zxc ® 28-Sep-2012 14:30
Эксплуатация электроэнергетических систем морских судов Год выпуска: 1988
Язык: русский
Автор: Хайдуков О.П.
Жанр: Справочник
Издательство: «Транспорт»
ISBN: 5-277-00097-6
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 113
Описание: Эксплуатация электроэнергетических систем морских судов: Справочник / О. П. Хайдуков, А. Н. Дмитриев, Г. Н. Запорожцев. — М.: Транспорт, 1988. — 223 с.: ил., табл. — Библиогр.: с. 211
Приведены сведения о генераторных агрегатах, автоматических регуляторах частоты вращения, распределительных устройствах и их аппаратуре, аварийных источниках электроэнергии, судовых аккумуляторах, кабелях, средствах очистки электрооборудования, электроизоляционных материалах Рассмотрены особенности эксплуатации судовых электроэнергетических систем, в том числе автоматизированных, и их элементов, характерные неисправности и способы их устранения, электроснабжение судна от береговых электрических сетей.
Предназначен для судовых электромехаников и механиков. Может быть полезен специалистам береговых организаций, занимающихся наладкой и ремонтом судового электрооборудования.
Современные морские суда характеризуются высокой степенью электрификации. Одна из основных тенденций развития судовой электроэнергетики — постоянный рост мощностей судовых электростанций и установленного электрооборудования. Средняя мощность электростанций морских судов удваивается каждые 20 лет. Мощность судовых электроэнергетических установок в настоящее время достигает десятков тысяч киловатт. Наряду с ростом мощностей электростанций усложнилась их структура, а также структура электрических сетей, повысились требования к надежности их работы, что привело к широкому примнению систем защиты, контроля, регулирования и управления. В связи с этим сформировалось понятие о Седовой электроэнергетической системе обеспечивающей производство и распределение электрической энергии значитепьно изменитъ условия, методы и средства эксплуатации садовых электроэнергетических систем, соответственно изменились и функции персонала, занимающегося их техническим использованием и техниче ким обслуживанием. Справочник является первой попыткой обобщения опыта эксплуатации судовых электроэнергетических систем, в том числе и автоматизированных. При подготовке справочника авторы учли т факт, что в составе отечественного флота имеются суда иностранной постройки, на которых могут отсутствовать некоторые Инструкции по эксплуатации или подробные описания судовых технических средств
Материал справочника разбит на главы в соответствии с элементами, входящими в состав электроэнергетических систем (приёмники электрической энергии в состав этих систем не входят). Для обозначения элементов электрических систем применены двухбуквенные коды согласно ГОСТ 2 710—81 «Обозначения буквенно цифровые в электрических схемах» Исключение составляют некоторые рисунки где обозначение элементов дано согласно уже имеющейся на судах документации.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АБ — аккумуляторная батарея
АВ — автоматический выключатель
АВВ — автоматический воздушный выключатель
АВГ — автоматический выключатель генератора
АД — асинхронный двигатель
АДГ — аварийный дизель-генератор
АРН — автоматический регулятор напряжения
АРЩ — аварийный распределительный щит
АСЭЭУ — автоматизированная судовая электроэнергетическая установка.
БСГ — бесщеточный синхронный генератор
арщ — валогенератор
ВДА — валодизель-генератор
ВТГ — валотурбогенератор
ГА — генераторный агрегат
ГРЩ — главный распределительный щит
ГЭД — гребной электродвигатель
ДВС — двигатель внутреннего сгорания
ДАУ — дистанционное автоматизированное управление
ДГ — дизель-генератор
К. 3. XX — короткое замыкание
КЗУ X — комбинированное защитное устройство
КИП — контрольно-измерительный прибор
КН — корректор напряжения
МК — магистральная коробка
ОКЗ — отношение короткого замыкания
МК — обмотка возбуждения генератора
ПГТО — план-график технического обслуживания
ПУ — пульт управления
РДГ — резервный дизель-генератор
РУ — распределительное устройство
РЩ — распределительный щит
САРН — система автоматического регулирования напряжения
СГ — синхронный генератор
СТС — судовые технические средства
СУ — система управления
СЭС — судовая электрическая гтяшшя
СЭУ — судовая энергетическая установкя
СЭЭС — судовая электроэнергетическая гиртрмя
Сээу — судовая электроэнергетическая установка
Т — турбогенератор
ТИ — техническое использование
ТНВД — топливный насос высокого давления
ТО — техническое обслуживание
ТН — трансформатор напряжения
ТС — техническое состояние
ТТ — трансформатор тока
ТЭ — техническая эксплуатация
УФУ — унифицированное функциональное устройство
ЦВМ — цифровая вычислительная машин \
ЦПУ — центральный пост управления
ЩЭСБ — щит электроснабжения с берега
УТГ — утилизационный турбогенератор
ЭВМ — электронная вычислительная машина
ЭО — электрическое оборудование
ЯЭУ — ядерная энергетическая установка

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список принятых сокращений ....... 5
Предисловие 7
Глава 1. Основные положения эксплуатации судовых элек-
троэнергегических систем..... 8
1.1. Основные термины и определения ..... 8
1.2. Классификация СЭЭС ..... 9
1.3. Техническое использование и обслуживание СЭЭС . 10
1.4. Освидетельствование СЭЭС ..... 14
1.5. Эксплуатационная документация ..... 21
1.6. Средства очистки электрооборудования, лакоэмалевые
покрытия для обмоток...... 22
Глава 2. Приводные двигатели генераторных агрегатов . 28
2.1. Назначение и классификация ...... 28
2.2. Характерные неисправности, их влияние на работу СЭЭУ 29
Глава 3. Автоматические регуляторы частоты вращения
генераторных агрегатов . .... 32
3.1. Назначение и классификация ...... 32
3.2. Особенности эксплуатации 35
3.3. Характерные неисправности, их влияние на работу СЭЭУ 37
3.4. Настройка регуляторов ....... 39
Глава 4. Электрические генераторы . . 43
4.1. Конструкция и принцип действия ..... 43
4.2. Судовые синхронные генераторы.... 47
4.3. Характеристики синхронных генераторов .... 58
4.4. Системы возбуждения С Г ... 59
4.5. Особенности эксплуатации СГ... 62
4.6. Характерные неисправности, способы их устранения . 74
4.7. Электроизоляционные материалы для ремонта СГ 77
Глава 5. Распределительные устройства и их аппаратура 83
5.1. Назначение и классификация .. 83
5.2. Плавкие предохранители . . .85
5.3. Коммутационно-защитная аппаратура... 90
5.4. Комбинированные защитные устройства 97
'5.5. Электроизмерительные приборы ..... 99
5.6. Назначение и устройство ГРЩ ..... 103
5.7. Параллельная работа СГ ....... 104
5.8. Автоматические регуляторы напряжения . . 107
59. Устройства автоматической синхронизации 119
5.10. Устройства регулирования частоты и распределения на¬
грузки между СГ ........ 122
5.11. Особенности эксплуатации РУ . . . . . . 125
5.12. Характерные неисправности и способы их устранение 127
5.13. Безопасность труда при эксплуатации и ремонте . . 131
Глава 6. Аварийные источники электроэнерги . 133
6.1. Назначение и классификация ...... 133
6.2. Особенности эксплуатации аварийных источников элек¬
троэнергии......... 136
Глава 7. Судовые аккумуляторы 139
7.1. Назначение и классификация . 139
7.2. Основные технические характеристики . 141
7.3. Эксплуатация кислотных аккумуляторов 144
7.4. Эксплуатация щелочных аккумуляторов 149
7.5. Характерные неисправности, способы их устранения 153
7.6. Безопасность труда при эксплуатации и ремонте 159
7.7. Выпрямительные агрегаты для заряда аккумуляторов 160
Глава 8. Автоматизированные системы управления СЭЭУ 163
8.1. Назначение и классификация 163
8.2. Характеристики СУ СЭЭУ 167
8.3. Характерные неисправности и способы их устранения 170
Глава 9. Судовые электрические сети 175
9.1. Назначение и классификация 175
9.2. Характеристики судовых кабелей и проводов 176
9.3. Расчет токов судовых приемников электроэнергии и
выбор площади сечения кабеля 188
9.4. Характеристики изоляции кабелей 193
9.5 Особенности эксплуатации электрических сетей 195
9.6. Контроль сопротивления изоляции РУ и электрических сетей 197
9.7. Электроснабжение судов от береговых электрических сетей 203
9.8. Безопасность труда при обслуживании и ремонте судо¬вых сетей 205
9.9. Защитные средства и их испытания 206
9.10 Оказание первой помощи при поражении электрическим током 209
Список литературы 211
Предметный указатель

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1. Основные термины и определения
Судовая электроэнергетическая система — это совокупность судовых устройств, предназначенная для производства, преобразования, распределения электроэнергии и питания ею судовых приемников (потребителей) СЭЭС состоит из трех основных частей* судовые электрические станции (основные и аварийные), силовая электрическая сеть, сети приемников
Судовая электрическая станция — это энергетический комплекс, состоящий из источников электроэнергии и главного распределительного щита (ГРЩ), к которому они подключены
Источниками электроэнергии на судах являются генераторные агрегаты и аккумуляторные батареи В качестве ГА используются' дизель-генераторы, турбогенераторы, валогенераторы (генераторы с приводом от гребного вала), в их числе валодизель генераторы и валотурбогенераторы, утилизационные турбогенераторы (генераторы с приводом от утилизационной турбины)
Источники электроэнергии в зависимости от назначения могут быть основными, резервными и аварийными Основной источник предназначен для работы в любом режиме СЭЭС, резервный — для обеспечения резерва мощности системы, аварийный — для работы в аварийном режиме СЭЭС
ГРЩ предназначен для присоединения источников электроэнергии к судовой силовой электрической сети и для управления рабо- ' той источников электроэнергии
Силовая электрическая сеть начинается от ГРЩ и заканчивается у преобразователей или приемников электроэнергии В качестве преобразователей электроэнергии используются электрома-шинные (вращающиеся) и статические агрегаты
Электрическая сеть одноименных приемников начинается от преобразователей электроэнергии (преобразователь входит в данную сеть) и заканчивается у приемников
Аварийная электрическая сеть начинается от аварийного распределительного щита и заканчивается у приемников электроэнергии Электрические распределительные щиты в зависимости от назначения подразделяются на главные, аварийные, районные, отсеч- * ные, групповые и электроснабжения с берега I
Аварийный распределительный щит предназначен для присоединения аварийного источника электроэнергии к аварийной электрической сети и для управления работой этого источника
Районный распределительный щит предназначен для распределения электроэнергии в пределах определенного района и обеспечивает электроэнергией несколько отсечных щитов
Отсечный распределительный щит предназначен для распределения электроэнергии в пределах отсека судна
Групповой распределительный щит предназначен для распределения электроэнергии между приемниками одинакового назначения
Щит электроснабжения с берега предназначен для присоединения СЭЭС к береговой электрической сети.
8
Различают три системы распределения электроэнергии по судну магистральную, фидерную и магистрально фидерную (смешанную).
При магистральной системе приемники получают питание по линии передачи, называемой магистралью, параллельно к которой по ее длине подключается ряд РЩ или приемников через магистральные коробки
При фидерной системе наиболее ответственные приемники по лучают питание по отдельным линиям — фидерам, менее ответственные приемники — от РЩ, которые в свою очередь подключены
фидерами к ГРЩ
При магистрально-фидерной системе часть приемников получает питание по магистралям, часть — по фидерам
СЭЭС может характеризоваться конфигурацией, структурой, схемой, состоянием, режимами работы, параметрами и показателями
Конфигурация СЭЭС •— это топографическое изображение "расположения входящих в нее электрических станций, кабельных трасс, шинопроводов, преобразователей, распределительных щитов и приемников (на плане судна или виде сбоку)
Структура СЭЭС — краткая характеристика основных ее элементов с указанием их основных связей и параметров
Схема СЭЭС — условное графическое изображение элементов СЭЭС и их связей (структурное, общее или расположения) Отдельные элементы СЭЭС могут изображаться на схемах принципиальных, функциональных, подключений и соединений
Состояние СЭЭС может быть нормальным или ненормальным При нормальном состоянии СЭЭС обеспечивает производство и распределение электроэнергии требуемого качества от основных или резервных источников между приемниками Отклонение от такого состояния называется ненормальным состоянием СЭЭС К нему можно отнести короткое замыкание в любой точке системы, перегрузку отдельных элементов, отключение части источников или приемников электроэнергии, недопустимые изменения параметров электроэнергии и т п Ненормальным состоянием считается и аварийное состояние СЭЭС, хотя при этом обеспечивается производство и распределение электроэнергии требуемого качества от аварийных источников между приемниками, определяемыми Правилами Регистра СССР
Режим работы СЭЭС может быть установившимся или переходным При установившемся режиме СЭЭС работает при постоянных параметрах или при медленных их изменениях в заданных пределах При переходном режиме имеет место быстрое изменение параметров и переход от одного установившегося режима к другому К параметрам СЭЭС относятся напряжение, ток, мощность, частота, сопротивление изоляции, коэффициент мощности и т п
Основными показателями СЭЭС являются надежность и живучесть, качество электроэнергии, масса и габаритные размеры, строительная стоимость, экспауатационные расходы, уровень автомати зации, уровень унификации и др
1.2. Классификация СЭЭС
Схема СЭЭС определяется типом, назначением, особенностями эксплуатации и обслуживания судна, а также типом энергетической установки, обеспечивающей его ходовые качества
Rating: 5 / 5 (Votes: 21)
Reply
GOOGLE BOT 28-Sep-2012 14:31
 
Tea Drunkard 13-Nov-2012 21:34
Этот мужчина 8 лет назад преподавал у меня ТОЭ две части. Буквально пару недель назад был на курсах повышения квалификации - еще трудится на благо МГУ. Отличный профессионал и отличная книга
0
Reply
Similar releases
Эксплуатация судовых систем электроснабжения - Лемин Л.А. [2006, PDF]
  • Reply

The time now is: Today 00:53

All times are GMT + 3 Hours