Пиратство. По поводу этого бича современного судоходства уже написано немало и данная проблема касается каждого моряка. Кто еще не знает, кто такие сомалийские пираты или сомалийские гопники, как я их называю, то я попытаюсь объяснить. К тому же на блоге существовал опрос на тему пиратства и можно проанализировать некоторые результаты. Значит так. Сомалийские пираты – это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда в Аденском заливе и Индийском океане. В качестве транспортных средств используют малотоннажные корабли (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Из вооружений используют автоматическое оружие и гранатомёты. Также эти нехорошие люди имеют в своем арсенале качественное снаряжение, включая спутниковые телефоны и GPS. В год через Аденский залив проходят около 20 тысяч судов. Из Суэцкого канал суда везут грузы на Персидский залив, Сингапур и далее на Восток. И в обратном направлении. Захватывают пираты около 250 судов в год. Скажите мало? Но за каждым захватом стоит людская трагедия. Мой первый вояж в район африканского рога был в 2006 году. На небольшом судне-универсале «BBC Portugal» мы шли из Китая в Алжир с грузом оборудования для нефтяных вышек. Проходили Аденский залив более-менее спокойно. Без приключений. Хотя усиленную вахту по указанию капитана несли как на палубе так и в машине. Тогда еще были единичные случаи захватов судов, не было военных конвоев и коридора безопасности. В следующем году и уже на другом судне мы заходили в Джибути на выгрузку железнодорожных рельс. Государство в ста милях к западу от побережья Сомали. Опять же все было почти спокойно. Хотя с нашей крейсерской скоростью в 13 узлов (1 узел = 1.852 км в час) и низким надводным бортом мы были в зоне риска. После Джибути заходили и в Йемен и в Оман, в общем колесили по Аденскому заливу. Тогда обошлось. Самое «интересное» началось в 2008 году. Настоящий пиратский сенокос. С начала года начали захватывать суда чуть ли не десятками. В том году я тоже проходил этот злополучный район. Из Суэцкого канал мы везли кое-какое оборудование в Индию. До захода в Аденский залив экипаж уже получил инструкции от судовладельца и военных как вести себя в случае атаки, держать курс строго по так называемому коридору безопасности и не геройствовать. Какие тут герои, спрашивается. Да никто не будет рвать тельняшку и бороться с пиратами. Судно и груз застрахован. Судовладелец получит свои деньги в любом случае, а устраивать реалити-шоу на судне – это только на свой страх и риск. На современных торговых судах оружия нет. Но даже с оружием в руках, я уверен, мало найдется смельчаков жаждущих боевых действий. По поводу коридора безопасности. Тогда в 2008 году, коридор был, по сути, настоящим полем чудес для пиратов. Вот внизу фото навигационной карты данного района. Где отмечен коридор безопасности и позиции захваченных судов. Осень 2008 года. Впечатляет?
Это карта с того самого судна, где я работал. Мы на вахте днем и ночью получали сводки военных об атакованных и захваченных судах и наносили на эту карту под чутким руководством старпома-турка. Полный ход нашего двадцатипятилетнего «крейсера» был 12 узлов. Вот тогда было действительно не по себе от возможных перспектив пиратского плена. Особенно начали истерить некоторые члены экипажа после того, как впереди нашего судна, в коридоре безопасности, пираты захватили балкер «African Sanderling». С которым мы шли рядом в Суэцком канале, в Красном море и общались по УКВ. Тех членов экипажа, которые никак не могли прийти в чувство от истерики, а это были кадеты, закрывали в своих каютах до особого распоряжения капитана, чтобы не нарушали дисциплину и не сеяли панику на судне. Паника – плохой помощник в стрессовой ситуации. Чисто технически процесс захвата судов выглядит так. Быстроходное плавсредство — катер или лодка, с мощными моторами, подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низким надводным бортом (например, танкер-химовоз), на его борт можно просто перепрыгнуть, в противном случае в ход идут веревки с крючьями или специальными «кошками». Чтобы экипаж судна не попытался сбить пиратов водой из пожарных шлангов или швырянием чего под руку попадется, а также для устрашения, при нападении и непосредственно при абордаже пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов. К слову, пожарные шланги – одно из немногих средств, наряду с маневрами судна, препятствующее пиратам забраться на борт. Ведь скорость пиратской лодки 20-22 узла. А большинство судов имеет скорость полным ходом 15-17 узлов. Кто победит в данной гонке? Ответ очевиден.
В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват судна удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно можно сказать, уже в их руках – гражданский моряк не пойдет с голой грудью на автоматы, если только ситуация не смертельно опасна. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами – это не оказывать пиратам сопротивления. А что военные? Денно и нощно патрулируют коридор безопасности. Но что толку, суда захватывают уже и в Индийском океане. На коридор не хватает военно-морских сил, а тут еще и океан охватить необходимо. Нереально. Есть возможность садить на суда, проходящие транзитом через Аденский залив военных ребят с оружием. Дело дорогое и хлопотное для судовладельца. Поэтому многие и отправляют свои суда на «авось пронесет», на страх и риск моряка. Без охраны, а только с рекомендациями, что делать, если вдруг не повезло. Живой пример – то же судно «ВВС Portugal» о котором я упоминал в начале поста был атакован пиратами в сентябре 2009 года. Но на судне находилась военная охрана из Йемена, которая открыла огонь по нападавшим пиратам. Вывод напрашивается сам собой – военные на борту судна, по сути, единственное средство хоть как-то обезопасить груз, судно и экипаж от сомалийских пиратов.
Ну а если судовладелец не чешется, то на выручку морякам приходит смекалка. Помимо пожарных рукавов, круглосуточных вахт на палубе, многие суда перед транзитом вблизи сомалийских берегов ставят на борта судна по всему периметру колючую проволоку – серьезное препятствие на пути желающего забраться на борт пирата. А если проволока еще и под напряжением – то это дополнительная гарантия безопасности. Есть примеры, когда именно такое «колючее электричество» предотвратило захват судна. Другой способ виден на фото. Делают манекены имитирующих военных с оружием, патрулирующих судно. И рассаживают вдоль борта судна.
Вариант военной операции в Сомали, по-моему, не реален. Очень хочется, это да. Ковровое бомбометание на побережье и сжечь все к чертовой сомалийской бабушке, потом построить на месте выжженной пустыни Диснейленд с аттракционами типа «Убей пирата – получи надувного кролика». Но мировое сообщество, ООНы там всякие, организации по правам чернокожих маргиналов никогда не дадут на это согласие. Существующее международное морское право не даёт никому права вмешиваться в дела суверенной страны в пределах её территориального моря. Есть пиратство – значит это кому-то выгодно. Кто-то на этом делает хороший гешефт. И не рядовые сомалийские гопники, а люди посеръезней. А с другой стороны, даже если исчезнет пиратство в Аденском заливе, то непременно этот бич появится в другой местности. Так, как действуют пираты Сомали, на самом деле зарабатывают во многих местах Африки. В Нигерии, например, есть район, богатый нефтью, — дельта Нигера. Там пиратство — захваты иностранных заложников, барж, нефтяных платформ — не прекращается уже много лет.
В заключении хочу сказать, что после 2008 года мне больше не приходилось проходить злополучный Аденский залив. Но я все равно слежу за сводками о атакованных и захваченных судах. Много знакомых ребят работают на судах курсирующих мимо берегов Сомали. Надеюсь не их, не других моряков не постигнет участь быть разменной монетой в играх судовладельца с пиратами. Однозначно, бороться с пиратством надо. Эта болячка сама по себе не пройдет. Вот только как это сделать эффективно и надежно пока еще, к сожалению, не придумали.-Источник: Блог моряка торгового флота
You can post new topics in this forum You can reply to topics in this forum You cannot edit your posts in this forum You cannot delete your posts in this forum You cannot vote in polls in this forum You can attach files in this forum You can download files in this forum
Пиратство. По поводу этого бича современного судоходства уже написано немало и данная проблема касается каждого моряка. Кто еще не знает, кто такие сомалийские пираты или сомалийские гопники, как я их называю, то я попытаюсь объяснить. К тому же на блоге существовал опрос на тему пиратства и можно проанализировать некоторые результаты.
Значит так. Сомалийские пираты – это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда в Аденском заливе и Индийском океане. В качестве транспортных средств используют малотоннажные корабли (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Из вооружений используют автоматическое оружие и гранатомёты. Также эти нехорошие люди имеют в своем арсенале качественное снаряжение, включая спутниковые телефоны и GPS.
В год через Аденский залив проходят около 20 тысяч судов. Из Суэцкого канал суда везут грузы на Персидский залив, Сингапур и далее на Восток. И в обратном направлении. Захватывают пираты около 250 судов в год. Скажите мало? Но за каждым захватом стоит людская трагедия.
Мой первый вояж в район африканского рога был в 2006 году. На небольшом судне-универсале «BBC Portugal» мы шли из Китая в Алжир с грузом оборудования для нефтяных вышек. Проходили Аденский залив более-менее спокойно. Без приключений. Хотя усиленную вахту по указанию капитана несли как на палубе так и в машине. Тогда еще были единичные случаи захватов судов, не было военных конвоев и коридора безопасности.
В следующем году и уже на другом судне мы заходили в Джибути на выгрузку железнодорожных рельс. Государство в ста милях к западу от побережья Сомали. Опять же все было почти спокойно. Хотя с нашей крейсерской скоростью в 13 узлов (1 узел = 1.852 км в час) и низким надводным бортом мы были в зоне риска. После Джибути заходили и в Йемен и в Оман, в общем колесили по Аденскому заливу. Тогда обошлось.
Самое «интересное» началось в 2008 году. Настоящий пиратский сенокос. С начала года начали захватывать суда чуть ли не десятками. В том году я тоже проходил этот злополучный район. Из Суэцкого канал мы везли кое-какое оборудование в Индию. До захода в Аденский залив экипаж уже получил инструкции от судовладельца и военных как вести себя в случае атаки, держать курс строго по так называемому коридору безопасности и не геройствовать. Какие тут герои, спрашивается. Да никто не будет рвать тельняшку и бороться с пиратами. Судно и груз застрахован. Судовладелец получит свои деньги в любом случае, а устраивать реалити-шоу на судне – это только на свой страх и риск. На современных торговых судах оружия нет. Но даже с оружием в руках, я уверен, мало найдется смельчаков жаждущих боевых действий.
По поводу коридора безопасности. Тогда в 2008 году, коридор был, по сути, настоящим полем чудес для пиратов. Вот внизу фото навигационной карты данного района. Где отмечен коридор безопасности и позиции захваченных судов. Осень 2008 года. Впечатляет?
Это карта с того самого судна, где я работал. Мы на вахте днем и ночью получали сводки военных об атакованных и захваченных судах и наносили на эту карту под чутким руководством старпома-турка. Полный ход нашего двадцатипятилетнего «крейсера» был 12 узлов. Вот тогда было действительно не по себе от возможных перспектив пиратского плена. Особенно начали истерить некоторые члены экипажа после того, как впереди нашего судна, в коридоре безопасности, пираты захватили балкер «African Sanderling». С которым мы шли рядом в Суэцком канале, в Красном море и общались по УКВ.
Тех членов экипажа, которые никак не могли прийти в чувство от истерики, а это были кадеты, закрывали в своих каютах до особого распоряжения капитана, чтобы не нарушали дисциплину и не сеяли панику на судне. Паника – плохой помощник в стрессовой ситуации.
Чисто технически процесс захвата судов выглядит так. Быстроходное плавсредство — катер или лодка, с мощными моторами, подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низким надводным бортом (например, танкер-химовоз), на его борт можно просто перепрыгнуть, в противном случае в ход идут веревки с крючьями или специальными «кошками». Чтобы экипаж судна не попытался сбить пиратов водой из пожарных шлангов или швырянием чего под руку попадется, а также для устрашения, при нападении и непосредственно при абордаже пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов. К слову, пожарные шланги – одно из немногих средств, наряду с маневрами судна, препятствующее пиратам забраться на борт. Ведь скорость пиратской лодки 20-22 узла. А большинство судов имеет скорость полным ходом 15-17 узлов. Кто победит в данной гонке? Ответ очевиден.
В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват судна удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно можно сказать, уже в их руках – гражданский моряк не пойдет с голой грудью на автоматы, если только ситуация не смертельно опасна. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами – это не оказывать пиратам сопротивления.
А что военные? Денно и нощно патрулируют коридор безопасности. Но что толку, суда захватывают уже и в Индийском океане. На коридор не хватает военно-морских сил, а тут еще и океан охватить необходимо. Нереально. Есть возможность садить на суда, проходящие транзитом через Аденский залив военных ребят с оружием. Дело дорогое и хлопотное для судовладельца. Поэтому многие и отправляют свои суда на «авось пронесет», на страх и риск моряка. Без охраны, а только с рекомендациями, что делать, если вдруг не повезло. Живой пример – то же судно «ВВС Portugal» о котором я упоминал в начале поста был атакован пиратами в сентябре 2009 года. Но на судне находилась военная охрана из Йемена, которая открыла огонь по нападавшим пиратам. Вывод напрашивается сам собой – военные на борту судна, по сути, единственное средство хоть как-то обезопасить груз, судно и экипаж от сомалийских пиратов.
Ну а если судовладелец не чешется, то на выручку морякам приходит смекалка. Помимо пожарных рукавов, круглосуточных вахт на палубе, многие суда перед транзитом вблизи сомалийских берегов ставят на борта судна по всему периметру колючую проволоку – серьезное препятствие на пути желающего забраться на борт пирата. А если проволока еще и под напряжением – то это дополнительная гарантия безопасности. Есть примеры, когда именно такое «колючее электричество» предотвратило захват судна.
Другой способ виден на фото. Делают манекены имитирующих военных с оружием, патрулирующих судно. И рассаживают вдоль борта судна.
Вариант военной операции в Сомали, по-моему, не реален. Очень хочется, это да. Ковровое бомбометание на побережье и сжечь все к чертовой сомалийской бабушке, потом построить на месте выжженной пустыни Диснейленд с аттракционами типа «Убей пирата – получи надувного кролика». Но мировое сообщество, ООНы там всякие, организации по правам чернокожих маргиналов никогда не дадут на это согласие. Существующее международное морское право не даёт никому права вмешиваться в дела суверенной страны в пределах её территориального моря. Есть пиратство – значит это кому-то выгодно. Кто-то на этом делает хороший гешефт. И не рядовые сомалийские гопники, а люди посеръезней.
А с другой стороны, даже если исчезнет пиратство в Аденском заливе, то непременно этот бич появится в другой местности. Так, как действуют пираты Сомали, на самом деле зарабатывают во многих местах Африки. В Нигерии, например, есть район, богатый нефтью, — дельта Нигера. Там пиратство — захваты иностранных заложников, барж, нефтяных платформ — не прекращается уже много лет.
В заключении хочу сказать, что после 2008 года мне больше не приходилось проходить злополучный Аденский залив. Но я все равно слежу за сводками о атакованных и захваченных судах. Много знакомых ребят работают на судах курсирующих мимо берегов Сомали. Надеюсь не их, не других моряков не постигнет участь быть разменной монетой в играх судовладельца с пиратами.
Однозначно, бороться с пиратством надо. Эта болячка сама по себе не пройдет. Вот только как это сделать эффективно и надежно пока еще, к сожалению, не придумали.-Источник: Блог моряка торгового флота