5sb1 ® 23-Ноя-2023 10:19
В Мурманской области завершилась более чем десятилетняя история утилизации плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе», которая обеспечивала работу первых атомных ледоколов и чье хранилище отработавшего ядерного топлива много лет представляло значительный экологический риск для региона.
На свое место в хранилище реакторных отсеков, расположенном в Сайда-Губе, встала последняя — носовая — блок-упаковка с дезактивированными фрагментами судна.
Основным источником радиоактивной опасности ПТБ «Лепсе» являлось ее хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Работа по выгрузке и вывозу ОЯТ с плавбазы за пределы региона — 639 топливных сборок, часть из которых была повреждена (а это значит, что их нельзя было изъять с судна обычными способами), потребовала от специалистов атомной отрасли особых технических решений.
В частности, для выгрузки отработавшего ядерного топлива «Лепсе» поместили в специально спроектированный и построенный наземный участок-укрытие. Это позволило исключить влияние погоды — волнение моря и атмосферные осадки. Была придумана технология выгрузки топлива вместе с оболочкой ячеек хранения, чтобы не дать тепловыделяющим сборкам разрушиться в процессе выгрузки. Для этого потребовалось сконструировать и изготовить специальный инструмент и оснастку. Работы выполнялись с помощью робототехнического дистанционно управляемого комплекса.
В реализации проекта принимали участие различные организации атомной отрасли и предприятия Северо-Западного региона. Сейчас фрагменты судна более не представляют опасности, на них устанавливается снаружи дополнительная биологическая защита, которая обеспечит безопасность при долговременном хранении. В Мурманской области в плановом режиме идет вывоз отработавшего ядерного топлива. С 2002 по 2023 год суммарный объем накопленного ОЯТ сократился в два раза. Из хранилища в Гремихе идет вывоз оставшегося ОЯТ — завершение всех работ ожидается в 2025 году. С объекта в губе Андреева уже вывезено больше половины ОЯТ, а полностью работы по вывозу планируется завершить к 2028 году.
Росатом продолжает очищать акватории Арктики и Дальнего Востока от радиационно опасных объектов. К сегодняшнему дню в стране утилизированы 202 атомные подводные лодки, выведенные из эксплуатации. С Дальнего Востока вывезено все накопленное отработавшее ядерное топливо.
Госкорпорация также использует свою экспертизу для ликвидации токсичных промышленных производств. Так, в 2023 году Росатом завершил демонтаж всех опасных зданий на площадке «Усольехимпрома» в Иркутской области. Продолжается работа по ликвидации объектов накопленного вреда на полигоне «Красный Бор» в Ленинградской области и на территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Иркутской области. Идет создание инфраструктуры для обращения с опасными отходами I и II классов.
История плавучей технической базы «Лепсе»
История этого судна берет свое начало в 1934 году на Николаевских верфях. Здесь «Лепсе» строили как обычный транспорт-лесовоз (сухогруз). Однако по прямому назначению судно так и не использовалось. Во время войны пароход вынуждены были затопить при наступлении немцев на город. Восстановить судно пытались уже после войны, но затем передали его ленинградским корабелам, и они в 1961 году достраивали его уже в ином качестве — как плавучую техническую базу (ПТБ) для обслуживания атомного флота России. Судно оборудовали хранилищем для отработанного ядерного топлива, цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием. Так «Лепсе» оказалось в Мурманском пароходстве.
С 1964 по 1988 годы ПТБ «Лепсе» не только обслуживала ядерные энергетические установки атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», но и выполняла рейсы с радиоактивными грузами к местам захоронения их в Баренцевом и Карском морях. С 1981 года на смену «Лепсе» пришла плавтехбаза «Имандра». Судно «Лепсе» далее стали использовать только для временного хранения радиоактивных отходов, а в 1988 году вывели из эксплуатации, в 1990 году оно было поставлено на якорь в районе г. Мурманск.
Хранение ОЯТ на «Лепсе» осуществлялось в так называемом «мокром» режиме, когда пеналы заполнялись водой. В результате длительного хранения топливных сборок в воде произошло их коррозионное разрушение. В 1991 году, чтобы создать дополнительный инженерный барьер, межбаковое пространство хранилища ОЯТ на «Лепсе» было заполнено специальными бетонными смесями.
Обследование судна и разработка проекта утилизации начались в 2005 году.
В 2012 году было завершено радиационное и инженерное обследование судна и его хранилища, а также осуществлена буксировка судна от ФГУП «Атомфлот» к набережной судоремонтного завода «Нерпа» для последующей утилизации.
С 2012 по 2017 годы плавбазу «Лепсе» постепенно демонтировали, этот металлолом утилизировали. ОЯТ вывозили для переработки на «Маяк». В апреле 2022 года туда ушла последняя партия топлива. В ноябре 2023 года на свое место в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в губе Сайда встала носовая блок-упаковка — последний фрагмент самого судна.
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

ГУАЛ «Арктика» перебазирован на новое место
Атомное наследие холодной войны на дне Арктики - Радиологические и технико-экономические пробле…
Ледокол "Арктика" завершает работы по программе зимне-весенней навигации
Нормативное правовое обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасн…
Ледокол «Арктика» примут в эксплуатацию 21 октября
Введены в эксплуатацию ледозащитные сооружения в морском порту Сабетта
На Амурском судостроительном заводе начнут строить фрегаты
На «Балтийском заводе» заложат третий ледокол серии 22220 «Урал»
Шойгу потребовал ускорить строительство объектов Новороссийской базы ЧФ
Грузовой арктический флот к 2030 году может вырасти в 3 раза
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 03:56

Часовой пояс: GMT + 3