zxc ® 15-Oct-2014 11:01

Марпол: Практическое пособие


Год выпуска: 1999
Язык: русский
Автор: B. Г. Торский, А. И. Сагайдак, В. И. Любченко
Издательство: Russian Maritime Register of Shipping OSMA Informative & Consulting Centre Odessa Ship Masters Association
ISBN: УДК 341.225(035)
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 257
Описание: В книге рассматриваются вопросы практического применения Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов (МАРПОЛ 73/78), ее требования к участникам морского транспортного процесса.
Предназначена для капитанов и командного состава морских судов, руководителей и персонала судоходных компаний, портов и других организаций и предприятий, связанных с морским транспортом. Может быть использована курсантами высших морских учебных заведений в качестве учебного пособия.
This book gives some practical recommendations for using the International Convention for the Prevention of Pollution from Ships (MARPOL 73/78) and its requirements concerning participants of sea transporting process.
It is addressed to the masters and officers of seagoing ships, managers and stuff of shipping companies, ports and other organizations connected with sea transport. It may be used as a textbook by cadets of Marine Academies.
Рекомендована Агентством по контролю за осуществлением подготовки и дипломирования моряков и научно-методической комиссией "Судовождение и энергетика судов" Министерства образования Украины в качестве учебнопрактического пособия.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского морского регистра судоходства
Данная публикация не может быть использована в качестве руководства для проведения инспекторских проверок судов инспекторами контроля Государства порта (ИКГП)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................... 10
Глава I. Основные направления деятельности
ИМО по защите морской среды ..........................21
1.1. Пути уменьшения загрязнений с судов.................22
1.2. Уменьшение ущерба и компенсация за загрязнения.....24
1.3. Особо чувствительные морские районы (PSSA)..........25
Глава II. Применение и структура МАРПОЛ 73/78 .......... 26
2.1. Определения....................................... 30
2.2. Приложение I.
Правила предотвращения загрязнения нефтью.............35
2.2.1. Правила контроля эксплуатационных сбросов нефти ... 36
2.2.2. Аварийные планы по борьбе с разливами нефти... 42
2.2.3. Правила освидетельствований, сертификации,
контроля сбросов, оборудования и конструкции судов ... 52^
2.2.4. Обязанности Сторон в соответствии
с Приложением I................................. 65
' 2.5. Возможная угроза здоровью моряков при контакте
с нефтепродуктами .............................. 66
1риложение И.
Цравила предотвращения загрязнения моря вредными
Падкими веществами, перевозимыми наливом............67
I /. Подразделение вредных жидких веществ
На категории ....................................68
13 Основные требования Приложения II ............ 69
1|-|, Проектирование судна, его конструкция
И оборудование................................ 74
2.3.4. Освидетельствования и сертификация .......... 74
2.3.5. Обязанности сторон по исполнению требований
Приложения II.................................. 75
2.4. Приложение III.
Правила предотвращения загрязнения моря вредными веществами, перевозимыми в упаковке ............. 77
2.4.1. Освидетельствование и сертификация........... 78
2.4.2. Действие Приложения III и Кодекса IMDG ...... 78
2.4.3. Обязанности сторон по выполнению требований
Приложения III................................. 79
2.5. Приложение IV.
Правила предотвращения загрязнения моря
сточными водами.................................... 80
2.5.1. Требования к освидетельствованиям, сертификации,
оборудованию и контролю сброса..................80
2.5.2. Обязанности сторон по исполнению Приложения IV ... 82
2.6. Приложение V.
Правила предотвращения загрязнения моря мусором......83
2.6.1. Журнал операций с мусором и План обращения
с мусором ..................................... 89
2.6.2. Обязанности сторон в соответствии
• с Приложением V ........................... 91
2.7. Приложение VI.
Правила предотвращения загрязнения атмосферного
воздуха с судов......................................95
2.7.1. Основные положения Приложения VI ............ 95
2.7.2. Вступление в силу Приложения VI.............. 98
2.8. Предполагаемые новые Приложения МАРПОЛ .... ......99
2.8.1. Правила, регламентирующие операции
с балластными водами .......................... 99
2.8.2. Токсичные краски, предотвращающие
обрастание корпуса . . . ...........||........ 101
2.9. Протокол I. Сообщения об инцидентах.....Ж......... 102
2.9.1. Краткое описание содержания Протокола I ..... 102
2.9.2. Действия и обязанности сторон в соответствии
с Протоколом I................................. 104
2.10. Протокол II. Арбитраж ........................... 105
2.10.1. Краткое описание Протокола II............... 105
2.10.2. Урегулирование споров с помощью морских
администраций и ИМ О ......................... 105
2.11. Приемное оборудование портов..................... 105
2.11.1. Требования МАРПОЛ к обеспечению приемными
сооружениями.................................. 105
2.11.2. Основные положения по обеспечению портов
достаточными приемными сооружениями........... 106
2.11.3. Действия морской администрации и портов по обеспечению достаточности приемных сооружений . 109
Глава III. Обязанности в соответствии
с МАРПОЛ и нуги их выполнения.......................110
3.1. Обязанности Сторон Конвенции. Общие положения .... 110
3.2. Обязанности морских администраций,
портов и судовладельцев ...............(............ 114
3.3. Обязанности судового персонала.................... 116
Глава IV. Контроль государства порта....................119
4.1. Контроль эксплуатационных операций........:....... 119
4.2. Расследование случаев загрязнения ................ 121
Глава V. Другие международные конвенции
и документы, направленные на защиту окружающей среды .. 124
5.1. Международная конвенция по охране человеческой жизни
на море, 1974 г. (SOLAS-74)......................... 124
5.2. Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения
(ISMCode) ....................................... ...124
5
5.3. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
(UNCLOS Convention) .............................. 126
5.4. Международная Конвенция о гражданской ответственности
за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (CLC-69) .. 131
5.5. Международная Конвенция о создании Международного фонда компенсации от загрязнения нефтью 1971 г.
(FUND-71) ........................................ 133
5.6. Международная Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих
к загрязнению нефтью 1969 г. (INTERVENTION-69) ... 133
5.7. Международная Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним
и сотрудничеству 1990 г. (OPRC-90)................ 135
5.8. Международная Конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных
и вредных веществ (HNS Convention)................ 138
5.9. Лондонская Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. (LDC-72) ... 138
5.10. Международная Конвенция по стандартам подготовки и дипломирования моряков и несению вахты 1978/95
(STCW 78/95) .................................... 141
5.11. Международная Конвенция о грузовой марке 1966 г.
(LL-66).......................................... 141
5.12. Конвенция о Международных правилах предупреждения
столкновений судов 1972 г. (COLREG) ............. 141
5.13. Кодекс по химовозам (ВСН Code) ................. 142
5.14. Международный Кодекс по химовозам (IBC Code).... 142
5.15. Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов
(IMDG Code) ..................................... 143
5.16. Некоторые региональные соглашения по охране
окружающей среды ................................ 14^
б
Глава VI. Основные особенности
национальных законодательств
по защите морской среды от загрязнения...............148
Австралия ............................................ 148
Алжир ................................................. 149
Аргентина ............................................. 149
Бельгия .............................................. 150
Болгария .............................................. 150
Бразилия ............................................. 150
Великобритания......................................... 150
Венесуэла.............................................. 150
Гана ...................:.............................. 150
Греция ................................................ 151
Израил)................................................ 151
Индии.....!............................................ 151
Иордания .............................................. 151
Ирин.................................................. 152
Ирландия.............................................. 152
Испания............................................... 152
Италия................................................. 152
Йемен.................................................. 152
Канада................................................. 153
Куба....................................................154
Нидерланды ............................................ 154
Новая Зеландия ........................................ 154
Эман .................................................. 154
Панама ................................................ 154
7
Польша .............................................. 155
Россия .............................................. 155
Румыния ............................................. 155
Саудовская Аравия ................................... 155
Сингапур........................................... 155
Соединенные Штаты Америки ........................... 156
Закон США о предотвращении загрязнения морской
среды нефтью (Oil Pollution Act — ОРА-90) ... 156
Федеральный Закон 1974 г.......................... 162
Всеобщий закон о реагировании, компенсации
и ответственности (CERCLA)................... 164
Законы ряда штатов США ........................... 164
Структура районов, находящихся под контролем
Береговой Охраны США......................... 168
Турция ............................................ 170
Украина........................................... 170
Уругвай ............................................. 173
Филипины............................................ 173
Чили................................................. 173
Швеция ............................................ 173
Япония.............................................. 174
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Статус международных конвенций,
касающихся охраны морской среды ................ 175
Приложение 2. Общие требования ИМО по составлению
судовых сообщений и их форма...................!. . 182
8
Приложение 3. Переработанный консолидированный формат рапорта о неадекватности портового приемного оборудования................................. 197
Приложение 4. Действия экипажа судна при загрязнении
моря нефтью........................................200
• Приложение 5. Перечень документов по предотвращению загрязнения моря, которые необходимо иметь на борту судна .....................................204
Приложение 6. Рекомендуемая инструкция по проведению
бункеровочных операций .............................206
Приложение 7. Рекомендации по обработке мусора
на пассажирских судах ..............................211
Приложение 8. Образец стандартного судового Плана
по борьбе с аварийными загрязнениями нефтью ........213
Приложение 9. Источники загрязнения акватории портов
и меры по устранению его последствий ...............220
Приложение 10. Преимущества и недостатки некоторых
операций с балластной водой (Рез. ИМО А.868(20)) .. 221
Приложение 11. Содержание и форма Журнала операций
с мусором ......................................... 222
Приложение 12. Журнал нефтяных операций и его структура .. 228
Приложение 13. Правила пломбировки .....................235
Приложение 14. Основные международные и национальные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды ................................
Приложение 15. Чек-лист для капитанов судов по проверкам
в соответствии с требованиями МАРПОЛ..................240
Приложение 16. Список сокращений, наиболее часто
употребляемых в международных документах по охране морской среды .................................. 242
Источники................................................ 256

Введение

Введение
Предотвращение загрязнения морской среды заинтересовало международную морскую общественность сравнительно недавно по сравнению с другими вопросами безопасности мореплавания—перед первой мировой войной. Тогда впервые обратили внимание на чрезмерную загрязненность нефтепродуктами некоторых портов и гаваней. J
Первая мировая война отодвинула эту проблему на второй план, однако в 20-х — 30-х годах некоторые страны предприняли ряд мер для предотвращения сброса нефтепродуктов в их территориальных водах. К нарушителям стали применяться штрафные санкции.
Одним из первых документов, затрагивающих вопросы охраны морской среды, стало решение властей Нью-Йорка, принятое в 1921 году, которое запрещало сброс нефтяных отходов в море в пределах 25-мильной зоны. В Соединенных Штатах состоялась и первая международная Конференция по контролю за загрязнением моря нефтью, в которой участвовало 13 стран (страны Европы, США и Япония). Это произошло в 1926 году. В проекте решения Конференции предлагалось установить систему зон, запретных для слива нефти, однако это решение так и не было принято. В середине 30-х годов состоялась еще одна попытка установить такие зоны — это была инициатива Великобритании. На этот раз вопрос был поднят в Лиге Наций, однако и эта попытка не была успешной.
Вторая мировая война снова нриостипонила деятельность по предотвращению загрязнения моря, которая была возобновлена в начале 50-х годов. В это время резко возросли морские перевозки нефти и нефтепродуктов, что повлекло за собой и повышение вероятности загрязнения. В 1954 году правительство Великобритании организовало международную Конференцию, результатом которой стало принятие Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью (OILPOL). "3)
Несмотря на то, что аварии с участием танкеров уже начали вызывать серьезное беспокойство, в этой Конвенции основное внимание было обращено на загрязнения, связанные с нормальной работой танкеров (слив нефтяных остатков после мойки танков, слив грязного балласта и т. п.), а также удалению льяльных вод машинных отделений
10
всех судов. Такая позиция была обусловлена тем, что указанные факторы были признаны основными в загрязнении морской среды.
Конвенция OILPOL-54 решала проблемы предотвращения загрязнения моря нефтью двумя основными путями:
1. Установлением "запретных зон" в 50 милях от берега, где был запрещен слив нефти и нефтесодержащих смесей с содержанием бо-иес 100 ч/млн.;
2. Страны-участники обязывались предпринимать все необходимые шаги по установке оборудования для приема нефтесодержащих смесей и нефтеостатков^
В 1962 г. были приняты поправки к Конвенции, которые расширили её требования на суда меньшего тоннажа и увеличили размеры "запретных зон".
Следующие'поправки были приняты в 1969 г. Ими были упразднены все запретные зоны и запретным для слива нефти был объявлен весь Мировой океан. Кроме того, регламентировалось удаление грязного балласта и нефтесодержащих вод после мойки танков, а также льяльных вод других судов. Был одобрен и способ балластировки танкеров, известный под названием "load on top" ("погрузка поверх остатков"^
Последним усовершенствованием Конвенции OILPOL-54 стали поправки 1971 г. Ими был ограничен размер танков на нефтяных танкерах, а кроме того, предусмотрен ряд дополнительных мер для защиты Большого Барьерного Рифа Австралии^
Необходимость принятия срочных мер по предотвращению загрязнения моря при аварии назрела после катастрофы в 1967 г. танкера "Torrey Canyon" у берегов Корнуэлла (Англия) с грузом около 120 тыс. т. сырой нефти. Судно село на рифы в штормовую погоду и получило значительные повреждения корпуса, что повлекло разлив нефти. Попытки спасти ситуацию ни к чему не привели, поэтому было принято решение уничтожить вылившуюся нефть путем бомбардировки с воздуха. Для того, чтобы поджечь ее, было сброшено 98 авиабомб, 45 тонн напалма и 90 тонн керосина. Эта бомбардировка окончательно разрушила корпус судна и остатки груза вылились в море. Кроме того, в результате неудачного применения токсичных диспергентов погибло около восьми тысяч морских птиц. Ущерб, нанесенный этой аварией только Великобритании, составил около 14 млн. Дол., а общий ущерб от загрязнения — более 25 млн. дол.
С появлением супертанкеров и танкеров-химовозов в начале 70-х
II
годов, вызванным в большой степени энергетическим кризисом и закрытием Суэцкого канала, стало очевидным, что Конвенция OILPOL-54 больше не удовлетворяет изменившимся условиям морского судоходства, так как возросло количество аварий и усугубились их последствия. Учитывая это, в 1969 г. Ассамблея Международной Морской Организации (ИМО) приняла решение собрать в 1973 г. новую Конференцию. Конвенция, принятая этой Конференцией, несла в своей основе принципиально новый подход к защите морской среды: эта Конвенция учитывала не только нефть, но и все остальные факторы загрязнения моря с судов (Конвенция по защите моря от загрязнения отходами с берега была принята годом раньше).'В том же, 1969 году, принимаются еще две важные конвенции: "СГвмеша-тельстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью" и "О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью". Обе эти конвенции вступили в силу в 1975 году. Первая из них предоставляет право принимать в открытом море необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря и побережья вследствие морской аварии, вторая устанавливает ответственность собственника судна за ущерб от загрязнения, который причинен утечкой или сливом нефти с судна в результате инцидента. В дополнение к этим двум конвенциям в декабре 1971 г. была принята еще одна — "О создании Международного Фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью". Она вступила в силу в 1978 г. и устанавливает дополнительное возмещение ущерба потерпевшим от загрязнения, а гакже переносит часть расходов по возмещению ущерба с судовладельца на «бонд.
Г Существенное отличие Конвенции, пришедшей на смену OILPOL-54, от'предыдущей — процедура приня тия поправок. Если в предыдущей Конвенции для вступления в силу поправки, одобрение должно было быть получено от 2/3 сторон, что замедляло процедуру принятия поправок, то в Конвенции МАРПОЛ применен принцип tacit acceptance — "одобрения по умолчанию". Это означает, что поправки автоматически вступают в силу в оговоренную дату (минимум через 16 месяцев после принятия), если в течение 10 месяцев не будут отклонены 1/3 сторон или сторонами, суммарный флот которых составляет минимум 50% мирового брутто регистрового тоннажа.
Однако надежды на быстрое вступление в силу Конвенции МАР-ПОЛ-73 не оправдались. Это было связано с некоторыми техническими трудностями, касающимися в основном Приложений I и II.
12
В 1976—77 гг. произошла серия аварий с танкерами. В связи с этим ИМО созвала Конференцию, чтобы внести изменения в МАРПОЛ и СОЛЛ(Эта Конференция состоялась в начале 1978 г. Она рассмотрели «опросы обеспечения безопасности танкеров и предотвращения разливов. Результатом явились два протокола. Кроме того, было принято решение, что протокол к СОЛАС должен быть отдельным инструментом и вступить в силу после соответствующей конвенции.
В отношении МАРПОЛ Конференция пошла другим путем. В то иреми принципиальные проблемы, мешавшие ратификации МАР-ПОЛ, были связаны с Приложением II. По мнению международной морской общественности, необходимо было добиться скорейшего принятия Приложения I, поэтому изменения, рассмотренные Конференцией, касались в основном Приложения I. Также было решено разрешить договаривающимся государствам отложить вступление в силу Приложения II на три года после даты вступления в силу Протокола (т. е. до 2.10.86).
Такая процедура, в сущности, означала что Протокол "поглотил" Конвенцию. Государства, ратифицировавшие Протокол, должны также соблюдать требования Конвенции 1973 г. Таким образом, МАР-ПОЛ-73 и Протокол-78 стали рассматриваться как один документ (обычно упоминается Конвенция МАРПОЛ-73/78).
( Протокол 78 г. ввел ряд изменений в Приложение I:
— на всех новых танкерах дедвейтом 20000 тонн и более балластные танки должны быть изолированными;
— бортовые балластные танки должны быть расположены так, чтобы защитить грузовые танки в случае столкновения или посадки Н> мель.
) Другое важное нововведение касается мойки сырой нефтью. Сис-1«Ми мойки сырой нефтью (COW) делает процесс очистки танков бо-ЯШе эффективным, так как для мойки используется сам груз, а главное — не используется вода (фактически для окончательного ополаскивания вода обычно используется, однако ее количество очень не-i большое). Кроме того, не только уменьшается сброс вредных веществ I а море, но и увеличивается количество сдаваемого груза. Система } МОЙКИ сырой нефтью одобрена как альтернатива системе изолированных балластных танков (SBT) на существующих танкерах и как (Дополнительно требуемая на новых. (Следует отметить, что система МОЙКИ сырой нефтью небезопасна в использовании из-за скаплинаю-1ЦИХСЯ В грузовых танках после выгрузки взрывоопасных газов. I lo-
ll
Rating: 4.9 / 5 (Votes: 21)
Reply
zxc ® 15-Oct-2014 11:10
Документ разбит на страницы. Исправлены искажения и перекосы. Обрезаны черные полосы
0
Reply
Similar releases
MEPC (КЗМС) - Пересмотренное Приложение V к Конвенции МАРПОЛ_Резолюция МЕРС.201(62) [2011, PDF]
Аттестация и проверка знаний штурмана - Maritime Jobs [DOC]
Вахтенный матрос - Гордеев И.И [2010, PDF]
Выживание и безопасность на море в вопросах и ответах [1997, PDF]
Европейские правила судоходства по внутренним водным путям (ЕПСВВП) - ЕЭК [2007, PDF]
Квалифицированный матрос (Able Seaman) - В. В Демидов, А. Н. Пипченко [1997, PDF]
Матрос II класса - Михайлов B.C. [2009, PDF]
Международные и национальные стандарты безопасности мореплавания - В.Г. Алексишин, Л.А. Козырь…
Наставление по предотвращению загрязнения с судов РД 31.04.23-94 - Драницын С.Н. [1994, PDF]
Начальная подготовка по безопасности и инструктажу (В вопросах и ответах) 3 части [2007, DOC]
  • Reply

The time now is: Today 10:26

All times are GMT + 3 Hours