пять новых тренажерных комплексов морской и речной навигации и связи, модернизировал учебно-тренировочный комплекс по борьбе с пожарами, ввел в эксплуатацию тренажерный модуль по предотвращению и тушению газовых пожаров в соответствии с требованиями Кодекса МГТ и Правила V/3 Конвенции ПДНВ, открыл две новые лаборатории по эксплуатации двухтопливных двигателей и по современным судовым системам автоматики.
В 2022 г. приобрели и ввели в эксплуатацию 4 новых тренажерных комплекса. Завершена работа по обновлению учебных программ и мультимедийных обучающих контентов по транспортной безопасности, в составе университета институт прошел признание комиссией Минтранса России для продления соглашения о наделении полномочиями морской образовательной организации.
Развивая направление ДПО в головном вузе, стараемся подтягивать к нашим питерским стандартам и филиалы университета. В 2020 г. открыли навигационный учебно-тренажерный центр в Петрозаводске, в 2021 г. обеспечено признание Беломорско-Онежского филиала вуза по подготовке радиоспециалистов ГМССБ, а головного вуза – по подготовке судоводителей маломерных и прогулочных судов.
Только что смонтирован и введен в эксплуатацию новейший навигационный тренажер в Мурманском филиале, что даст возможность восстановить курсы повышения квалификации судоводителей в Мурманске, а морякам – сэкономить время и средства на поездки в С.-Петербург на курсы. С 2023 г. все образовательные услуги для смены диплома можно будет получить в самом большом городе мира за полярным кругом. Хочу отметить, что реализация задач по развитию дополнительного профессионального образования осуществляется большим коллективом специалистов и преподавателей всех институтов вуза при поддержке административных и хозяйственных подразделений, руководства университета, Росморречфлота, Ространсмодернизации, Минтранса России, а также компаний-партнеров. Стараемся работать единой командой.
– Какие открывающиеся возможности для развития вашего института вы видите в перспективе в связи с вступлением в силу приказа Минтранса №378?
– Думаю, что новое Положение о дипломировании – это шаг вперед, хотя этот документ далеко не идеален, уже понятно, что в нем надо менять. Важно другое – с новыми примерными программами, которые существенно поднимают планку стандарта российского морского образования, еще много работы. Планку недостаточно поднять, до нее еще надо допрыгнуть. Важно, чтобы морские образовательные организации и УТЦ привели не на бумаге, а на практике свою подготовку до заданного уровня. Важно, чтобы аудиторы и эксперты проверяющих организаций в полном объеме понимали, что они проверяют и что должны проверять, подняли бы проверки на более высокий (не формальный, а профессиональный) уровень.
С другой стороны, надо прислушаться к опыту других учебных заведений, экспертов морских квалификационных комиссий и дипломно-паспортных служб администраций морских портов. Рассмотреть их предложения, услышать конструктивную критику наших разработок, учесть ее и предложить новые методические материалы для отрасли. В том числе в этом видим нашу задачу. А если что-то не видим или замечаем не сразу, нам всегда подскажет наш учредитель – Росморречфлот или регулятор – Минтранс. На это мы также всегда рассчитываем и надеемся.
Наша важная задача на ближайшее время – обеспечить переход подразделений филиалов, реализующих программы повышения квалификации членов экипажей морских судов, на новые рабочие программы. Мы передаем разработанные учебно-методические комплексы в филиалы, поддерживаем прохождение ими дополнительных освидетельствований уполномоченными организациями Росморречфлота, при поддержке руководства вуза содействуем развитию тренажерной базы.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Резюмируя, смотрим в будущее уверенно и с оптимизмом. Без этого двигаться вперед было бы трудно. И приглашаем моряков и всех наших партнеров к сотрудничеству на базе учебных центров Института ДПО Макаровки.
Морские вести России №18 (2022)
10
Reply
Heads necessary to send messages to enable JavaScript

Similar topics

База Данных Вопросов Для Проведения Компьютерного Тестирования Членов Экипажей Морских Судо…
Манильские поправки: Обзор. Коментарии - Ю.Михайленко [2011, PDF]
Стратегия и тактика борьбы с пожаром - Ремнёв А.П. [2004, PDF/DOCx]
Основы несения штурманской вахты - Устинов Роман Георгиевич [2004, DOC]
Организация службы и делопроизводство на судах морского флота - А. А. Аксёнов [2013, PDF]
Эксплуатация судовых энергетических установок и безопасное несение машинной вахты (Конспект лекций)…
УСТАВ СЛУЖБЫ НА МОРСКИХ СУДАХ - МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [2018, PDF]
Справочник штурмана (PDF + CD) - Бурханов М.В [2010, PDF]
Эксплуатация судовых энергетических установок и безопасное несение машинной вахты - Логишев И.В.…
Практические вопросы конвенционной подготовки судоводителей морских судов - Письменный М. Н. [2015,…
  • Reply

The time now is: Today 19:23

All times are GMT + 3 Hours