zxc ® 05-Apr-2014 10:17

Судоводителям: Что должен знать судоводитель. Практическое пособие.


Год выпуска: 2005
Язык: русский
Автор: Железный Г.М., Задорожный А.И., Щербак В.Н.
Издательство: Одесса, из-во КП ОГТ
Формат: PDF/DjVu
ISBN 966-8128-62-1
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 443
Описание: В книге изложены аспекты работы судоводителей на морских транспортных судах. Даны способы расчета и контроля остойчивости и прочности в период погрузки, выгрузки судна и па переходе морем. Большое внимание уделено надлежащему и безопасному выполнению грузовых операций, оформлению грузовых документов и писем-протестов. Помещены необходимые сведения по предотвращению загрязнения моря мусором и нефтью. Показаны способы определения места и постановки судна па якорь, безопасные методы швартовных операций, стоянки у причала и плавание с лоцманом, а также выбор безопасного пути следования. Приведены необходимые сведения по Международному Кодексу Управления Безопасностью Мореплавания и коммерческой деятельности судна. Книга содержит результаты глубокой исследовательской работы, проведенной авторами ранее, которые были частично опубликованы в предыдущих изданиях.
Рекомендуется в качестве практического пособия для судоводителей транспортного флота и курсантов судоводительской специальности морских учебных заведений.
Авторы выражают глубокую признательность за ценные, своевременные советы и замечания капитанам дальнего плавания, сотрудникам Инспекции по подготовке и дипломированию моряков Украины В.И. Кирилову и Б.Г. Крылову.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Земной эллипсоид Условные точки, линии и плоскости Географическая система координат Система счета направлений
Определение направлений при помощи магнитного компаса Магнитное поле Земли Устройство магнитного компаса Девиация компаса
Уничтожение полукруговой девиации способом Эри Компенсация четвертной девиации и девиации от индукции
Уничтожение креновой девиации
Таблица девиации и ее корректировка в рейсе
Определение направлений при помощи гирокомпаса
Маятниковые гирокомпасы
Корректируемые гирокомпасы
НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ
Меркаторская проекция
Виды карт
Корректура карт
Условные сокращения
РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ
Каталог карт и книг Извещения мореплавателям Лоции и дополнения к ним Огни и знаки
Радиотехнические средства навигационного оборудования Пособие -Океанские пути мира»
Таблицы приливов
Морской астрономический ежегодник Мореходные таблицы Brown's Nautical Almanac Международный свод сигналов
Рекомендации по организации штурманской службы Guide to Port Entry
Атласы (карты) поверхностных течений Атласы приливо-отливных течений СИСТЕМА ОГРАЖДЕНИЯ МАМС
Латеральные знаки Кардинальные знаки
Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров
Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера Знаки специального назначения СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СУДНА
Счисление
Лаги
Графическое счисление Учет ветрового дрейфа Учет течения
Совместный учет дрейфа и сноса течением Определение места судна по визуально наблюдаемым наземным ориентирам
Определение места судна по трем компасным пеленгам Особенности определения места судна по двум компасным пеленгам
Крюйс-пеленг
Определение места судна при помощи радиолокационной станции
Принцип действия радиолокационной станции Опознание побережья
Определение места судна по радиолокационным пеленгам и расстояниям
Определение места судна по радиопеленгам Принцип радиопеленгования
Точность радиопеленгования и определения места судна Определение места судна по радионавигационным системам
Фазовая РНС “Декка-Навигатор"
Определение места судна по ИСЗ
Определение места судна и поправки компаса астрономическими способами Небесная сфера и системы координат Принцип определения места судна
Нахождение склонений и гринвичских часовых углов светил
Измерение высоты светила
Получение места судна
Определение поправки компаса
Опознание места судна по глубинам
Эхолоты
ОРГАНИЗАЦИЯ МОСТИКА
Команда мостика
Принятие вахты вахтенным помощником Несение ходовой навигационной вахты вахтенным помощником
Впередсмотрящий
Указания по несению вахты
Журнал распоряжений
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА
Подготовка штурманской части к рейсу
План перехода
Выбор маршрута перехода
Плавание по ортодромии и локсодромии
Ограждающие пеленг и дистанция
Расчет необходимого запаса воды под килем
ПЛАВАНИЕ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Подход к порту, стоянка и отход от причала
Постановка и съемка с якоря
Лоцманская проводка
Плавание в зоне действия СУДС
Плавание при ограниченной видимости
Плавание в системе разделения движения судов
Плавание в районах со стесненными условиями
Движение судиа на мелководье
Управление судном в узкости
Взаимодействие между судами во время расхождения вблизи друг друга
Плавание в штормовых условиях Плавание в ледовых условиях
ПОСАДКА, ОСТОЙЧИВОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ СУДНА
Посадка судна
Условия равновесия плавающего судна
Таблицы кривых элементов теоретического чертежа
Грузовая шкала
Определение водоизмещения судна по снятым осадкам Определение координат центра тяжести судиа
Остойчивость судна Диаграмма статической остойчивости Диаграмма динамической остойчивости Нормирование остойчивости Изменение остойчивости
Изменение начальной остойчивости от переноса твердых грузов
Остойчивость при перевозке сыпучих грузов Влияние подвешенного груза на начальную остойчивость Влияние свободной поверхности жидкого груза иа начальную остойчивость Контроль остойчивости в рейсе Обеспечение продольной прочности судна ФРАХТОВАНИЕ СУДНА Договор морской перевозки
Рейсовые инструкции (распоряжения) фрахтователя
Коносамент
Грузовой манифест
ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ
Категории танкеров
Требования SOLAS-74 и MARPOL-73/78 к новым нефтяным танкерам
Свойства нефтепродуктов
Обмен информацией перед приходом танкера в порт Подготовка грузовых помещений к погрузке Система инертных газов Погрузка судна
Нотис о готовности судна к погрузке Согласование плана погрузки Грузовой план Нормы погрузки судна Слова и выражения во время погрузки Выполнение погрузки у терминала Расчет количества принятого груза Погрузка судна через моно-буй Таймшит (Стейтмент)
Подписание грузовых документов Нагрев груза
Регулировка давления газа в танках Выгрузка судна
Требуемая информация перед приходом судна в порт выгрузки
Нотис о готовности судиа к выгрузке Подсчет количества груза Последовательность выгрузки Инспекция танков по завершению выгрузки Лихтеровка судна Мойка танков сырой нефтью ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВАЛКЕРОВ
Требования СОЛАС-74 и Правил Регистра к балкерам Люковые закрытия Характеристики навалочных грузов
Обмен информацией перед приходом судна в порт погрузки Нотис о готовности судиа к погрузке Размещение навалочного груза Драфтсюрвей
Подписание грузовых документов Погрузка зерна Переход судна морем Выгрузка судиа
Требуемая информация перед приходом судна в порт выгрузки
Нотис о готовности судна к выгрузке Морской протест Согласование плана выгрузки Подсчет количества груза Процесс выгрузки СПАСАНИЕ НА МОРЕ Поисково-спасательные организации Радиооборудование судов Спасательное оборудование и снабжение Спасательные шлюпки Спасательные плоты Спасательные круги Спасательные жилеты (нагрудники)
Индивидуальные теплозащитные средства Пиротехнические средства Линеметательное устройство Противопожарное имущество и системы Характеристики перекрытий Нормы снабжения
Сроки плановых испытаний, проверок и тестирования противопожарного оборудования Стационарные системы пожаротушения Аварийное снабжение Системы судовых сообщений Международные сигналы бедствия Поиск пострадавших судном Спасание имущества Борьба за живучесть судна Руководящие документы Действия при падении человека за борт Снятие судиа с мели собственными силами Буксировка судна
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ
Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью Прием бункера Танкерные операции
Предотвращение загрязнения моря мусором СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Преамбула Общие положения
Политика в области безопасности и защиты окружающей среды
Ответственность и полномочия капитана Ответственность и полномочия Компании Назначенное лицо (лица)
Ресурсы и персонал
Разработка планов проведения операций на судах Готовность к аварийным ситуациям
Доклады о несоблюдении требований, авариях и опасных происшествиях и их анализ
Техническое обслуживание, ремонт судна и оборудования Документация
Проверка, обзор и оценки, осуществляемые компанией Освидетельствование, проверки и контроль ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Данная книга является продолжением опубликованной в 2004 году работы авторов «Судоводителям» и изданной в 2005 году книги «Судоводителям: Практическая эксплуатация танкеров и балкеров».
При написании книги авторы использовали достижения в области мореплавания как отечественных, так и зарубежных авторов, а также руководящие документы ИМО.
Естественно, “нельзя объять необъятное”. Вполне вероятно, что некоторые вопросы не нашли отражение в предлагаемой работе, как и то, что не все изложенное совершенно.
Авторы надеяться, что нх труд не пропадет даром, а будет полезен многим судоводителям, начиная с курсантов учебных заведений до умудренных опытом и жизнью капитанов.
Глава 1 показывает способы ориентирования на земной поверхности в зависимости от использования гиро- или магнитного компасов. Приведены необходимые сведения по географической системе координат, уничтожению девиации магнитного компаса и конструктивным особенностям компасов.
Главы 2 и 3 описывают навигационные карты и пособия для плавания, а также методы выполнения их корректуры.
Глава 4 посвящена описанию системы МАМС.
В Главе 5 даны способы определения места судна в зависимости от использования того или иного навигационного прибора.
Главы 6 и 7 приводят сведения по организации мостика и планированию перехода.
В Главе 8 отражены методы проведения маневренных операций в портовых водах. Описаны способы постановки на якорь и мероприятия, проводимые судоводителями, в случае возникновения дрейфа судна. Даны рекомендации по действию судоводителей при входе и выходе из порта и при приеме и высадке лоцмана. Показаны способы выполнения швартовных операций. Обращено внимание вахтенной службы на соблюдение требований по безопасному проведению грузовых операций и корректному действию при возникновении крена судна, приближении шторма и т.д., а также даны рекомендации по управлению судном при плавании в сложных условиях.
Глава 9 посвящена вопросам соблюдения необходимой остойчивости и прочности судна как на переходе морем, так и при стоянке в порту. Приведены примеры расчета посадки, остойчивости и прочности. Даны требования Регистра к соблюдению прочности и остойчивости транспортных судов.
В Главе 10 рассматриваются вопросы фрахтования судна. Показаны различия между существующими формами договоров морской перевозки. Даны необходимые сведения из Гаагских правил, Правил Висби, Гамбургских Правил и Брюссельского Протокола. Внимание капитанов обращено на правильность и корректность подписания коносаментов и выполнению рейсовых инструкций фрахтователей.
Глава 11 посвящена вопросам практической эксплуатации танкеров. Приведены необходимые сведения из Международных Конвенций и руководящих документов. Показано, в каких случаях необходимо оформлять Письма-Протесты и даны их формы. Даны рекомендации по выбору маршрута перехода, подготовке танков к погрузке, использова-
7
мню системы инертных газов, мойке танков сырой нефтью. Глава содержит полный список существующих месторождений нефти с указанием числа API, точки застывания и содержания серы. Описано проведения грузовых операций у причала, у моно-буя и судна-снабженца. Обращено внимание экипажа судна на четкость проведения погрузки, выгрузки и сохранной перевозки нефтяных грузов.
Эксплуатации балкеров посвящена Глава 12. Приведены требования Правил Регистра и Международных Конвенций к балкерам. Показаны способы размещения груза в зависимости от удельного погрузочного объема. Даны характеристики навалочных грузов и режимы их вентиляции. Обращено внимание на корректность оформление грузовых документов и проведения драфтсюрвея.
Проведение спасательных операций, формы докладов и необходимое спасательное оборудование приведено в Главе 13.
Вопросы предотвращения загрязнения моря отражены в Главе 14. Показано правильность заполнения Журнала нефтяных операций, Часть II, и Журнала операций с мусором.
В Главе 15 рассмотрены вопросы введения Международного Кодекса Управления Безопасностью на судах. Заострены аспекты проведения различного рода инспекций, безопасных условий труда. Приведен общий список Регистровых и Государства флага документов. Конкретизированы права и обязанности капитана и других членов экипажа.
Главы 1, 2 (за исключением параграфа 2.3), 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14 и 15 и параграфы 12.1, 12.6. 12.9 и подпараграф 12.11.3 написаны Железным Г.М.
Главы 4, 12 (за исключением параграфов 12.1, 12.6, 12.9 и подпараграфа 12.11.3) и параграф 2.3 написаны Задорожным А.И.
Приложения 1 и 2 предоставлены Щербаком В.Н.
Авторы ставят своей целью издать в 2006 году пособие «Судоводителям: Конструкция судна и его навигационное оборудование» и, затем, в 2007 году обобщающую книгу «Судоводителям: Опыт и знание».
Г. М.Железный А.И. Задорожный
В.Н.Щербак
Авторы:
Железный , Григорий Михайлович, действующий капитан дальнего плавания, кандидат технических наук, доцент; Задорожный Анатолий Иванович, капитан дальнего плавания, руководитель компании OMM-Odessa;
Щербак Виктор Николаевич, капитан дальнего плавания, руководитель компании UNICOM-Riga.
8
Rating: 4.8 / 5 (Votes: 27)
Reply
GOOGLE BOT 05-Aug-2014 02:22
 
kolyan1982 05-Aug-2014 06:18
судоводитель должен знать теорию с мореходки , а на судне практику!!! а какое сейчас образование с такими судоводами страшно в море выходить!!! еще модно на учителей все сваливать, если учитель не справлялся открываешь книгу и сам учишь читаешь , всегда практикуешься!!!!! а то сейчас еще стало вообще модно попал в первый раз 3 пом за рейс себя крутым почувствовал понравилось и все в старпомы!!!! в глазах деньги!!! а когда случаются проблемы то все паника , опыта нет что делать , проблемы!!!! тем же старпомом работать это допустим не только судно погрузил , а еще умение работать с людьми!!!!
3
Reply
HOPERUS 05-Aug-2014 09:17
Согласен полностью встречал таких неопытных и задиристых, которые погоны нацепили и ощущали некое превосходство над другими. И наоборот встречал тех кто очень опытен и знаний много, так эти люди самые отзывчивые были!!! вот например я работал с автором этой книги, золотой человек во всех отношениях и имеет за спиной огромный багаж знаний и опыта!!!
1
Reply
kolyan1982 05-Aug-2014 10:03
Согласен полностью встречал таких неопытных и задиристых, которые погоны нацепили и ощущали некое превосходство над другими. И наоборот встречал тех кто очень опытен и знаний много, так эти люди самые отзывчивые были!!! вот например я работал с автором этой книги, золотой человек во всех отношениях, хотя имеет за спиной огромный багаж знаний и опыта!!!
Да еще остались пока капитаны старых времен!! которые дорабатывают!! а потом я вообще не представляю ,что будет. Я еще успел поработать с капитанами старого поколения, которые мне мировозрения моря дали!!! хоть их называют старыми маразматиками , дома надо сидеть , молодым дорогу, да нефига я не согласен большую часть их послушаешь они жизненные вещи говорят!!! да у них свои тараканы , но большая часть огонь и воду прошли!!!
1
Reply
Similar releases
БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА СУДОВОДИТЕЛЯ [19XX-2013, PDF,DjVU,DOC и др.]
Остойчивость... Что это такое? Диалоги с капитаном - Ю. Л. Маков [2005, PDF]
Подборка книг Управление судном [PDF]
  • Reply

The time now is: Today 13:34

All times are GMT + 3 Hours