janataly ® 20-Ноя-2013 19:32
В письме 20-ти (так и тянется рука написать «Бакинских комиссаров») капитанов совершенно справедливо поднимаются не только вопросы дипломирования и судьбы людей со средним образованием, но и вопросы системы морского образования. Все это в целом – морское образование, повышение квалификации, дипломирование – все стабильно замерло в положении неуправляемого хаоса. Из этого хаоса время от времени выскакивают чудовищные порождения чиновничьего ума, то вроде идеи о создании супер транспортного университета, который находясь в Москве, объединит все транспортные вузы всех отраслей, то идеи шепелявого Дарькина об объединении все водных вузов ДВ в единое целое, то уже реальные дела вроде слияния Макаровки с институтом инженеров водного транспорта. Беспрерывно идет «упорядочивание» и «улучшение», и в общем, что же творится, куда все идет, зачем, чего и кто хочет, где наконец, дно, встав на которое можно было бы, переведя дух, хотя бы охватить картинку одним взором и что-то понять – было и остается непонятным. 13 лет страна, ведомая твердой рукой, идет по пути счастья и процветания, хаоса при этом все больше, а процветают только избранные. В чем дело, патриоты из Минтранса? Кто вам мешает определиться, наконец, с системой морского образования? Проклятые 90-е? НАТО? Челябинский метеорит?
К сожалению, письмо касается общей проблемы образования в том же хаотическом ключе, в котором все это дело пребывает. Мол, надо созвать круглый стол, пригласив всех заинтересованных. И там чего-то порешать. Ничего там не решится. Позвольте объяснить, как такие вопросы решаются в серьезных странах. Алгоритм простой.
Для начала надо определиться базово, принципиально – чего страна желает от своих морских кадров? В каком виде они ее устраивают? Только в виде кадров исключительно на судах под флагом РФ, или страна хотела бы, чтобы морских профессионалов было бы как можно больше, чтобы они отвоевывали рынок труда у других стран, чтобы они привносили в страну валюту. Чтобы наконец, они стали существенным фактором в работе мирового судоходства, то есть в какой-то степени ставили бы мировое судоходство под контроль РФ.
Для этого существует т.н. Морская Доктрина. Она есть. Но то, что там понаписано, не имеет никакого отношения к реальности, к плавсоставу, к образованию, к флоту – вообще ни к чему там отношения никакого нет, это непролазный бред больных умов, план по утверждению величия России на морях и океанах Земли, соседних планет и в ближайшем будущем – соседних галактик. Ее состряпали, чтобы она была. Нашли где-то безнадежно больных и поручили написать. Они не подвели.
То есть у РФ так и нет основы для выстраивания кадровой политики и системы морского образования. Есть визг и вопли насчет патриотичности, насчет могучего флота, на котором всем найдется место, но если говорить об истинных интересах страны, то никакой злобный враг, никакая мировая закулиса не смогли бы придумать ничего более вредного, чем эта псевдо патриотическая трескотня.
Морская доктрина находится в ведении Морской Коллегии. Она призвана эту доктрину реализовывать. Предположим, на некоторое короткое время в Морскую коллегию привлекли умных, ответственных людей из флота. Предположим, прежде, чем их разгонят (и хорошо если не посадят), они успеют вставить в доктрину основы кадровой политики, согласно которым целью РФ в отношении морских кадров будет их всемерное увеличение, поощрение их работы прежде всего на судах иностранных компаний, завоевание ведущих позиций на мировом рынке занятости плавсостава, прежде всего – комсостава, поощрение и привлечение молодежи. Но они не смогут внести в доктрину основы кадровой политики с налета, посидев пару часов за круглым столом. Для этого требуется серьезная подготовительная работа.
Заинтересованная организация давно должна была сделать сама, или заказать, глубокое исследование вопроса. Исследование должно учитывать целый ряд параметров. Таких например, как сравнение качества образования и работы российского комсостава и комсостава главных конкурентов вроде Индии или Филиппин, а также комсостава стран Запада. Общая и в отдельных пунктах детальная статистика занятости мирового плавсостава. Перспективы на ближайшие 20 лет – судоходства и плавсостава, по секторам, с цифрами и тенденциями. И много чего еще, в том числе учет особенностей России в отношении людских ресурсов.
Исследование должно выдать обоснованное заключение целесообразности или нецелесообразности принятия государством долгосрочной политики поощрения плавсостава и получения молодежью морского образования, и на основе заключения – рекомендации коллегии и правительству.
Выводы и рекомендации должны уместиться на одной максимум двух страницах формата А4, крупным шрифтом, и написаны так, чтобы их смог понять даже человек с интеллектом Рогозина. Они должны быть такими, чтобы их спокойно можно было публиковать в СМИ без какой-либо корректуры со скидкой на незнание вопроса общественностью. То есть они должны быть инструментом или оружием, с помощью которого можно будет отстаивать как реформы, так и интересы плавсостава.
В случае принятия этой политики на государственном уровне, следующим шагом должна быть полная реформа системы морского образования, повышения квалификации и дипломирования. Реформа понятно, тоже должна разрабатываться не на основе посиделок за круглым столом, а на основе исследований.
Все это должно заработать после разработки и принятия долгосрочного, поэтапного, пошагового плана, с четкими параметрами, дающими возможность заинтересованной общественности отслеживать и контролировать его реализацию. С конкретными цифрами, поддающимися учету.
Вот в ходе разработки и принятия плана круглые столы бы и пригодились, а также широкое обсуждение исследований и проектов реформ общественностью посредством Интернета. А то ишь – круглый стол заинтересованных (избранных?) все должен решить и немедленно выдать решение. Ага. Выдаст. Детский лепет это, а не серьезный подход к делу.
У меня вопрос ко всем – укажите мне ту самую заинтересованную организацию, которая должна заказать исследование, и затем идти в бой, вооружившись его результатами. По идее, это Минтранс? Но где идеи, а где Минтранс? У него конечно есть идеи, но сугубо свои, к общественному благу отношения не имеющие. Забудем про Минтранс. Кто еще? Опять же по идее, это должно быть одной из первоочередных задач Палаты судоходства или как это называть, в общем некоего объединения российских судовладельцев. Но у этой палаты тоже своя законспирированная жизнь, им тоже недосуг. Может быть, это дело для РПСМ, главного защитника и заступника трудящихся водоплавающих? Даже если бы РПСМ реально был защитником и заступником интересов моряков, а не своих собственных, такое исследование он бы никогда не провел, оставаясь в рядах «международного братства профсоюзов» под логотипом ITF. Потому что у руководства ITF и еще выше – руководства МОТ, свои планы на мировые кадры плавсостава, особенно командного. И выход России на ведущие позиции их точно не устраивает. Ну, а РПСМ шага не сделает и слова не скажет без команды ITF. Там у них, у братвы, все жестко, как и полагается уважающей себя мафии.
Тогда кто? В том-то и вопрос наших дней и нашей больной страны – некому этим делом заняться. Мне что ли, это исследование сделать? Ну, теоретически я могу сделать его в одиночку, на коленке. Уровень и качество были бы похуже, но уверяю вас, это не было бы лажей. Если ничего другого больше не делать, то за полгода я бы что-то удобоваримое сотворил. Если в свободное от основной работы время, то – за год. Но зачем мне это надо? Опубликую, даже в центральные СМИ протащу, и что? Да ничего. За исключением только того, что мое исследование у меня же и украдут, целиком и по частям, как крадут сейчас многое из моих анализов, исследований, предложений и мыслей. Кто-нибудь возможно, сляпает на основе моего исследования диссертацию, какой-нибудь чиновник или депутат. Нет уж, не дождетесь.
Чтобы было понятнее, ситуацию можно описать так – наше судно вышло из порта А. Нам надо выяснить, куда оно пойдет, в какой порт. Затем подобрать карты, сделать предварительную прокладку и составить пояснительную записку с подробными выписками из лоций. В настоящее время наше судно, давно уже вышедшее из порта, либо ходит беспорядочными галсами, либо болтается в дрейфе. Экипаж пьет горькую и ждет дальнейших указаний. Начальство столпилось на мостике в парадной одежде, ходит взад-вперед, отдает в никуда бессмысленные команды, и занято тем, что увлеченно имитирует процесс судовождения. Играет в игру. За эту имитацию начальству исправно платят отнюдь не условные деньги, в очень немалых количествах. Куда судну следовать, никто не знает. Начальство это просто не интересует постольку, поскольку ему платят зарплату и ничего с него не спрашивают. А кому спрашивать? Экипажу начальство не подотчетно, а тем, кто повыше, тоже наплевать. Они заняты своими играми и имитациями. Судно, правда, тонет, но и это не проблема, у начальства наготове вертолеты и другие средства спасения.
Рассуждения о необходимости реформы морского образования совершенно бессмысленны без выполнения вышеописанной работы. Эту работу должны были сделать давным-давно. Ну ладно, 90-е были ужас какие ужасные, спишем. А в лучезарных нулевых что помешало? И десятые уже не просто десятые, уже три года гавкнулось, а так ничего и нет, если не считать слияния Макаровки с ИИВТ и появления на свет очередного фирменного уродца Минтранса, Положения о дипломировании. Где вы, заинтересованные организации? Ау, есть кто дома?
Войтенко Михаил
19 ноября 13
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Исследование деятельности профсоюзов РПСМ и ITF
Требовать или кланяться барину?
Зачем российской молодежи идти на флот?
Почему скандальное Приложение о дипломировании отвечает интересам государства
Юрий Михайлов: нужно сдвинуть с места проблему строительства флота
Морякам разрешено находиться в море не более четырех месяцев
Как послали северных капитанов
Регуляторная служба Украины поддерживает отмену лицензий для крюингов
Рассмотрение жалоб моряков должно проходить за считанные минуты???
Ассоциация Судовладельцев ЕС против спасения мигрантов торговыми судами
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 10:09

Часовой пояс: GMT + 3