Год выпуска: 2006 Язык: русский Автор: Аксютин Л. Р., Козырь Л. А. Издательство: ОДЕССА "ФЕНИКС" ISBN: 966-8631-49-8 Формат: PDF Качество: OCR с ошибками Количество страниц: 221 Описание: Приведены сведения о воздействии ветра и волнения на судна, поведении судна на волнении. Даны рекомендации по выбору оптимального режима движения во время шторма и при абледенении судна, а также па выполнению аварийных работ. 1-е издание вышло в 1973 г.; 2-е издание дополнено сведениями о наиболее характерных авариях судов при плавании в шторм, о новых способах их проводки и мерах по обеспечению безопасности плавания - вышло в 1991 г.; 3-е издание выходит в 2006 году Для командного состава морских транспортных и промысловых судов Может быть полезна слушателям курсов повышения квалификации плавсостова. Мировая статистика свидетельствует о том, что, несмотря на рост водоизмещения и технического оснащения морских судов, их зависимость от гидрометеорологических условий плавания меняется несущественно. Число аварий и кораблекрушений во время шторма не уменьшается. Каждый год в море гибнет в среднем около 150 судов, из которых примерно 1/3 под действием ветра и волнения. Кроме того, происходят многочисленные случаи повреждения судовых конструкций, потерь палубного груза, возникновения аварийного крена и т. п. Волнение моря вызывает уменьшение скорости судна, ухудшает условия обитания экипажа, затрудняет соблюдение сроков доставки грузов. Выбор курса и скорости при плавании на волнении может существенно влиять на поведение судна и вероятность возникновения опасных ситуаций. Выбор оптимального курса судна относительно волн зависит от многих причин: размеров и формы волн, направления их распространения, силы и направления ветра, глубины моря и рельефа дна, конструкции судна и его загрузки, соотношения между размерами судна и волн и др. Существует два режима плавания на волнении: первый - когда судно сохраняет направление движения и лишь уменьшает скорость, чтобы избежать сильных ударов волн, заливания или уменьшить амплитуду качки; второй, называемый режимом штормования, - когда обеспечение безопасности плавания заставляет отказаться от движения в заданном направлении. Управление судном в штормовом море - процесс сложный, нуждающийся в дальнейшем изучении и совершенствовании. Теоретические исследования и испытания на моделях не всегда позволяют сделать выводы, соответствующие практике мореплавания. Авторы ставили целью обобщить современные исследования и практический опыт в области управления судном в шторм и на этой основе предложить рекомендации судоводителям.
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ Со времени выхода в свет второго издания книги "Управление судами в шторм" прошло 15 лет. Несмотря на принимаемые морской общественностью меры, направленные на повышение безопасности мореплавания, аварийность в штормовых условиях за этот период не снизилась. Более того, по данным Регистра Ллойда (Великобритания) к концу 20 века гибель судов в штормовых условиях составляла 24 % от всех погибших судов Мирового флота и заняла первое место среди других видов аварий (посадок на грунт, пожаров и взрывов, столкновений судов и др.). Росту такой печальной статистики в какой-то мере способствовала аварийность устаревших балкеров, не имевших одноотсечной непотопляемости при перевозке тяжелых грузов (1780 кг/м3 и более). По данным того же Регистра Ллойда за десятилетие с 1991 по 2000 год Мировой флот потерял 134 балкера, вместе с которыми погибли 740 моряков. В сентябре 1994 года в штормовых условиях погиб паром "Эстония", унесший в пучину более 800 человек, что позволило это событие назвать второй после "Титаника" катастрофой века. Помимо проблем, связанных с состоянием судна и действиями экипажа, существуют объективные причины повышения аварийности, вызванные в последнее время ухудшением погоды за счет всемирного потепления. Земля стала получать больше тепловой энергии, которая трансформируется в стихийные бедствия. По данным Всемирного института исследования стихийных бедствий, созданного в 1972 году (Аргументы и факты. - 2005. - № 3), число природных катастроф неуклонно растет. Зарегистрировано стихийных бедствий за период 1973-1982 гг. - 1,5 тыс., 1983-1992 гг. - 3,6 тыс., 1993-2002 гг. - 6,0 тыс. Все сказанное подтверждает необходимость работ по изучению поведения судна в тяжелых штормовых условиях и выработки мер для обеспечения безопасности мореплавания. В настоящем издании нами были дополнительно включены исследования наиболее сложного для оценки способа штормова- ния судна лагом к волне. Выполнен подробный анализ причин гибели теплоходов "Полесск" и "Сальвадор Альенде", следовавших в условиях тяжелого шторма на попутном волнении. В соответствии с рекомендациями Международной конвенции ПДНВ о подготовке моряков к оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасению моряков с гибнущего судна, в книгу включена глава, соответствующая этим рекомендациям для штормовых условий. В этой же главе помещено подробное описание взаимодействия судна с вертолетом. В дополнение к штормовым диаграммам, используемым для выбора оптимального курса и скорости, описан принцип работы бортовых автоматических систем контроля мореходности (АСКМ).. позволяющих анализировать и прогнозировать состояние судна в штормовых условиях. Полагаем, что все изложенное в книге будет полезно морякам, участвующим в управлении судном в штормовых условиях. Мы зс ранее признательны всем тем, кто выскажет критические замечания и предложения для совершенствования нашей работы. С у важением, д.т.н., профессор Л. Р. Аксютин, кдп, к.т.н., профессор Л. А. Козырь
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ АВТОРОВ...............................................................................................3 ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ.............................................4 ГЛАВА 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕТРА И ВОЛНЕНИЯ НА СУДНО..............6 Общие сведения о ветре и волнении................................................6 Измерение в судовых условиях элементов ветра и волн...............15 Крен и дрейф судна при ветре и волнении.....................................23 ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ СУДНА НА ВОЛНЕНИИ................................32 Мореходные качества судна.............................................................32 Качка судна и сопутствующие ей явления.......................................39 Скорость и управляемость судна на волнении................................50 ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА СУДНА К ПЛАВАНИЮ В ШТОРМОВЫХ УСЛОВИЯХ..........................................................................................54 Меры, принимаемые экипажем до выхода в море..........................54 Получение информации о шторме и выборе пути..........................59 ГЛАВА 4. РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ В ШТОРМОВЫХ УСЛОВИЯХ.............62 Штормование против волны..............................................................62 Штормование по волне.....................................................................75 Бортовые автоматизированные системы контроля мореходности 110 Штормование лагом к волне.........................................................114 Повороты судна в штормовых условиях....................................... 131 Счисление пути во время шторма................................................. 133 ГЛАВА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУДНА ПРИ ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ........................................................................137 Борьба с обледенением................................................................. 137 Аварийные работы......................................................................... 140 ГЛАВА 6. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ АВАРИЙНОМУ СУДНУ И ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ ЛЮДЯМ...................................................145 Оказание помощи аварийному судну.......................................... 145 Спасание людей с гибнущего судно..............................................151 Планирование и проведение поиска............................................ 165 Маневрирование при взаимодействии с вертолетом.................191 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 215
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы
Управление судами в шторм
Год выпуска: 2006
Язык: русский
Автор: Аксютин Л. Р., Козырь Л. А.
Издательство: ОДЕССА "ФЕНИКС"
ISBN: 966-8631-49-8
Формат: PDF
Качество: OCR с ошибками
Количество страниц: 221
Описание: Приведены сведения о воздействии ветра и волнения на судна, поведении судна на волнении. Даны рекомендации по выбору оптимального режима движения во время шторма и при абледенении судна, а также па выполнению аварийных работ.
1-е издание вышло в 1973 г.; 2-е издание дополнено сведениями о наиболее характерных авариях судов при плавании в шторм, о новых способах их проводки и мерах по обеспечению безопасности плавания - вышло в 1991 г.; 3-е издание выходит в 2006 году
Для командного состава морских транспортных и промысловых судов Может быть полезна слушателям курсов повышения квалификации плавсостова.
Мировая статистика свидетельствует о том, что, несмотря на рост водоизмещения и технического оснащения морских судов, их зависимость от гидрометеорологических условий плавания меняется несущественно. Число аварий и кораблекрушений во время шторма не уменьшается. Каждый год в море гибнет в среднем около 150 судов, из которых примерно 1/3 под действием ветра и волнения. Кроме того, происходят многочисленные случаи повреждения судовых конструкций, потерь палубного груза, возникновения аварийного крена и т. п. Волнение моря вызывает уменьшение скорости судна, ухудшает условия обитания экипажа, затрудняет соблюдение сроков доставки грузов.
Выбор курса и скорости при плавании на волнении может существенно влиять на поведение судна и вероятность возникновения опасных ситуаций. Выбор оптимального курса судна относительно волн зависит от многих причин: размеров и формы волн, направления их распространения, силы и направления ветра, глубины моря и рельефа дна, конструкции судна и его загрузки, соотношения между размерами судна и волн и др.
Существует два режима плавания на волнении: первый - когда судно сохраняет направление движения и лишь уменьшает скорость, чтобы избежать сильных ударов волн, заливания или уменьшить амплитуду качки; второй, называемый режимом штормования, - когда обеспечение безопасности плавания заставляет отказаться от движения в заданном направлении.
Управление судном в штормовом море - процесс сложный, нуждающийся в дальнейшем изучении и совершенствовании. Теоретические исследования и испытания на моделях не всегда позволяют сделать выводы, соответствующие практике мореплавания. Авторы ставили целью обобщить современные исследования и практический опыт в области управления судном в шторм и на этой основе предложить рекомендации судоводителям.
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮСо времени выхода в свет второго издания книги "Управление судами в шторм" прошло 15 лет. Несмотря на принимаемые морской общественностью меры, направленные на повышение безопасности мореплавания, аварийность в штормовых условиях за этот период не снизилась. Более того, по данным Регистра Ллойда (Великобритания) к концу 20 века гибель судов в штормовых условиях составляла 24 % от всех погибших судов Мирового флота и заняла первое место среди других видов аварий (посадок на грунт, пожаров и взрывов, столкновений судов и др.). Росту такой печальной статистики в какой-то мере способствовала аварийность устаревших балкеров, не имевших одноотсечной непотопляемости при перевозке тяжелых грузов (1780 кг/м3 и более). По данным того же Регистра Ллойда за десятилетие с 1991 по 2000 год Мировой флот потерял 134 балкера, вместе с которыми погибли 740 моряков. В сентябре 1994 года в штормовых условиях погиб паром "Эстония", унесший в пучину более 800 человек, что позволило это событие назвать второй после "Титаника" катастрофой века.
Помимо проблем, связанных с состоянием судна и действиями экипажа, существуют объективные причины повышения аварийности, вызванные в последнее время ухудшением погоды за счет всемирного потепления. Земля стала получать больше тепловой энергии, которая трансформируется в стихийные бедствия. По данным Всемирного института исследования стихийных бедствий, созданного в 1972 году (Аргументы и факты. - 2005. - № 3), число природных катастроф неуклонно растет. Зарегистрировано стихийных бедствий за период 1973-1982 гг. - 1,5 тыс., 1983-1992 гг. - 3,6 тыс., 1993-2002 гг. - 6,0 тыс. Все сказанное подтверждает необходимость работ по изучению поведения судна в тяжелых штормовых условиях и выработки мер для обеспечения безопасности мореплавания.
В настоящем издании нами были дополнительно включены исследования наиболее сложного для оценки способа штормова- ния судна лагом к волне. Выполнен подробный анализ причин гибели теплоходов "Полесск" и "Сальвадор Альенде", следовавших в условиях тяжелого шторма на попутном волнении. В соответствии с рекомендациями Международной конвенции ПДНВ о подготовке моряков к оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасению моряков с гибнущего судна, в книгу включена глава, соответствующая этим рекомендациям для штормовых условий. В этой же главе помещено подробное описание взаимодействия судна с вертолетом. В дополнение к штормовым диаграммам, используемым для выбора оптимального курса и скорости, описан принцип работы бортовых автоматических систем контроля мореходности (АСКМ).. позволяющих анализировать и прогнозировать состояние судна в штормовых условиях.
Полагаем, что все изложенное в книге будет полезно морякам, участвующим в управлении судном в штормовых условиях. Мы зс ранее признательны всем тем, кто выскажет критические замечания и предложения для совершенствования нашей работы.
С у важением,
д.т.н., профессор Л. Р. Аксютин, кдп, к.т.н., профессор Л. А. Козырь
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕОТ АВТОРОВ...............................................................................................3
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ.............................................4
ГЛАВА 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕТРА И ВОЛНЕНИЯ НА СУДНО..............6
Общие сведения о ветре и волнении................................................6
Измерение в судовых условиях элементов ветра и волн...............15
Крен и дрейф судна при ветре и волнении.....................................23
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ СУДНА НА ВОЛНЕНИИ................................32
Мореходные качества судна.............................................................32
Качка судна и сопутствующие ей явления.......................................39
Скорость и управляемость судна на волнении................................50
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА СУДНА К ПЛАВАНИЮ В ШТОРМОВЫХ
УСЛОВИЯХ..........................................................................................54
Меры, принимаемые экипажем до выхода в море..........................54
Получение информации о шторме и выборе пути..........................59
ГЛАВА 4. РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ В ШТОРМОВЫХ УСЛОВИЯХ.............62
Штормование против волны..............................................................62
Штормование по волне.....................................................................75
Бортовые автоматизированные системы контроля мореходности 110
Штормование лагом к волне.........................................................114
Повороты судна в штормовых условиях....................................... 131
Счисление пути во время шторма................................................. 133
ГЛАВА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУДНА ПРИ ОСОБЫХ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ........................................................................137
Борьба с обледенением................................................................. 137
Аварийные работы......................................................................... 140
ГЛАВА 6. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ АВАРИЙНОМУ СУДНУ И
ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ ЛЮДЯМ...................................................145
Оказание помощи аварийному судну.......................................... 145
Спасание людей с гибнущего судно..............................................151
Планирование и проведение поиска............................................ 165
Маневрирование при взаимодействии с вертолетом.................191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
215
Управление судами в шторм - Аксютин - 2006.pdf
Скачать [10 KB]
Поделиться