kolyan1982 21-Окт-2012 12:09
Немного теории решил выложить Писатель!
Теория судна – специальная прикладная инженерная дисциплина, изучающая теоретические основы мореходных качеств судна. Теория судна разделяется на: Статика ( Плавучесть , Остойчивость , Непотопляемость ) и Динамика ( Ходкость , Управляемость ,Качка судна )
Базовые плоскости судна - 1. диаметральная плоскость (ДП) , 2.плоскость мидель-шпангоута
3.основная плоскость.
Чтобы найти положение (координаты) какой-либо точки на судне, необходимо знать расстояние этой точки до некоторых воображаемых плоскостей, рассекающих судно в различных направлениях - эти плоскости и есть базовые!!!!!
1. Диаметральная плоскость - Это вертикальная плоскость, условно рассекающая корпус вдоль на две
симметричные половинки. Все поперечные размеры на корпусе откладываются на правый или левый борт только от ДП
2. Плоскость мидель-шпангоута - Это поперечно- вертикальная плоскость , перпендикулярная ДП, которая делит
длину судна пополам. В Российском флоте принято все размеры вдоль судна откладывать только от миделя. Размеры в
нос от миделя обозначаются со знаком плюс (плюс обычно не пишется), в корму – со знаком минус. Такая система отсчета имеет
определенное неудобство – при расчетах посадки судна необходимо очень внимательно следить за знаками. На судах
иностранной постройки
отсчет обычно ведется от кормового перпендикуляра, т.е. от оси баллера руля, когда большинство
продольных размеров будут положительными.
3. Основная плоскость - это горизонтальная плоскость, перпендикулярная ДП и миделю, на которую, упрощенно
говоря, можно поставить судно, если снять пояс обшивки в районе киля и все, что ниже ее. Все вертикальные размеры откладываются
вверх от ОП.
Осадка, отложенная от действующей ватерлинии до наиболее заглубленной точки на днище является фактической осадкой – она нанесена на марках углубления.
Следы взаимного пересечения базовых плоскостей образуют жестко связанную с судном систему прямоугольных координат
Ось x – след пересечения ДП с ОП: она направлена вдоль судна в нос с началом отсчета на миделе.
Ось y – след пересечения миделя с ОП: она направлена поперек судна с началом отсчета на ДП.
Ось z – след пересечения ДП с миделем с началом отсчета на ОП.
Обозначение, положение и направление осей координат следует зрительно четко и ясно себе представлять !!!

Термины:
Плавучесть – это способность судна плавать, т.е. находиться в неподвижном состоянии на поверхности раздела двух сред (воды и воздуха) в
заданном положении и выполнять поставленные задачи. Практическая значимость для судоводителей этого раздела статики
судна велика. Она состоит в том, что дает возможность не только понять почему и при каких условиях судно плавает, но и
решить ряд практических задач: например, какова должна быть предельная загрузка судна, какова посадка судна, как влияет
место расположения грузов на посадку судна и пр.
СИЛЫ ПОДДЕРЖАНИЯ СУДНА:
Закон Архимеда – «на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила (т.е. сила поддержания), величина которой равна весу жидкости в вытесненном объеме».
точка (С) называется центром величины (ЦВ). Ее физический смысл состоит в том, что она является геометрическим центром подводного объема судна, и поэтому ее положение зависит от формы подводного объема, иначе говоря, от формы корпуса судна. Проектант уже вычислил координаты ЦВ еще в процессе проектирования судна и привел их в главе «Справочные материалы» «Информации об остойчивости».
Положение ЦВ определяется координатами xс и zс . Центр величины при отсутствии крена всегда лежит в плоскости симметрии судна (ДП), так как он является геометрическим центром симметричного подводного объема. Поэтому третью координату yс = 0 можно не рассматривать.
Вычисленные координаты точки С проектант приводит в судовой документации (в «Информации об остойчивости»), откуда их можно получить для дальнейших расчетов.
Весовое водоизмещение – это равнодействующая (сумма) сил тяжести всех элементов, из которых состоит судно. Она всегда направлена вертикально вниз и приложена в точке G, называемой центром тяжести (ЦТ) судна (см. рис. 3.2.1.1.). Для выполнения судоводительских расчетов очень важно знать положение ЦТ на судне. В отличие от ЦВ, положение ЦТ никак не зависит от формы корпуса, а зависит лишь от весовой нагрузки судна, т.е. от веса (постоянных и переменных грузов) и мест расположения всех элементов, из которых состоит судно.
Постоянные грузы – грузы, входящие в водоизмещение судна порожнем (вес корпуса, механизмов, судовых систем, приборов, мебели,
отделки и прочих элементов, из которых построено судно). - все вычисления, связанные с постоянными грузами
выполняет проектант
Переменные грузы – грузы, входящие в дедвейт, которые могут менять свою величину в процессе эксплуатации судна (все виды
перевозимых грузов, жидких запасов, снабжения, провизия, экипаж с багажом, запчасти, рыба в обработке и пр.)
Количество и расположение переменных грузов могут знать только члены экипажа, при которых загружалось
судно. Главным ответственным лицом за учет переменных грузов и все расчеты, связанные с ними, является
(грузовой) помощник капитана.
весовое водоизмещение D можно разделить на два слагаемых: D = Do + Σpi,
Do – водоизмещение порожнем – сумма постоянных грузов
Σpi – сумма переменных грузов (жидкие грузы, груз в трюмах или на палубе, снабжение, экипаж с багажом и пр.).

Определить расстояние zg ЦТ объекта от горизонтальной (базовой) плоскости. Расчет ведется в следующей последовательности:
1. Объект расчленяется (мысленно) на отдельные элементы.
2. Определяется вес каждого элемента (Р1, Р2, Р3, Р4, Р5).
3. Определяется положение ЦТ элемента и расстояние (плечо) ЦТ от базовой плоскости: (Z1, Z2, Z3, Z4, Z5).
4. Определяются статические моменты каждого элемента относительно выбранной базовой плоскости:
(Р1*Z1, Р2*Z2, Р3*Z3, Р4*Z4, Р5*Z5).
5. Суммируются вычисленные статические моменты:
(Р1*Z1 + Р2*Z2 + Р3*Z3 + Р4*Z4 + Р5*Z5) = Σ(Pi*Zi) (краткая запись суммы).
6. Суммируется вес всех элементов: (Р1+Р2+Р3+Р4+Р5) = ΣPi (краткая запись суммы).
7. Искомая координата Zg находится делением сумм статических моментов на сумму веса всех элементов:
Аналогичным путем определяются координаты ЦТ судна. Судно разбивается на отдельные элементы, относящиеся к постоянным грузам, входящим в водоизмещение порожнем Dо, и к переменным грузам, входящим в дедвейт Σpi. Соответственно этому, вычисляется статический момент по порожнего судна (его вычисляет проектант и вводит в «Информацию об остойчивости» в статью нагрузки «Судно порожнем») и статический момент дедвейта – вычисляет судоводитель.
На основании изложенного, координаты ЦТ судна вычисляются по формулам:
xg – отстояние ЦТ от миделя – по формуле:

zg - отстояние ЦТ от основной плоскости – по формуле:

Метацентр– условная точка, вокруг которой смещается центр величины: геометрически эта точка является
точкой пересечения линий действия сил поддержания до крена и после крена.
Метацентрическая высота – расстояние между метацентром и центром тяжести судна – количественный
измеритель начальной остойчивости.
Метацентрический радиус – расстояние от центра величины до метацентра (геометрический смысл); физический
его смысл – отношение момента инерции площади ватерлинии относительно
продольной оси x) к подводному объему судна.
YuriyA300 02-Фев-2013 02:15
Есть вопрос, касается дипломной и тоже по остойчивости. Подскажите, оси Х, Y, Z, к каким англ. аббревиатурам относятся (есть в таблице Capacity plan следующие сокращения: L.C.G; V.C.G; T.C.G ). последние буквы C.G. наверное Center of Gravity
alexdann 23-Фев-2013 20:39
Есть вопрос, касается дипломной и тоже по остойчивости. Подскажите, оси Х, Y, Z, к каким англ. аббревиатурам относятся (есть в таблице Capacity plan следующие сокращения: L.C.G; V.C.G; T.C.G ). последние буквы C.G. наверное Center of Gravity
IMHO, LCG - longitudinal Center of Gravity means x, VCG - Vertital Center of Gravity - z, TCG -Transversal Center of Gravity - y.
andrew86ua 17-Янв-2014 23:44
Просьба знающих помочь с задачей:
Определить метацентрическую высоту судна в грузу и балласте по периоду качки и допустима ли данная скорость судна при входе на малую глубину или в "Мёртвую воду".
Исходные значения: H-8.20 m, L-160 m, Vср.-15 уз, B-21 m, T-13 сек.
Alexxx1987 22-Апр-2016 22:15
Всем доброго времени суток. Уважаемые коллеги не сталкивался кто с прогой по расчёту остойчивости и т.п. TSB Supercargo ( контейнеровозы). Буду весьма признателен за рабочий образец под любую вместимость ящиков или хотя б "буквари" по самой проги в ознакомительных целях. Заранее спасибо.
Arcan 11-Мар-2017 21:11
29385Здравствуйте. Не подскажете, а то туплю, метацентрическая высота когда будет больше: при балласте или в грузу?
Это зависит от судна и груза. Если к примеру погрузили руду - метацентрическая высота будет бОльшая, нежели в балласте. Если погружены, к примеру, контейнеры, да еще на палубу - метацентрическая высота будет мЕньше, нежели в балласте. Однозначного ответа тут нету.
CaptainWhite 14-Сен-2017 00:13
Делаю программу расчета остойчивости для своего контейнеровозика. Все готово, кроме расчета Bending Moment и Shear Forces
Нужна помощь в этой теме.
Buoyancy Forces и диаграмму на нашел и построй через масштаб Бонжана
Кривую нагрузки для Light Ship тоже сделал
Осталось найти Load Curve для текущей погрузки и высчитать SF и BM
Принцип как и что я понимаю, но расчеты не сходятся с данными из грузовой программы
CaptainWhite 14-Сен-2017 00:22
22282Всем доброго времени суток. Уважаемые коллеги не сталкивался кто с прогой по расчёту остойчивости и т.п. TSB Supercargo ( контейнеровозы). Буду весьма признателен за рабочий образец под любую вместимость ящиков или хотя б "буквари" по самой проги в ознакомительных целях. Заранее спасибо.
TSB Supercargo - это тот-же CASP 6.2 (он есть на трекере)
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Ответы "Дельта-Вахтенный матрос" 2014
Ответы на вопросы ГКК Севастополь, для командного состава [2011, PDF]
ОНМА вопросы и ответы СУДОВОЖДЕНИЕ уровень Бакалавр [DOC]
Группа VK которая поможет сдать экзамен на моториста 2 кл
Cдача экзамена | Вопросы и ответы ГКК Одесса для механиков
Ответы "Дельта-Вахтенный механик" (v.2) [2013, PDF]
Тест Вахтенный моторист Река-Море
Ответы на вопросы для устного экзамена на Старпома для ММК в Питере [2014, DOC]
Дельта вопросы и ответы для реф.механика (реф.машиниста)
Доброе время суток товарищи
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 02:35

Часовой пояс: GMT + 3