– … А формы у меня пока нет, виновато произнёс я в ответ на вопросительно вскинутые брови капитана, который только что поднялся по парадному трапу на борт судна, и впервые увидел меня – нового члена экипажа, третьего штурмана, – заступившего к тому времени на береговую вахту. – Было бы содержание, – парировал он, и, развернувшись на каблуках, пошёл в свою каюту. Несколько часов назад я прибыл по распоряжению отдела кадров Балтийского морского пароходства на борт теплохода «Харлов», стоявшего в Лесном порту, и тут же был поставлен на вахту, первую мою вахту в качестве помощника капитана на торговом судне. Всё произошло неожиданно: телефонным звонком инспектор-кадровик вызвал меня в пароходство, и, не церемонясь, вручил направление на лесовоз «Харлов», предупредив, что на сегодняшний вечер уже назначен выход в рейс. Возражения не принимались, да я и не пытался возражать. А в голове закружились мысли: что-то название знакомое..., где же я встречал этот пароход? а как же с вещами? у меня с собой ничего нет… – Вот телефон. Позвоните домой. Пусть привезут Вам всё необходимое для рейса, – участливо пододвинул ко мне аппарат инспектор, – главное – документы: диплом, паспорт моряка, сертификаты. И уже после моего звонка жене, которой я твёрдым голосом объявил о назначении, – похвалил за выбор нужной тональности в разговоре с супругой. Да, не знал, не знал я, куда попал, – и это первый рейс после окончания морского училища! А попал – на «ссыльный» пароход, где работали за разные неблаговидные проступки наказанные моряки – те, которых увольнять или лишать заграничной визы было пока ещё не за что, а вот наказать следовало. Но я-то здесь причём? Ведь не успел ещё ничего натворить! Тут вспомнилось мне, где встречал т/х «Харлов», и струйка холодного пота предательски потекла по спине. А вспомнилось вот что. Гулль. 1986 год. Входим в порт на т/х «Механик Евграфов»: я – практикант – по швартовому расписанию нахожусь на баке, рядом – боцман, матрос, электрик. Смотрим – из порта навстречу выходит ржаво-корявая облезлая посудина. – Неужели такие калоши ещё бывают? – обронил кто-то, – интересно, чей он? – Точно не наш. Да.., не позавидуешь тем парням, что там работают. Однако, поравнявшись, увидели – всё-таки пароход наш, советский. Об этом говорили флаг и название на русском языке – ХАРЛОВ. – Не-а, в нашем пароходстве такого корыта нет. Может одессит, или с севера? – предположил боцман, но уже через пару секунд обернувшись назад и посмотрев на корму удалявшегося судна, прочитал: ЛЕНИНГРАД. – Не может быть! – всё ещё удивлялся боцман, но всем уже было ясно: пароход этот принадлежит Балтийскому морскому пароходству, как и судно, на котором мы тогда находились, следуя встречным курсом. Вот так номер! Ещё раз посочувствовав экипажу увиденного парохода, мы занялись своей работой. Так я впервые встретил т/х «Харлов». Тогда у меня и в мыслях не было, что вскоре, практически через год, именно с него начнётся моя трудовая деятельность в море. И вот – началась. Вернее – началось! Дело в том, что пришедший из рейса третий штурман, на место которого прислали меня, как только пароход коснулся стенки причала, перемахнул через планширь и убежал. По словам очевидцев – схватившись за голову и издавая нечленораздельные вопли. Он оставил всё на борту: документы, деньги, вещи. Больше его никто не видел. Так достали человека: и люди, и обстоятельства. А каково мне? Нужно было принять дела, познакомиться с заведованием, да просто узнать, что и где лежит. Никто ничего мне не показал. И если учесть, что рейс в качестве помощника капитана для меня был первый в жизни, опыта – никакого, я был весьма удручён. То, что было дальше, сможет понять только флотский штурман, знающий специфику работы в море. Поэтому не стану долго и нудно описывать те трудности и невзгоды, которые пришлось испытать за три месяца плавания. Скажу только, что этот период в жизни для меня стал самым трудным и напряжённым, потребовавшим невероятного напряжения сил: вахты, швартовки, авралы, бессонные ночи, изматывающая качка, оторванность – от дома, молодой жены, только что родившегося сына. Пароход был уже загружен лесом, и вскоре вышел в рейс. На пятые сутки подходим к порту Гулль. И вот тут происходит невероятное, в полном смысле этого слова. Замечу, что при приближении к иностранному порту на торговом судне поднимается флаг государства, которому этот порт принадлежит. Вот и сейчас нужно поднять Торговый флаг Великобритании. Я направляюсь к стеллажу с флагами, и из ячейки, обозначенной «Great Britain», достаю соответствующий – в чём я уверен – флаг, выхожу на палубу, поднимаю его, как и требуется в этом случае, и, ничтоже сумняшеся, возвращаюсь на навигационный мостик. Лоцман на борту, он даёт команды на руль и телеграф, капитан молча наблюдает за действиями лоцмана и окружающей обстановкой, матрос на руле исполняет команды, жужжат приборы, по мостику гуляет ветер от распахнутых дверей – всё, как обычно. Однако, что-то не так! На причале, у которого должен швартоваться пароход, наблюдается всё увеличивающаяся толпа, состоящая из людей пристально глядящих в нашу сторону, и, судя по характерным жестам, находящихся в явном недоумении и замешательстве. Тут я начинаю нервничать, и обращаю внимание капитана на необычайность происходящего на берегу. Тот спрашивает лоцмана, указывая рукой на причал: «What’s the matter?». В чём, дескать, дело? По рации лоцман связывается с берегом, через секунду его лицо вытягивается: похоже, он потерял дар речи. Спустя несколько секунд, показавшихся вечностью, он вымолвил: «You’ve hoisted Her Majesty State Flag», т.е. на нашем судне поднят флаг Королевы Великобритании, свидетельствующий о её присутствии на борту. Вообразите: в английский порт входит ржавый, унылого вида, просевший под грузом пиломатериалов, старый пароход, а на нём гордо развевается Флаг Её Величества Королевы Великобритании. Да, было чему удивиться публике на берегу. Такого зрелища они ещё не видели! Я бросаюсь к стеллажу с флагами, ячейка «Great Britain» пуста, никакого другого флага в ней нет. Позже я перебрал весь ящик – нужного флага там не оказалось. Как же судно прежде заходило в английские порты? Как сюда попал флаг королевы, которого по определению не должно было быть на борту? Действительно, невероятно… Так и пришвартовались к причалу, с которого тут же был перекинут на пароход тот самый, необходимый Торговый флаг Великобритании. Люди из толпы мало-помалу стали расходиться по своим делам, оживлённо обсуждая произошедший казус. Не удалось им лицезреть королеву, а так хотелось…. Валерий Соболев-Источник: Блог моряка торгового флота
You can post new topics in this forum You can reply to topics in this forum You cannot edit your posts in this forum You cannot delete your posts in this forum You cannot vote in polls in this forum You can attach files in this forum You can download files in this forum
– … А формы у меня пока нет, виновато произнёс я в ответ на вопросительно вскинутые брови капитана, который только что поднялся по парадному трапу на борт судна, и впервые увидел меня – нового члена экипажа, третьего штурмана, – заступившего к тому времени на береговую вахту.
– Было бы содержание, – парировал он, и, развернувшись на каблуках, пошёл в свою каюту.
Несколько часов назад я прибыл по распоряжению отдела кадров Балтийского морского пароходства на борт теплохода «Харлов», стоявшего в Лесном порту, и тут же был поставлен на вахту, первую мою вахту в качестве помощника капитана на торговом судне. Всё произошло неожиданно: телефонным звонком инспектор-кадровик вызвал меня в пароходство, и, не церемонясь, вручил направление на лесовоз «Харлов», предупредив, что на сегодняшний вечер уже назначен выход в рейс. Возражения не принимались, да я и не пытался возражать. А в голове закружились мысли: что-то название знакомое..., где же я встречал этот пароход? а как же с вещами? у меня с собой ничего нет…
– Вот телефон. Позвоните домой. Пусть привезут Вам всё необходимое для рейса, – участливо пододвинул ко мне аппарат инспектор, – главное – документы: диплом, паспорт моряка, сертификаты. И уже после моего звонка жене, которой я твёрдым голосом объявил о назначении, – похвалил за выбор нужной тональности в разговоре с супругой.
Да, не знал, не знал я, куда попал, – и это первый рейс после окончания морского училища! А попал – на «ссыльный» пароход, где работали за разные неблаговидные проступки наказанные моряки – те, которых увольнять или лишать заграничной визы было пока ещё не за что, а вот наказать следовало. Но я-то здесь причём? Ведь не успел ещё ничего натворить! Тут вспомнилось мне, где встречал т/х «Харлов», и струйка холодного пота предательски потекла по спине.
А вспомнилось вот что. Гулль. 1986 год. Входим в порт на т/х «Механик Евграфов»: я – практикант – по швартовому расписанию нахожусь на баке, рядом – боцман, матрос, электрик. Смотрим – из порта навстречу выходит ржаво-корявая облезлая посудина.
– Неужели такие калоши ещё бывают? – обронил кто-то, – интересно, чей он?
– Точно не наш. Да.., не позавидуешь тем парням, что там работают.
Однако, поравнявшись, увидели – всё-таки пароход наш, советский. Об этом говорили флаг и название на русском языке – ХАРЛОВ.
– Не-а, в нашем пароходстве такого корыта нет. Может одессит, или с севера? – предположил боцман, но уже через пару секунд обернувшись назад и посмотрев на корму удалявшегося судна, прочитал: ЛЕНИНГРАД.
– Не может быть! – всё ещё удивлялся боцман, но всем уже было ясно: пароход этот принадлежит Балтийскому морскому пароходству, как и судно, на котором мы тогда находились, следуя встречным курсом.
Вот так номер! Ещё раз посочувствовав экипажу увиденного парохода, мы занялись своей работой.
Так я впервые встретил т/х «Харлов». Тогда у меня и в мыслях не было, что вскоре, практически через год, именно с него начнётся моя трудовая деятельность в море.
И вот – началась. Вернее – началось! Дело в том, что пришедший из рейса третий штурман, на место которого прислали меня, как только пароход коснулся стенки причала, перемахнул через планширь и убежал. По словам очевидцев – схватившись за голову и издавая нечленораздельные вопли. Он оставил всё на борту: документы, деньги, вещи. Больше его никто не видел. Так достали человека: и люди, и обстоятельства.
А каково мне? Нужно было принять дела, познакомиться с заведованием, да просто узнать, что и где лежит. Никто ничего мне не показал. И если учесть, что рейс в качестве помощника капитана для меня был первый в жизни, опыта – никакого, я был весьма удручён. То, что было дальше, сможет понять только флотский штурман, знающий специфику работы в море. Поэтому не стану долго и нудно описывать те трудности и невзгоды, которые пришлось испытать за три месяца плавания. Скажу только, что этот период в жизни для меня стал самым трудным и напряжённым, потребовавшим невероятного напряжения сил: вахты, швартовки, авралы, бессонные ночи, изматывающая качка, оторванность – от дома, молодой жены, только что родившегося сына.
Пароход был уже загружен лесом, и вскоре вышел в рейс.
На пятые сутки подходим к порту Гулль. И вот тут происходит невероятное, в полном смысле этого слова. Замечу, что при приближении к иностранному порту на торговом судне поднимается флаг государства, которому этот порт принадлежит. Вот и сейчас нужно поднять Торговый флаг Великобритании. Я направляюсь к стеллажу с флагами, и из ячейки, обозначенной «Great Britain», достаю соответствующий – в чём я уверен – флаг, выхожу на палубу, поднимаю его, как и требуется в этом случае, и, ничтоже сумняшеся, возвращаюсь на навигационный мостик.
Лоцман на борту, он даёт команды на руль и телеграф, капитан молча наблюдает за действиями лоцмана и окружающей обстановкой, матрос на руле исполняет команды, жужжат приборы, по мостику гуляет ветер от распахнутых дверей – всё, как обычно. Однако, что-то не так!
На причале, у которого должен швартоваться пароход, наблюдается всё увеличивающаяся толпа, состоящая из людей пристально глядящих в нашу сторону, и, судя по характерным жестам, находящихся в явном недоумении и замешательстве. Тут я начинаю нервничать, и обращаю внимание капитана на необычайность происходящего на берегу. Тот спрашивает лоцмана, указывая рукой на причал: «What’s the matter?». В чём, дескать, дело?
По рации лоцман связывается с берегом, через секунду его лицо вытягивается: похоже, он потерял дар речи. Спустя несколько секунд, показавшихся вечностью, он вымолвил: «You’ve hoisted Her Majesty State Flag», т.е. на нашем судне поднят флаг Королевы Великобритании, свидетельствующий о её присутствии на борту.
Вообразите: в английский порт входит ржавый, унылого вида, просевший под грузом пиломатериалов, старый пароход, а на нём гордо развевается Флаг Её Величества Королевы Великобритании. Да, было чему удивиться публике на берегу. Такого зрелища они ещё не видели!
Я бросаюсь к стеллажу с флагами, ячейка «Great Britain» пуста, никакого другого флага в ней нет. Позже я перебрал весь ящик – нужного флага там не оказалось. Как же судно прежде заходило в английские порты? Как сюда попал флаг королевы, которого по определению не должно было быть на борту? Действительно, невероятно…
Так и пришвартовались к причалу, с которого тут же был перекинут на пароход тот самый, необходимый Торговый флаг Великобритании. Люди из толпы мало-помалу стали расходиться по своим делам, оживлённо обсуждая произошедший казус. Не удалось им лицезреть королеву, а так хотелось….
Валерий Соболев-Источник: Блог моряка торгового флота