Технический минимум судового электрика Год выпуска: 2002 Язык: русский Автор: Топчий А.А. Жанр: Учебное пособие Издательство: БГАРФ ISBN: УДК 621.3(07)+621.38(07) Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 106 Описание: В учебном пособии изложены условия работы, обслуживания и требования к ремонту и монтажу судового электрооборудования. В нем рассмотрены основные неисправности электрических машин, аппаратов, судовых сетей, статических преобразователей, малых аккумуляторных батарей и кабелей. Даны общие положения по уходу за судовыми системами методами контроля сопротивления изоляции и приемами проведения технических осмотров. Приведены сведения по технологии электромонтажных работ, ремонтному инструменту и материалам, технике безопасности и оказанию первой помощи при поражении электрическим током. Пособие изложено в соответствии с учебными планами и раскрывает обязанности судового электрика при эксплуатации и обслуживании механизмов судна. Учебное пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины «Технический минимум судового электрика» и предназначено для курсантов дневной и заочной форм обучения специальности 101700 «Холодильная криогенная техника и системы кондиционирования».
Введение
Предисловие: Современные морские суда оснащены большим, разнообразным и сложным комплексом электротехнического оборудования: электрическими машинами, приборами и аппаратами, количество которых возрастает с каждым годом. Электрическая энергия наиболее удобна и универсальна. На судах большинство систем и механизмов, обеспечивающих движение, управление, безопасность плавания и создание жизненных условий для экипажа, используют электрическую энергию. С увеличением количества потребителей электрической энергии увеличивается мощность генераторных агрегатов и степень автоматизации управления всеми механизмами, в связи с чем повышаются требования ко всему электрооборудованию, которое должно быть надежным в работе, простым в эксплуатации и экономичным. Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях; оно подвержено тряске, вибрации, воздействию высоких температур и влаги. Вместе с тем высокая степень электрификации судов и эксплуатация их экипажами, работающими по совмещению профессий, заставляет предъявлять к электрооборудованию самые высокие требования по надежности и долговечности. Отказы'электрооборудования в эксплуатации приводят к простоям, а иногда и к аварийным ситуациям. В процессе работы происходит износ рабочих частей машин, автоматов, приборов, систем. Чтобы электрические аппараты и машины преждевременно не выходили из строя, необходимы регулярный уход за ними и правильное обслуживание. Судовой электромеханик (электрик) должен своевременно обнаруживать отклонения от нормальной работы и устранять причины, вызывающие эти отклонения. Регулярные профилактические осмотры и ремонты, производимые судовыми электриками (электромеханиками) на судах, позволяют обнаруживать предпосылки выхода из строя техники, а при обнаружении нештатных ситуаций принять адеквач-пые меры по их устранению. В настоящем пособии рассмотрены основные неисправности электрических машин, аппаратов, другого электрооборудования и кабелей; указаны причины их возникновения и способы обнаружения; описана технология ремонтных и электромонтажных работ; даны общие положения но vxfviy. обслуживанию судового электрооборудования и организации ремонта. Рассмотрены технологические приемы контроля параметров сети и диагностики наступления нештатных curyaauii; оборудование, инструмент и приборы, используемые при проведении профилактических работ. Кроме того, значительное внимание уделено вопросам техники безопасности при монтаже и ремонте электрооборудования. Предоставленный материал имеет целью оказан» помощь учащимся дневной и заочной форм обучения в их самостоятельной работе при изучении диспиплипы «Технический минимум судового электрика»
Содержание
Предисловие.......................................................................... 6 Глава 1. Общие вопросы ремонта, монтажа и эксплуатации электрооборудования судов .............................................7 § 1.1. Условия работы и требования к ремонту и монтажу судового электрооборудования.........................................................7 § 1.2. Технический уход и обслуживание судового электрооборудования .............................................................................9 Глава 2. Эксплуатация и ремонт судовых электрических машин..........19 § 2.1. Виды и периодичность профилактических осмотров................. 19 § 2.2. Неисправности, вызывающие искрение щеток........................ 29 2.1. Уход за щеточным аппаратом................................................30 2.2. Методы нахождения нейтрали...............................................33 2.3. Уход за коллектором и контактными кольцами..........................35 2.4. Проверка обмоток якорей и фазных роторов............................. 37 2.5. Проверка обмоток полюсов...................................................39 2.6. Проверка качества сборки магнитной системы.......................... 40 § 2.3. Неисправности, вызывающие понижение сопротивления изоляции обмоток ............................................................44 § 2.4. Неисправности, вызывающие повышенный нагрев обмоток и других частей машины....................................................45 4.1. Общий нагрев машины.........................................................45 4.2. Местный нагрев активного железа сердечников.........................46 4.3. Нагрев подшипников.......................................................... 47 4.4. Местный или общий повышенный нагрев машин переменного тока и трансформаторов......................................................48 §2.5. Неисправности, вызывающие повышенную вибрацию, неравномерный шум и колебания скорости вращения ...............55 § 2.6. Разборка машин ...............................................................57 §2.7. Ремонт подшипников и валов..............................................60 § 2.8. Ремонт щеточного аппарата................................................63 § 2.9. Ремонт коллекторов..........................................................65 § 2.10. Ремонт сердечников........................................................ 68 § 2.1 I. Ремонт обмоток возбуждения .............................................71 § 2.12. Ремонт обмоток якорей .................................................... 74 § 2.13. Ремонт обмоток статоров..................................................79 § 2.14. Ремонт обмоток роторов и контактных колец........................ 83 § 2.15. Сборка машин ............................................................... 86 Глава 3. Обслуживание электрических аппаратов и устройств электрооборудования.................................................... 90 § 3.1. Конструктивные особенности различных электрических аппаратов...................................................................... 90 § 3.2. Характерные неисправности, дефектация и объем ремонта электрических аппаратов...................................................93 2.1. Ремонт катушек и обмоток...................................................95 2.2. Ремонт контактов...............................................................95 2.3. Ремонт магнитопроводов и прочих деталей .............................. 96 § 3.3. Сборка и регулировка аппаратов..........................................96 § 3.4. Аппаратура защиты судового электрооборудования от перегрузок и коротких замыканий........................................98 4.1. Основные сведения.............................................................98 4.2. В ре мято ко вые характеристики предохранителей.......................99 4.3. Тепловые реле защиты........................................................101 4.4. Токовые реле....................................................................102 4.5. Установочные автоматы......................................................104 § 3.5. Эксплуатация магнитных пускателей...................................106 5.1. Основные сведения............................................................106 5.2. Магнитные пускатели серии ИМ-1000 ....................................106 5.3. Магнитные пускатели серии ПММ.........................................108 5 4. Обслуживание магнитных пускателей....................................] 5.5. Измерение сопротивлений катушек и переходных сопротивлений контактов....................................................................... 11: § 3.6. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования........1 6.1. Приборы и схемы измерения сопротивления изоляции...............115 6.2. Измерение сопротивления изоляции сети,не находящейся под напряжением...................................................................117 6.3. Измерение сопротивления изоляции сети,находящейся под напряжением.................................................................. 1 6.4. Проверка изоляции подшипников скольжения..........................12: Глава 4. Обслуживание и ремонт судовых электрических сетей, статических преобразователей и аккумуляторных батарей......12 § 4.1. Марки и конструкции кабелей и проводов, применяемых в судовых сетях................................................................ 12 1.1. Общетехиическне данные кабелей, проводов и шнуров.............. 12 1.2. Ремонт кабелей и проводов судовой сети.................................12*) § 4.2. Эксплуатация судовых элек трических сетей .......................... 135 2. Г Виды повреждения кабелей на судах......................................135 2.2. Уход за уплотняющими устройствами ....................................13 2.3. Уход за заземляющими устройст вами .................................... 13 2.4. Соединение кабелей .......................................................... 13 2.5. Определение места повреждения кабеля.................................139 § 4.3. Технический осмотр статических полупроводниковых преобразователей............................................................145 3.1. Статические преобразователи электроэнергии..........................145 3.2. Обозначения корабельных преобразователей...........................147 3.3. Эксплуатация стабилитронов в схемах преобразователей............149 3.4. Поиск неисправных вентилей и их замена .............................. 150 § 4.4. Эксплуатация малых аккумуляторных батарей.......................153 4.1. Электрические аккумуляторы.............................................. 153 4.2. Порядок выполнения операций технического обслуживания аккумуляторов.................................................................157 Глава 5. Технология электромонтажных работ .............................. 164 § 5.1. Пайка электрических соединений при монтаже электрооборудования .....................................................................164 1.1. Применение пайки при монтаже электрооборудования на судах ... 164 1.2. Технологический процесс пайки ...........................................165 1.3. Контроль качества пайки.....................................................166 1.4. Лужение..........................................................................167 1.5. Припои, применяемые при пайке и лужении............................168 1.6. Флюсы........................................................................... 170 1.7. Монтаж штепсельных разъемов электрических соединений.........171 § 5.2. Контактное оконцевание жил кабелей..................................173 2.1. Назначение и способы контактного оконцевания...................... 173 2.2. Подготовка жил к контактному оконцеванию...........................174 23. Кабельные наконечники и гильзы. Маркировка кабелей............. 176 2.4. Оконцевание жил кабелей и их маркировка............................. 178 2.5. Уплотнение и контроль уплотнения мест проходов кабелей.........182 § 5.3. Ремонтный инструмент и материалы................................... 184 3.1. Мерительный инструмент................................................... 184 3.2. Ремонтный инструмент...................................................... 190 3.3. Контрольно-измерительные приборы.....................................193 3.4. Ре м о нт н ы е м атер и ал ы........................................................ 198 Глава 6. Техника безопасности при электромонтажных работах.........203 §6.1. Электромонтажные работы............................................... 203 § 6.2. Работа с действующим электрооборудованием ...................... 204 § 6.3. Оказание первой помощи при поражении электрическим током........................................................................... 206 § 6.4. Правила безопасности при обслуживании электрооборудования ............................................................................. 207 Литература...........................................................................210
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА, МОНТАЖА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ СУДОВ
§ 1.1. Условия работы и требования к ремонту и монтажу судового электрооборудования Условия работы электрооборудования на судах по сравнению с работой в береговых промышленных установках имеют свои отличительные особенности. Это высокая относительная влажность воздуха, доходящая до 95% при температуре +20°С; значительная температура окружающего воздуха (+40° С); работа при крене судна до 15°, дифференте до 7° и бортовой качке до 20°; вибрация корпуса судна; сильные сотрясения и т. п. Возможно обливание электрооборудования водой, особенно расположенного на открытых палубах. Воздух машинно-котельных отделений содержит пары масла и нефтепродуктов. В некоторых помещениях (аккумуляторных, насосных) содержатся взрывоопасные газовые смеси. Отсюда ясно, что условия работы электрооборудования на судах являются весьма тяжелыми. Вместе с тем высокая степень электрификации современных судов и эксплуатация их экипажами, работающими по совмещению профессий (т. е. малочисленными экипажами), заставляют предъявлять к электрооборудованию судов самые высокие требования по надежности и долговечности. Отказы электрооборудования в эксплуатации, как правило, приводят к простоям, а иногда и к аварийным ситуациям. Для обеспечения высокой надежности и долговечности судовое электрооборудование изготавливается с применением высококачественных изоляционных, проводниковых, магнитных и конструктивных материалов. В частности, изоляция электрооборудования должна быть теплостойкой, маслобензостойкой, влагостойкой, негорючей, механически прочной, эластичной (нехрупкой) и т. п. Все остальные материалы должны быть механически прочными, допускающими повышенные электрические и магнитные нагрузки, вибро- и тряскоустойчивыми и т. д. Па материалы, подверженные коррозии, наносятся антикоррозионные покрытия (цинкование, кадмирование, хромирование, пассивирование). Внешние оболочки (корпуса) судового электрооборудования могут иметь различное исполнение: защищенное, брызгозащищенное, водозащищенное, взрывозащищенное. Исполнение оболочек выбирается в зависимости от мест установки электрооборудования. Как известно из теории надежности, одним из показателен надежности является вероятность безотказной работы. С течением времени вероятность безотказной работы непрерывно снижается. Это объясняется естественным износом и старением материалов if узлов, из которых состоит дан- ное изделие. Поэтому для поддержания вероятности безотказной работы (надежности) на заданном уровне в процессе эксплуатации необходимо выполнять профилактические и ремонтные работы. Профилактические работы (чистка, продувка, смена быстроизна-шивающихся деталей и т. п.) производятся в процессе эксплуатации и без снятия электрооборудования с судов силами и средствами экипажей судов и береговых производственных участков (БПУ), которые обслуживают данные суда. Ремонт (текущий, средний, капитальный) электрооборудования вы-полняется после его демонтажа (снятия с судов) силами и средствами береговых цеховых ремонтных баз. безусловно, что электрооборудование, наилучшим образом отвечаю шее судовым условиям работы, значительно реже требует ремонта для поддержания высокой надежное™. Весьма важным обстоятельством в этом отношении является высокое качество ремонтных работ и отличное профилактическое обслуживание в эксплуатации. К судовому электрооборудованию предъявляется также требование минимального веса и габаритов. Судовые условия отличаются стеснен} стью помещений. Несмотря на это, конструкции и расположение судовоп электрооборудования всегда должны преследовать возможность их обслуживания и выполнения всех профилактических работ. Очень большое влияние на надежность судового электрооборудования оказывает качество электромонтажных работ. Известно, чту небрежное выполнение разделки кабелей и проводов, небрежная укладка и крепление их в распределительных щитах, пультах неоднократно приводили к коротким замыканиям и даже пожарам на судах. Плохое крепление приборов и аппаратов ускоряет их отказы в работе,у Некачественное крепление кабельных трасс ускоряет перетирание изол пин кабелей. Неудовлетворительная заделка кабельных проходов скво-водонепроницаемые переборки может привести к распространению затоич леипя судовых помещений. Повышение рентабельности флота в значительной степени зависли снижения эксплуатационных расходов, it том числе и расходов на релимI >лектрооборудо»апия. Поэтому все ремонтные и электромонтажные рнО гы должны имен, минимальную стоимость при высоком качестве pain Ремонт и электромонтаж должны выполняться специализированными у* егками, используя агрегатные и поточные методы работы. Ьолее подробно требования к электрооборудованию судов изложены Правилах Регистра. г)тими Правилами необходимо руководствоваться м| ремонте, изготовлении, монтаже и испытаниях электрооборудования ал! tlvioia. к § 1.2. Технический уход и обслуживание судового электрооборудования Основной обязанностью судового электротехнического персонала является поддержание надежности (исправной работы) электрооборудования в период навигации (при нормальной эксплуатации судна). Поддержание исправного состояния электрооборудования судов флота обеспечивается выполнением трех видов технических уходов: I — без разборки электрооборудования; 2^с частичной разборкой; 3—с полной разборкой. При техническом уходе № 1 производится внешний осмотр, очистка, наблюдение и опробование в работе. При этом, кроме электриков, в работе принимает участие весь вахтенный персонал машинного отделения. При техническом уходе № 2 производятся работы, связанные с вскрытием смотровых отверстий, снятием дугогасительных камер и т. п. Выполнение этого ухода производится судовым электротехническим персоналом. На судах, где экипаж не имеет штатного электротехнического персонала, технический уход № 2 выполняется работниками береговых производственных участков по специально составленному графику. При выполнении технического ухода № 2 производится осмотр состояния коллекторов, щеток, контактов, приборов, реле и др. Одновременно осуществляется замена износившихся деталей запасными. При техническом уходе Л'1> 3 ведутся по существу работы текущего ремонта (очистка всех деталей, просушка обмоток, нанесение покровного лака, замена износившихся частей). Подобные работы представляется возможным выполнять в навигационное время в периоды стоянок судов. Большая же часть работ по техническому уходу № 3 выполняется в период и м не го су до рем опта. Работы по техническом)' уходу № 3 выполняются силами судовых электромехаников и работников НИ У. Все судовые 'электроустановки можно классифицировать по степени ответственности и интенсивности работы. К ответственным относятся электроустановки, обеспечивающие нормальные кодовые и специальные (аварийные, спасательные) режимы работы судов. К таким относятся судовая электростанция, рулевой электропривод, сигнально-ходовые фонари, дистанционное управление главными судовыми двигателями, рулевые указатели, электроприводы пожарных насосов, осушительных и топливных систем* электропривод брашпиля и др. Наиболее интенсивно работающими электроустановками являются: судовая электростанция (генераторы вместе с главным распределительным шитом), рулевой электропривод, дистанционное управление главными судовыми двигал елями, электроприводы санитарного, топливоподкачиваю-тею и масляного насосов и других механизмов, обеспечивающих рабозу силовой установки.
Автор: А.С.Сафонов | Год выпуска: 1956 | Язык: русский | Формат: PDF | Качество: Отсканированные страницы | Количество страниц: 427 | Жанр: Техническая литература
You cannot post new topics in this forum You cannot reply to topics in this forum You cannot edit your posts in this forum You cannot delete your posts in this forum You cannot vote in polls in this forum You cannot attach files in this forum You cannot download files in this forum
Язык: русский
Автор: Топчий А.А.
Жанр: Учебное пособие
Издательство: БГАРФ
ISBN: УДК 621.3(07)+621.38(07)
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 106
Описание: В учебном пособии изложены условия работы, обслуживания и требования к ремонту и монтажу судового электрооборудования.
В нем рассмотрены основные неисправности электрических машин, аппаратов, судовых сетей, статических преобразователей, малых аккумуляторных батарей и кабелей.
Даны общие положения по уходу за судовыми системами методами контроля сопротивления изоляции и приемами проведения технических осмотров. Приведены сведения по технологии электромонтажных работ, ремонтному инструменту и материалам, технике безопасности и оказанию первой помощи при поражении электрическим током.
Пособие изложено в соответствии с учебными планами и раскрывает обязанности судового электрика при эксплуатации и обслуживании механизмов судна.
Учебное пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины «Технический минимум судового электрика» и предназначено для курсантов дневной и заочной форм обучения специальности 101700 «Холодильная криогенная техника и системы кондиционирования».
Введение
Предисловие:Современные морские суда оснащены большим, разнообразным и сложным комплексом электротехнического оборудования: электрическими машинами, приборами и аппаратами, количество которых возрастает с каждым годом. Электрическая энергия наиболее удобна и универсальна. На судах большинство систем и механизмов, обеспечивающих движение, управление, безопасность плавания и создание жизненных условий для экипажа, используют электрическую энергию.
С увеличением количества потребителей электрической энергии увеличивается мощность генераторных агрегатов и степень автоматизации управления всеми механизмами, в связи с чем повышаются требования ко всему электрооборудованию, которое должно быть надежным в работе, простым в эксплуатации и экономичным. Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях; оно подвержено тряске, вибрации, воздействию высоких температур и влаги. Вместе с тем высокая степень электрификации судов и эксплуатация их экипажами, работающими по совмещению профессий, заставляет предъявлять к электрооборудованию самые высокие требования по надежности и долговечности. Отказы'электрооборудования в эксплуатации приводят к простоям, а иногда и к аварийным ситуациям.
В процессе работы происходит износ рабочих частей машин, автоматов, приборов, систем. Чтобы электрические аппараты и машины преждевременно не выходили из строя, необходимы регулярный уход за ними и правильное обслуживание. Судовой электромеханик (электрик) должен своевременно обнаруживать отклонения от нормальной работы и устранять причины, вызывающие эти отклонения. Регулярные профилактические осмотры и ремонты, производимые судовыми электриками (электромеханиками) на судах, позволяют обнаруживать предпосылки выхода из строя техники, а при обнаружении нештатных ситуаций принять адеквач-пые меры по их устранению.
В настоящем пособии рассмотрены основные неисправности электрических машин, аппаратов, другого электрооборудования и кабелей; указаны причины их возникновения и способы обнаружения; описана технология ремонтных и электромонтажных работ; даны общие положения но vxfviy. обслуживанию судового электрооборудования и организации ремонта. Рассмотрены технологические приемы контроля параметров сети и диагностики наступления нештатных curyaauii; оборудование, инструмент и приборы, используемые при проведении профилактических работ. Кроме того, значительное внимание уделено вопросам техники безопасности при монтаже и ремонте электрооборудования.
Предоставленный материал имеет целью оказан» помощь учащимся дневной и заочной форм обучения в их самостоятельной работе при изучении диспиплипы «Технический минимум судового электрика»
Содержание
Предисловие.......................................................................... 6Глава 1. Общие вопросы ремонта, монтажа и эксплуатации
электрооборудования судов .............................................7
§ 1.1. Условия работы и требования к ремонту и монтажу судового
электрооборудования.........................................................7
§ 1.2. Технический уход и обслуживание судового электрооборудования .............................................................................9
Глава 2. Эксплуатация и ремонт судовых электрических машин..........19
§ 2.1. Виды и периодичность профилактических осмотров................. 19
§ 2.2. Неисправности, вызывающие искрение щеток........................ 29
2.1. Уход за щеточным аппаратом................................................30
2.2. Методы нахождения нейтрали...............................................33
2.3. Уход за коллектором и контактными кольцами..........................35
2.4. Проверка обмоток якорей и фазных роторов............................. 37
2.5. Проверка обмоток полюсов...................................................39
2.6. Проверка качества сборки магнитной системы.......................... 40
§ 2.3. Неисправности, вызывающие понижение сопротивления
изоляции обмоток ............................................................44
§ 2.4. Неисправности, вызывающие повышенный нагрев обмоток
и других частей машины....................................................45
4.1. Общий нагрев машины.........................................................45
4.2. Местный нагрев активного железа сердечников.........................46
4.3. Нагрев подшипников.......................................................... 47
4.4. Местный или общий повышенный нагрев машин переменного
тока и трансформаторов......................................................48
§2.5. Неисправности, вызывающие повышенную вибрацию,
неравномерный шум и колебания скорости вращения ...............55
§ 2.6. Разборка машин ...............................................................57
§2.7. Ремонт подшипников и валов..............................................60
§ 2.8. Ремонт щеточного аппарата................................................63
§ 2.9. Ремонт коллекторов..........................................................65
§ 2.10. Ремонт сердечников........................................................ 68
§ 2.1 I. Ремонт обмоток возбуждения .............................................71
§ 2.12. Ремонт обмоток якорей .................................................... 74
§ 2.13. Ремонт обмоток статоров..................................................79
§ 2.14. Ремонт обмоток роторов и контактных колец........................ 83
§ 2.15. Сборка машин ............................................................... 86
Глава 3. Обслуживание электрических аппаратов и устройств
электрооборудования.................................................... 90
§ 3.1. Конструктивные особенности различных электрических
аппаратов...................................................................... 90
§ 3.2. Характерные неисправности, дефектация и объем ремонта
электрических аппаратов...................................................93
2.1. Ремонт катушек и обмоток...................................................95
2.2. Ремонт контактов...............................................................95
2.3. Ремонт магнитопроводов и прочих деталей .............................. 96
§ 3.3. Сборка и регулировка аппаратов..........................................96
§ 3.4. Аппаратура защиты судового электрооборудования от
перегрузок и коротких замыканий........................................98
4.1. Основные сведения.............................................................98
4.2. В ре мято ко вые характеристики предохранителей.......................99
4.3. Тепловые реле защиты........................................................101
4.4. Токовые реле....................................................................102
4.5. Установочные автоматы......................................................104
§ 3.5. Эксплуатация магнитных пускателей...................................106
5.1. Основные сведения............................................................106
5.2. Магнитные пускатели серии ИМ-1000 ....................................106
5.3. Магнитные пускатели серии ПММ.........................................108
5 4. Обслуживание магнитных пускателей....................................]
5.5. Измерение сопротивлений катушек и переходных сопротивлений контактов....................................................................... 11:
§ 3.6. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования........1
6.1. Приборы и схемы измерения сопротивления изоляции...............115
6.2. Измерение сопротивления изоляции сети,не находящейся под напряжением...................................................................117
6.3. Измерение сопротивления изоляции сети,находящейся под напряжением.................................................................. 1
6.4. Проверка изоляции подшипников скольжения..........................12:
Глава 4. Обслуживание и ремонт судовых электрических сетей,
статических преобразователей и аккумуляторных батарей......12
§ 4.1. Марки и конструкции кабелей и проводов, применяемых в
судовых сетях................................................................ 12
1.1. Общетехиическне данные кабелей, проводов и шнуров.............. 12
1.2. Ремонт кабелей и проводов судовой сети.................................12*)
§ 4.2. Эксплуатация судовых элек трических сетей .......................... 135
2. Г Виды повреждения кабелей на судах......................................135
2.2. Уход за уплотняющими устройствами ....................................13
2.3. Уход за заземляющими устройст вами .................................... 13
2.4. Соединение кабелей .......................................................... 13
2.5. Определение места повреждения кабеля.................................139
§ 4.3. Технический осмотр статических полупроводниковых
преобразователей............................................................145
3.1. Статические преобразователи электроэнергии..........................145
3.2. Обозначения корабельных преобразователей...........................147
3.3. Эксплуатация стабилитронов в схемах преобразователей............149
3.4. Поиск неисправных вентилей и их замена .............................. 150
§ 4.4. Эксплуатация малых аккумуляторных батарей.......................153
4.1. Электрические аккумуляторы.............................................. 153
4.2. Порядок выполнения операций технического обслуживания аккумуляторов.................................................................157
Глава 5. Технология электромонтажных работ .............................. 164
§ 5.1. Пайка электрических соединений при монтаже электрооборудования .....................................................................164
1.1. Применение пайки при монтаже электрооборудования на судах ... 164
1.2. Технологический процесс пайки ...........................................165
1.3. Контроль качества пайки.....................................................166
1.4. Лужение..........................................................................167
1.5. Припои, применяемые при пайке и лужении............................168
1.6. Флюсы........................................................................... 170
1.7. Монтаж штепсельных разъемов электрических соединений.........171
§ 5.2. Контактное оконцевание жил кабелей..................................173
2.1. Назначение и способы контактного оконцевания...................... 173
2.2. Подготовка жил к контактному оконцеванию...........................174
23. Кабельные наконечники и гильзы. Маркировка кабелей............. 176
2.4. Оконцевание жил кабелей и их маркировка............................. 178
2.5. Уплотнение и контроль уплотнения мест проходов кабелей.........182
§ 5.3. Ремонтный инструмент и материалы................................... 184
3.1. Мерительный инструмент................................................... 184
3.2. Ремонтный инструмент...................................................... 190
3.3. Контрольно-измерительные приборы.....................................193
3.4. Ре м о нт н ы е м атер и ал ы........................................................ 198
Глава 6. Техника безопасности при электромонтажных работах.........203
§6.1. Электромонтажные работы............................................... 203
§ 6.2. Работа с действующим электрооборудованием ...................... 204
§ 6.3. Оказание первой помощи при поражении электрическим
током........................................................................... 206
§ 6.4. Правила безопасности при обслуживании электрооборудования ............................................................................. 207
Литература...........................................................................210
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА, МОНТАЖА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ СУДОВ
§ 1.1. Условия работы и требования к ремонту и монтажу судового электрооборудованияУсловия работы электрооборудования на судах по сравнению с работой в береговых промышленных установках имеют свои отличительные особенности. Это высокая относительная влажность воздуха, доходящая до 95% при температуре +20°С; значительная температура окружающего воздуха (+40° С); работа при крене судна до 15°, дифференте до 7° и бортовой качке до 20°; вибрация корпуса судна; сильные сотрясения и т. п. Возможно обливание электрооборудования водой, особенно расположенного на открытых палубах. Воздух машинно-котельных отделений содержит пары масла и нефтепродуктов. В некоторых помещениях (аккумуляторных, насосных) содержатся взрывоопасные газовые смеси.
Отсюда ясно, что условия работы электрооборудования на судах являются весьма тяжелыми. Вместе с тем высокая степень электрификации современных судов и эксплуатация их экипажами, работающими по совмещению профессий (т. е. малочисленными экипажами), заставляют предъявлять к электрооборудованию судов самые высокие требования по надежности и долговечности. Отказы электрооборудования в эксплуатации, как правило, приводят к простоям, а иногда и к аварийным ситуациям.
Для обеспечения высокой надежности и долговечности судовое электрооборудование изготавливается с применением высококачественных изоляционных, проводниковых, магнитных и конструктивных материалов. В частности, изоляция электрооборудования должна быть теплостойкой, маслобензостойкой, влагостойкой, негорючей, механически прочной, эластичной (нехрупкой) и т. п. Все остальные материалы должны быть механически прочными, допускающими повышенные электрические и магнитные нагрузки, вибро- и тряскоустойчивыми и т. д. Па материалы, подверженные коррозии, наносятся антикоррозионные покрытия (цинкование, кадмирование, хромирование, пассивирование). Внешние оболочки (корпуса) судового электрооборудования могут иметь различное исполнение: защищенное, брызгозащищенное, водозащищенное, взрывозащищенное. Исполнение оболочек выбирается в зависимости от мест установки электрооборудования.
Как известно из теории надежности, одним из показателен надежности является вероятность безотказной работы. С течением времени вероятность безотказной работы непрерывно снижается. Это объясняется естественным износом и старением материалов if узлов, из которых состоит дан-
ное изделие. Поэтому для поддержания вероятности безотказной работы (надежности) на заданном уровне в процессе эксплуатации необходимо выполнять профилактические и ремонтные работы.
Профилактические работы (чистка, продувка, смена быстроизна-шивающихся деталей и т. п.) производятся в процессе эксплуатации и без снятия электрооборудования с судов силами и средствами экипажей судов и береговых производственных участков (БПУ), которые обслуживают данные суда.
Ремонт (текущий, средний, капитальный) электрооборудования вы-полняется после его демонтажа (снятия с судов) силами и средствами береговых цеховых ремонтных баз.
безусловно, что электрооборудование, наилучшим образом отвечаю шее судовым условиям работы, значительно реже требует ремонта для поддержания высокой надежное™. Весьма важным обстоятельством в этом отношении является высокое качество ремонтных работ и отличное профилактическое обслуживание в эксплуатации.
К судовому электрооборудованию предъявляется также требование минимального веса и габаритов. Судовые условия отличаются стеснен} стью помещений. Несмотря на это, конструкции и расположение судовоп электрооборудования всегда должны преследовать возможность их обслуживания и выполнения всех профилактических работ.
Очень большое влияние на надежность судового электрооборудования оказывает качество электромонтажных работ. Известно, чту небрежное выполнение разделки кабелей и проводов, небрежная укладка и крепление их в распределительных щитах, пультах неоднократно приводили к коротким замыканиям и даже пожарам на судах.
Плохое крепление приборов и аппаратов ускоряет их отказы в работе,у Некачественное крепление кабельных трасс ускоряет перетирание изол пин кабелей. Неудовлетворительная заделка кабельных проходов скво-водонепроницаемые переборки может привести к распространению затоич леипя судовых помещений.
Повышение рентабельности флота в значительной степени зависли снижения эксплуатационных расходов, it том числе и расходов на релимI >лектрооборудо»апия. Поэтому все ремонтные и электромонтажные рнО гы должны имен, минимальную стоимость при высоком качестве pain Ремонт и электромонтаж должны выполняться специализированными у* егками, используя агрегатные и поточные методы работы.
Ьолее подробно требования к электрооборудованию судов изложены Правилах Регистра. г)тими Правилами необходимо руководствоваться м| ремонте, изготовлении, монтаже и испытаниях электрооборудования ал! tlvioia.
к
§ 1.2. Технический уход и обслуживание судового электрооборудования
Основной обязанностью судового электротехнического персонала является поддержание надежности (исправной работы) электрооборудования в период навигации (при нормальной эксплуатации судна).
Поддержание исправного состояния электрооборудования судов флота обеспечивается выполнением трех видов технических уходов: I — без разборки электрооборудования; 2^с частичной разборкой; 3—с полной разборкой.
При техническом уходе № 1 производится внешний осмотр, очистка, наблюдение и опробование в работе. При этом, кроме электриков, в работе принимает участие весь вахтенный персонал машинного отделения.
При техническом уходе № 2 производятся работы, связанные с вскрытием смотровых отверстий, снятием дугогасительных камер и т. п. Выполнение этого ухода производится судовым электротехническим персоналом. На судах, где экипаж не имеет штатного электротехнического персонала, технический уход № 2 выполняется работниками береговых производственных участков по специально составленному графику.
При выполнении технического ухода № 2 производится осмотр состояния коллекторов, щеток, контактов, приборов, реле и др. Одновременно осуществляется замена износившихся деталей запасными.
При техническом уходе Л'1> 3 ведутся по существу работы текущего ремонта (очистка всех деталей, просушка обмоток, нанесение покровного лака, замена износившихся частей). Подобные работы представляется возможным выполнять в навигационное время в периоды стоянок судов. Большая же часть работ по техническому уходу № 3 выполняется в период и м не го су до рем опта.
Работы по техническом)' уходу № 3 выполняются силами судовых электромехаников и работников НИ У.
Все судовые 'электроустановки можно классифицировать по степени ответственности и интенсивности работы.
К ответственным относятся электроустановки, обеспечивающие нормальные кодовые и специальные (аварийные, спасательные) режимы работы судов. К таким относятся судовая электростанция, рулевой электропривод, сигнально-ходовые фонари, дистанционное управление главными судовыми двигателями, рулевые указатели, электроприводы пожарных насосов, осушительных и топливных систем* электропривод брашпиля и др.
Наиболее интенсивно работающими электроустановками являются: судовая электростанция (генераторы вместе с главным распределительным шитом), рулевой электропривод, дистанционное управление главными судовыми двигал елями, электроприводы санитарного, топливоподкачиваю-тею и масляного насосов и других механизмов, обеспечивающих рабозу силовой установки.
А. - Техминимум судового электрика.pdf
Download [17 KB]
Share
Share
Share
Answer from: zxc [translate]
Учебник электрика флота - А.С.Сафонов [1956, PDF]
Автор: А.С.Сафонов | Год выпуска: 1956 | Язык: русский | Формат: PDF | Качество: Отсканированные страницы | Количество страниц: 427 | Жанр: Техническая литература
Open released by mikhail039
Share